Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.

Вложенные файлы: 1 файл

My DiPloMa ProJecT.docx

— 181.70 Кб (Скачать файл)

     Экономическая несостоятельность - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).

     Таким образом, факт банкротства либо экономической  несостоятельности может быть констатирован  только судебным решением.

     Законом о банкротстве установлена обязанность  учредителей (участников) должника - юридического лица, собственника имущества должника - унитарного предприятия, индивидуальных предпринимателей, государственных органов, местных исполнительных и распорядительных органов в пределах своей компетенции принимать своевременные меры по предупреждению банкротства [5].

     Должник может принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) как самостоятельно, так и с помощью государственного органа, в ведении либо подчинении которого он находится.

     В целях улучшения финансового  состояния должника, создания условий  для его стабильной и эффективной  хозяйственной (экономической) деятельности руководители организаций, собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции обязаны своевременно следующие меры по досудебному оздоровлению предприятия:

     - изменять структуру и состав органов управления юридических лиц и иных организаций;

     - взыскивать дебиторскую задолженность;

     - принимать меры по выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;

     - привлекать инвестиции, в том числе иностранные;

     - содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;

     Принимать меры по:

     - погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

     - изменению сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, рассрочки с поэтапной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия такого кредита;

     - предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке;

реорганизовывать  юридические лица;

     - принимать иные меры, не противоречащие законодательству.

     Правительство Республики Беларусь вправе устанавливать  отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторий) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях обеспечения условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности;

Данный  перечень не ограничен и предполагает помимо упомянутых проведение любых, не противоречащих законодательству мероприятий, способствующих восстановлению платежеспособности должника.

Для восстановления платежеспособности должника в процедуре  банкротства могут приниматься  следующие меры:

     - ликвидация дебиторской задолженности;

    - исполнение обязательств должника собственником имущества должника                                                                                                                 - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

     - предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;

     - перепрофилирование производства;

     - закрытие нерентабельных производств;

     - продажа части имущества должника;

     - уступка требования должника;

     - предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций;

     - продажа предприятия должника (далее - предприятие);

     - применение иных способов.

     Если  суд признает должника банкротом, открывается  ликвидационное производство. Эта процедура  имеет целью продажу имущества  должника для максимального и  соразмерного удовлетворения требований кредиторов, признание долгов должника погашенными.

  С момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой его стадии может быть заключено мировое соглашение   после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди и при согласии всех кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

     Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным  судом. В случае его утверждения  хозяйственный суд выносит определение  о прекращении производства по делу о банкротстве, в котором указывает об утверждении им мирового соглашения.

     Мировое соглашение может быть заключено  на условиях:

     - отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств должника;

     - уступки требования должника;

    - исполнения обязательств должника третьими лицами;

    - перевода долга;

    - обмена требований кредиторов на акции;

     - удовлетворения требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству.

  В процедуре банкротства могут присутствовать понятия ложного банкротства и преднамеренного банкротства.

     Понятие ложного банкротства, на первый взгляд, схоже с аналогичным понятием в уголовном законодательстве. Однако эти понятия различаются по своей  правовой природе, субъектному составу  и последствиям. В Законе о банкротстве под ложным банкротством понимается обращение в хозяйственный суд полномочного органа (лица) должника о его банкротстве при фактическом отсутствии признаков экономической несостоятельности (банкротства), то есть при наличии у должника активов в таком количестве, которого достаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Реального банкротства должника в этом случае нет, оно фиктивно. В качестве последствий для самого должника (юридического лица или индивидуального предпринимателя) Закон о банкротстве предусматривает возложение ответственности за убытки, причиненные таким действием. Дело в том, что принятие заявления о признании должника банкротом влечет вынесение хозяйственным судом определения о возбуждении дела о банкротстве, а оно, в свою очередь, влечет серьезные негативные правовые и экономические последствия для кредиторов и других лиц и подлежат возмещению за счет должника.

     В уголовном законодательстве (ст. 238 УК) под ложным банкротством признается представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем либо собственником юридического лица заведомо ложных документов с целью объявления себя банкротом (ложное банкротство). Такое преступление наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок. Ложное банкротство, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

     Следует заметить, что применение последствий  к должнику, предусмотренных Законом о банкротстве, не исключает применение уголовно-правовых санкций по отношению к физическим лицам, совершившим преступление, предусмотренное ст. 238 УК.

     Преднамеренным  по Закону о банкротстве считается  реальное банкротство должника, но произошедшее по вине его учредителей (участников), собственника его имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия. Последствием такого преднамеренного банкротства может быть возложение на виновных лиц субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед его кредиторами при недостаточности имущества самого должника.

     В УК (ст. 240) преднамеренное банкротство - это умышленные создание или увеличение неплатежеспособности, совершенные индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в личных интересах или в интересах иных лиц и повлекшее причинение ущерба в крупном размере. Такой состав преступления наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

     Оба вида ответственности (по Закону о банкротстве - гражданско-правовая, по УК - уголовная) взаимно не исключаются. 

    1. Методика  антикризисного управления
 

     Действия  собственника в кризисной ситуации по отношению к предприятию как объекту собственности могут исходить как из права пользования ею, так и из права распоряжения. Решения, основанные на праве распоряжения собственностью, состоят в том, что предприятие можно продать - как целое или частями (например, отдельные корпуса, цехи, представляющее ценность оборудование, участок земли, строения и т. п.).

     Продажа предприятия в целом имеет  смысл антикризисного действия только в том случае, если новый хозяин способен лучше использовать собственность. Как частный случай такой продажи можно рассматривать скупку акций в количестве, превышающем минимальный размер контрольного пакета, субъектом, имеющим реализуемые антикризисные проекты.

     Если  рыночная цена отдельных компонентов  собственности превышает связанные  с продажей расходы (затраты на расчистку  территории, уничтожение неликвидных  компонентов и т. д., расходы на поиск покупателей, а также затраты на оформление сделки, включая налоги), то продажа части предприятия является эффективным способом повышения ликвидности активов и создания финансового потенциала для проведения изменений в оставшейся части.

     Несмотря  на то, что продажа предприятия  в целом или его части часто  оказывается вынужденным действием  в кризисной ситуации, основные типы антикризисных процессов (в том  числе и используемые новыми собственниками в случае продажи) основываются на праве пользования собственностью. В этом случае для разработки и реализации эффективной антикризисной программы необходимо выбрать тип процесса изменения функционирования [4].

     Изменения в деятельности предприятия могут  быть как количественными, так и качественными. Теория позволяет выделить 5 типов процессов изменений: 
 - 1 - й тип - рост или сокращение, количественные изменения без качественных трансформаций. Многие руководители предприятий ныне жалуются на спад спроса и, соответственно, спад производства, рассматривая эту ситуацию в чисто количественном аспекте, т. е. не предполагая никаких качественных изменений в деятельности предприятия.

     Действительно, как известно из экономической теории, в зависимости от соотношения  условно - постоянных затрат, переменных затрат и цен может быть рассчитан  тот минимальный объем производства, при котором оно является безубыточным (точка безубыточности).

     Прибегая  к традиционным методам снижения затрат (например, путем сокращения персонала, сдачи в аренду излишних площадей и т. д.), можно до известных  пределов сдвигать точку безубыточности в сторону меньших значений объема продаж и в каких - то случаях (и на какое - то время) сделать предприятие прибыльным без качественных изменений: перепрофилирования деятельности, изменения способов сбыта и т. п.

Информация о работе Антикризисное управление