Борьба с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Подводя итог исследования причин возникновения коррупции, выделим основные из них:
- непомерное разрастание бюрократического аппарата чиновников
- криминализация властных отношений (зависимость власти от частного капитала)
- низкий уровень заработной платы госслужащих
- отсутствие общественного контроля за деятельностью органов государственной власти
- несовершенство законодательства, регулирующего отношения власти и капитала.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, явление и сущность коррупции в РФ.
Характеристика понятия коррупция.
Исторический аспект антикоррупционной деятельности.
Современное состояние законодательства о коррупции.
Глава 2. Федеральный закон «О противодействии коррупции»
2.1 Характеристика ФЗ «О противодействии коррупции»
2.2 Реализация законодательства о противодействии коррупции.
Глава 3.Основные направления борьбы с коррупцией в государственном аппарате.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 63.97 Кб (Скачать файл)

Введение

Глава 1. Понятие, явление  и сущность коррупции в РФ.

    1. Характеристика понятия коррупция.
    2. Исторический аспект антикоррупционной деятельности.
    3. Современное состояние законодательства о коррупции.

Глава 2. Федеральный закон  «О противодействии коррупции»

2.1 Характеристика ФЗ «О  противодействии коррупции»

2.2 Реализация законодательства  о противодействии коррупции.

Глава 3.Основные направления  борьбы с коррупцией в государственном  аппарате.

Заключение.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Коррупция является постоянным спутником государственных институтов власти, уходящим в глубину веков. Как социально-негативное явление  в обществе, коррупция существовала всегда, как только формировался управленческий аппарат, и была присуща всем государствам в любые периоды их развития. Под  коррупцией следует понимать использование  государственными, муниципальными и  иными публичными служащими, либо служащими  коммерческих или иных организаций  своего статуса для незаконного  получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в  том числе неимущественного характера), либо предоставление таких преимуществ.

Проблема коррупции в  России и в мире приобретает все  более угрожающий характер. Она получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. По уровню коррумпированности Россия занимает одно из ведущих мест.

Активные преобразования в России начала 1990-х гг. не только привели к коренным изменениям в  ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов  демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось  формирование многих государственных и общественных институтов, что породило коррупционную деятельность во всех государственных органах.

Причинами этого явились  не только просчеты проводимых реформ и борьба между старой и нарождающейся  общественной элитой. Отставанию в  развитии также способствовало возникновение  и развитие в российском обществе ряда крайне социально опасных явлений: организованная преступность, бюрократизм, коррупция в формирующейся российской системе государственных органов управления. Это привело к созданию слабого, малоэффективного механизма государственного управления, власть которого стала средством удовлетворения личных и клановых интересов отдельных групп государственных служащих, произошло их сращивание, как с представителями бизнеса, так и с организованной преступностью.

Эти проблемы особенно актуализировались  в последние пять лет в условиях попыток государственной власти и ее верховных институтов провести конкретные мероприятия по укреплению государственности, наведению порядка  в системе государственного управления, "разъединению" государственного управления и предпринимательской  деятельности. В условиях слияния  чиновничества и представителей бизнеса коррумпированность государственного аппарата стала серьезной угрозой  для обеспечения стабильности и  развития России.

Современные возможности  российского общества и государства (правовые, организационные, идеологические, материальные и т.д.) в противостоянии коррупции крайне ограничены, так  как до настоящего времени этой проблеме в нашей стране не уделялось достаточного внимания. Несмотря на серьезность  ее социальных последствий и многообразие форм проявления, в России не велось необходимых комплексных исследований в данной области.

По своей природе коррупция  представляет собой социально-правовое явление, обуславливающее необходимость  борьбы с ней различными методами и средствами, в том числе и  правовыми. Сказанное объясняется  двумя причинами. Во-первых, тем, что  коррупция деформирует существующие легальные методы и механизмы  управления общественными процессами и влечет антисоциальные последствия. Во-вторых, деятельность участников коррупционных  отношений неправомерна, поэтому  важнейшие свойства права, его формальная определенность, нормативность, государственная  гарантированность, системность при  умелом и последовательном их использовании  способны надежно противостоять  неписаным теневым правилам.

Правоохранительные структуры России противодействуют коррупции на основе действующего законодательства, которое пока далеко от совершенства. Многие отечественные законы формулируются так, что могут быть истолкованы произвольно, а в такой ситуации вряд ли стоит ждать положительных результатов от работы спецслужб. К разрешению проблемы надо подходить комплексно, т.е. одновременно бороться с последствиями (раскрытие и расследование коррупционных преступлений, а также принятие мер по возмещёнию причиненного ими ущерба) и устранять причины их предпосылки.

Правоохранительная деятельность – не единственный элемент в системе  мер противодействия распространению  коррупции. Здесь немаловажная роль отведена профилактике преступности, в том числе на стадии разработки законов и подзаконных нормативных  актов, а также на этапах их совершенствования.

Проблема коррупции на сегодняшний день является одной  из важнейших в органах государственного аппарата. Особенно остро она стоит в тех органах власти, которые осуществляют интенсивное и непосредственное взаимодействие с гражданами и организациями по вопросам оказания общественно значимых государственных услуг и исполнения государственных функций.

