Антикризисное управление предприятием на примере ЗАО «Новоуральская промышленная компания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределил необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена - предприятия, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.
Рыночная реформа, кризисное состояние российской экономики и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий, выбор методов антикризисного управления, превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
1 Теоретические основы антикризисного управления………………………….
1.1 Сущность, цели и задачи антикризисного управления……………………
1.2 Причины и факторы неплатежеспособности предприятия……………….
1.3 Методы расчета анализа финансового состояния предприятия…………..
2 Анализ антикризисного управления предприятия ЗАО «НПК»…………..
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ЗАО «НПК»..
2.2 Анализ финансового состояния предприятия ЗАО «НПК»……………
2.3 Анализ вероятности банкротства ЗАО «НПК»………………………….
3Пути преодоления кризисных явлений на предприятии ЗАО «НПК»……
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление предприятием.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)

 

Самая злободневная проблема Российской экономики – неплатежеспособность. Продолжающийся кризис платежных отношений остается главной угрозой возобновления спада в экономике и препятствием для начала устойчивого экономического роста.

Предприятие осуществляет производственную и коммерческую деятельность вступает в отношение с налоговыми органами, банками, другими предприятиями. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, в силу которых оно становиться должником и будет обязано в определенный срок совершить платеж, поставить товар, оказать услугу.

Кризисное предприятие, имеющее хроническую неплатежеспособность, наносит серьезный урон интересам многих категорий участников рынка. Такое состояние предприятия означает поглощение ресурсов или средств кредиторов, а так же образование недоимки по налогам и другим обязательным платежам, что блокирует поступление в доходную часть государственного бюджета.

Платежеспособность предприятия подтверждена влиянием, которые генерируются как самим хозяйствующим субъектом, так и возникающим из вне. Исследование причин и предпосылок неплатежеспособности предприятия является ключевым вопросом антикризисного управления. Учитывая, что предприятие в системе антикризисных процедур является одновременно субъектом и объектом, наиболее важным представляется деление факторов на  внутренние и внешние. Внешние факторы не зависят от организации работы предприятия. Внутренние – напрямую зависят от уровня антикризисного менеджмента на предприятии. В целях определения этапов и мер по оздоровлению финансов организации был сформулирован подробный перечень возможных причин отрицательно влияющих на платежеспособность предприятия [30, с. 308].

Внешние причины:

  1. Общеэкономические:
  • рост инфляции (выше 3-4%);
  • ухудшение платежеспособности населения, снижения уровня реальных доходов населения;
  • рост безработицы;
  1. Государственные:
  • величина налоговых изъятий, на которые хозяйственный субъект систематически уменьшает свой финансовый поток, осуществляя платежи налогов и сборов; cчитается, что налоги формируют финансовые ресурсы всего общества, а управлять этими общественными финансовыми ресурсами призван государственный аппарат;
  • неплатежеспособность федеральных, муниципальных органов по своим заказам и обязательствам. Если товаропроизводитель кредитует поставкой своих товаров бюджетного покупателя, а последний не запланировал деньги, чтобы своевременно и в полном объеме расплатиться с данным кредитором, то это повлияет на платежеспособность товаропроизводителя;
  • повышение цен на энергоресурсы, газ, воду, тепло, транспорт, материальные и иные, регулярно необходимые ресурсы и услуги которые включаются в издержки предприятия. Рост  этих издержек негативно отражается на платежеспособность субъекта. Товары и услуги цены, на которые велики, т.к. учитываются затраты на ресурсы трудно реализовать на рынке, поскольку такие цены не соответствуют текущей платежной способности спроса, что ведет к ухудшению платежеспособности.
  1. Рыночные:
  • отсутствие государственной поддержки отечественных производителей товаров и услуг;
  • снижения спроса на продукцию из-за увеличения на рынке товаров-субститутов, дешевых товаров из ближнего и дальнего зарубежья или из-за более качественных товаров конкурентов;
  • высокая стоимость кредиторских ресурсов;
  1. Прочие:
  • негативные демографические тенденции;
  • стихийные бедствия, техногенные катастрофы;
  • ограбление организаций, убийство руководителя.

Конкретные пути выхода организации из кризисного финансового состояния зависят от причин ее нестабильности, прежде всего от внутренних причин. Рассмотрим их более подробно.

Внутренние причины:

  1. Операционные (производственные):
  • низкий уровень использования основных фондов, простои оборудования;
  • высокий уровень физического и морального износа основных фондов (оборудования), составляющих производственный аппарат данного хозяйствующего субъекта. Передовые, высокопроизводительные  машины и оборудование позволяют с положительной доходностью выпускать качественную продукцию, которая находя платежеспособный спрос обеспечивает предприятию ритмичный кругооборот и рост финансового потока.;
  • устаревшая технология производства продукции и оказания услуг;
  • высокий размер страховых и сезонных запасов, с одной стороны, запасы сырья и материалов и комплектующих обеспечивают ритмичную работу предприятия; запасы готовой продукции позволяют быстро удовлетворять незапланированный спрос. С другой стороны такие вложения не всегда бывают экономически выгодны и приводят к застою финансового потока;
  • низкое качество продукции и услуг. Данное условие не дает предприятию получать максимальную прибыль в текущих спросовых ограничениях;
  • высокая себестоимость изготовления продукции;
  • перерасход ресурсов, наличие брака;
  • нарушение трудовой дисциплины, нерациональная организация труда работников, превышение численности работников;
  • несвоевременное поступление сырья и материалов;
  • снижение объема продаж, а следовательно снижение выручки.
  1. Финансовые:
  • неэффективная структура активов (низкая их ликвидность);
  • высокая доля заемного капитала;
  • низкая рентабельность производства;
  • неэффективная долгосрочная и краткосрочная финансовая политика;
  • высокая доля и рост дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
  • высокая доля и рост кредиторской задолженности поставщикам, бюджетным и внебюджетным фондам, перед персоналом;
  • рост доли готовой продукции в запасах на складе комплектующих;
  • рост расходов на энергоресурсы на единицу готовой продукции;
  • недостаток собственного капитала.

При анализе деятельности организации надо учесть неправильно принятые долгосрочные инвестиционные решения:

    • незавершенные объекты строительства;
    • перерасход инвестиционных ресурсов;
    • ошибочно составленный бизнес-план по новым проектам;
    • поставки дорого и не оправдавшего технических характеристик оборудования;
    • недостаток капитала для модернизации производства;

Следовательно, что платежеспособность предприятия подвержена влияниям, которые генерируются, как самим хозяйствующим субъектам, так и возникающим из вне. Внешние и внутренние факторы, которые отмечены выше, постоянно дестабилизируются государственные финансы. Выявленные связи отягощаются фактором дисбаланса функционально - управленческой  конфигурации предприятия, последствиями технологической старости их основных фондов. Таким образом, платежеспособность хозяйствующего субъекта влияет на всех без исключения внешних субъектов.

    1. Методика расчета анализа финансового состояния предприятия

 

В условиях кризиса финансового состояния предприятия требует более детализированного анализа. Это необходимо для выявления даже самых скрытых проблем, в целях принятия наиболее эффектного решения для их устранения.

Анализ финансового состояния предприятия, находящегося в кризисном состоянии включает в себя следующие группы показателей:

  1. показатели финансовой устойчивости и платежеспособности;
  2. показатели рентабельности и деловой активности;
  3. показатели кредитоспособности;
  4. показатели экономической эффективности.

Финансовая устойчивость представляет собой такое финансовое и экономическое состояние предприятия, при котором платежеспособность сохраняет устойчивую тенденцию, т.е. постоянна во времени, а соотношения собственного и заемного капитала находятся в пределах, обеспечивающих эту платежеспособность.

Традиционные методы определения платежеспособности состоят в расчете коэффициентов, которые определяются на основе структуры баланса. Рассчитанные коэффициенты сопоставляются с их нормативным значением, что и составляет заключительный акт оценки. Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности.

Ликвидность – способность чего-либо быстро обращаться в денежную форму. Ликвидность баланса – степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств [26, с. 11].

При исследование ликвидности рассчитывают следующие показатели:


Коэффициент абсолютной ликвидности =                                            (1)


Коэффициент текущей ликвидности =                                                  (2)

Коэффициент покрытия =                                                                    (3)



Коэффициент общей платежеспособности =                                    (4)


Коэффициент автономии =                                                                        (5)

 

Где: ДС – денежные средства; КФВ – краткосрочные финансовые вложения; ДЗ – дебиторская задолженность; З – запасы; ОА – оборотные активы; КО – краткосрочные обязательства; КР – капиталы и резервы; ВБ – валюта баланса.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие сможет погасить в ближайшее время.

Коэффициент текущей ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.

Коэффициент покрытия – показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Коэффициент автономии показывает, на сколько предприятие зависимо от кредиторов [15, с. 78].

Перейдем к измерителям финансовой устойчивости предприятия. Здесь также применяется несколько коэффициентов:

Коэффициент обеспеченности оборотных активов =                (6)

Коэффициент финансовой устойчивости =                               (7)

Коэффициент реальной стоимости имущества =               (8)

Коэффициент маневренности собственных средств =             (9)

Коэффициент финансовой независимости =                              (10)

 

Где: ВА – внеоборотные активы; П – пассив; А – актив; ДО – долгосрочные обязательства; У – непокрытый убыток; ОС – осн6овные средства; ПЗ – производственные запасы; НП – незавершенное строительство; СОС – собственные оборотные средства.

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами показывает, на сколько изучаемое предприятие обеспечивает (не обеспечивает) оборотные активы собственными средствами.

Коэффициент маневренности показывает, сколько процентов капитала предприятия находится в мобильной форме.

Коэффициент финансовой независимости показывает, на сколько предприятие обеспечено собственными средствами и независимо от кредиторов.

При рыночной экономике результаты деятельности предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Рассчитывают следующие показатели рентабельности:

Рентабельность продаж =                                  (11)

Рентабельность капитала =                                                             (12)


Рентабельность внеоборотных активов =                                           (13)

 

Рентабельность собственного капитала =                                   (14)

 

Рентабельность затрат =                                                               (15)

 

Рентабельность заемных средств =                                 (16)

 

Где: ЧП – чистая прибыль, В – выручка, З – затраты.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции. Уменьшение показателя о снижении спроса на продукцию предприятия. 

Рентабельность капитала показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение показателя говорит о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.

Рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность использования внеоборотных активов.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента влияет на уровень котировки акций предприятия.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием на примере ЗАО «Новоуральская промышленная компания»