В последнее 10-12 лет в России наблюдается превалирование неформальных способов регулирования общественных отношений, что во многом является следствием воздействия коррупции на природу  властных отношений. В этой связи  необходимость исследования явления  коррупции очевидна, для чего уместно  объединить усилия специалистов различных  областей науки, работающих над данной проблемой: политологов, социологов, правоведов, философов и др.

Тема дипломной работы является в настоящее время очень  актуальной. Цель работы: раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы. Ведь проблема коррупции в последнее  время носит массовый характер, затрагивает  все сферы человеческой жизнедеятельности. Коррупция превратилась в системную  проблему.

Объектом исследования является проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством в России и за рубежом.

Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития коррупционных отношений (как способа реализации замыслов преступных сообществ), их сущность, структура, основные элементы и принципы.

Теоретико-методологическую основу работы составляют фундаментальные  труды отечественных и зарубежных ученых в области новой институциональной  экономики:А.А. Аузан, А. Банерджи, П.В. Крючкова, С. Пейович, В.Л. Тамбовцев, Э.Г. Фуруботн, А.Е. Шаститко а также современные  научно-прикладные и методические наработки  в области исследования коррупции  Р. Вишни, Д. Кауфманн, М.И. Левин, М.А. Овчинников, С.А. Пархоменко, В.Л. Римский, Г.А. Сатаров, В. Танзи, А. Шляйфер. В ходе исследования автором был реализован комплексный  подход к изучению коррупции, базирующийся как на общенаучных методах исследования, так и на современных прикладных методиках.

Информационную базу исследования составляют федеральные нормативные правовые акты в области противодействия коррупции и соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в том числе положения об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации; рейтинги российских регионов по качеству государственного управления; зарубежные и отечественные прикладные исследования, посвященные разработке инструментария антикоррупционной политики; материалы научных конференций, посвященных проблеме коррупции и поиску путей ее решения.

Задачами исследования являются вопросы совершенствования борьбы с проявлениями коррупции.

Цели и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе дано определение коррупции, раскрывается понятие коррупции, отображены истоки возникновения коррупции, как в нашей стране, так и в мире в целом, проведен анализ законодательства РФ, регулирующее вопросы коррупции.

Во второй главе  характеризуется ФЗ «О противодействии коррупции»

В третьей главе рассмотрены основные направления по борьбе с коррупцией.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и предложения автора, выделяются вопросы имеющие наибольшую ценность для деятельности юридических органов задействованных в сфере борьбы с коррупцией и сопровождающей ее организованной преступностью. 

 

 

 

Глава 1. Понятие, явление и сущность коррупции  в РФ.

 

    1. Характеристика понятия коррупция.

 

Коррупция представляет собой  социальный феномен, не имеющий однозначного понимания и интерпретации в  общественном сознании. В обществе нет консенсуса по поводу понятия коррупции. Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний.

Известно, что в основе термина «коррупция» лежит латинское  слово «corruptio», означающее в буквальном переводе «порчу, подкуп». В целом этот перевод дает общее представление о сущности коррупции – порче или коррозии власти путем ее подкупа – с точки зрения рассмотрения ее в качестве социального явления.

Одно из наиболее кратких, но достаточно емких определений коррупции дает Словарь иностранных слов: это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

Коррупцией следует считать  осуществляемое любыми способами и  при любых условиях извлечении выгоды из своего положения в системе  государственной власти или из связанного с ним своего общественного статуса  в корыстных целях.  

Однако существует и представляется правильным более широкое понимание  коррупции как социального явления, не сводящегося только к подкупу, взяточничеству. Краткое и ёмкое  определение коррупции содержится в Справочном документе ООН о  международной борьбе с коррупцией: «Коррупция – это злоупотребление  государственной властью для  получения выгоды в личных целях».1

В статье 8 Конвенции ООН  против транснациональной организованной преступности, которая была подписана 12 декабря 2000 года в Палермо, коррупция  определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают:

а) обещание, предложение  или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или  иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное  лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично  или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического  или юридического лица с тем, чтобы  это должностное лицо совершило  какое-либо действие или бездействие  при выполнении своих должностных  обязанностей

Проанализировав приведенные  определения понятия коррупции  можно сделать следующие выводы:

- коррупция всегда связана с государственной службой, государственной властью, в силу этой прямой зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального, политический характер;

- коррупция выходит за  пределы взяточничества. Взяточничество – вознаграждение (или предложение вознаграждения), выражающееся в передаче денег, ценных вещёй или услуг государственным служащим или другим лицам, таким, как сотрудники конкурирующих фирм с целью достижения выгодной договорённости, получения частной информации или другой помощи, которую взяткодатель не может получить законным путём.

Издавна на Руси слово «взяточничество» ассоциировалось, прежде всего, с получением государственным служащим конкретной взятки (часто на основе её вымогательства) за какие-то определённые, как бы заранее  оговоренные деяния;2

- коррупция включает в себя непотизм (Непотизм, лат., замещение должностей предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования;

- коррупция, как злоупотребление  властью, может осуществляться  для получения выгоды не только  в целях личного, но и корпоративного, кланового интереса. Это не всегда  прямо связано с присвоением  материальных ценностей, так как  корпоративный интерес порой  преследует политические цели: создание  политических условия, обеспечивающих  возможности «легального», «законного»  захвата, присвоения в будущем  материальных и финансовых средств. 

В большинстве случаев  коррупция наносит прямой экономический  ущерб личности, обществу и государству.

Информация о работе Борьба с коррупцией