Антикризисное регулирование: сущность и направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Подавляющее большинство кризисов в хозяйствующих субъектах возникают из-за того, что они существуют в социально-экономической системе, которая имеет интересную предрасположенность к циклическим колебаниям: изменяются люди, их потребности, интересы общества в целом, техника и технология, появляются новые продукты, работы и услуги. Так как предприятия и организации осуществляют свою деятельность в рамках производственной, финансовой, инвестиционной сферы, т.е. внутри социально-экономической системы, то всё это определяет её (деятельности) связь с различными видами рисков.

Вложенные файлы: 1 файл

антикр.docx

— 85.37 Кб (Скачать файл)


Введение 

Экономическое положение России улучшается. Страна постепенно выходит из кризиса, но, не смотря на это, многие предприятия  и организации всё ещё находятся  в той или иной стадии кризисного финансового состояния.

Подавляющее большинство кризисов в хозяйствующих  субъектах возникают из-за того, что они существуют в социально-экономической  системе, которая имеет интересную предрасположенность к циклическим  колебаниям: изменяются люди, их потребности, интересы общества в целом, техника  и технология, появляются новые продукты, работы и услуги. Так как предприятия  и организации осуществляют свою деятельность в рамках производственной, финансовой, инвестиционной сферы, т.е. внутри социально-экономической системы, то всё это определяет её (деятельности) связь с различными видами рисков.

Руководство не всегда подготовлено к принятию радикальных мер для того, чтобы  сохранить себя в рыночной системе, так как в противном случае предприятию грозит ликвидация. В  таких ситуациях инициативу принимает  на себя государство – властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабах страны [1; 12с.]. 

В таком  случае во внутреннюю среду предприятия  вмешиваются внешние управленческие структуры, т.е. наступаю процедуры  несостоятельности (банкротства). Это  можно определить высказыванием  революционных лет: «стены сломаны, крепость пала, войско разбито, командиры  пленены, началась экспроприация ценностей». На первый взгляд нам кажется, что  применяются слишком жёсткие  меры, но всё это делается лишь для  того, чтобы уберечь от дальнейшего  разрушения то, что ещё можно сохранить  и во что ещё можно вдохнуть жизнь. В данном случае процедуры  банкротства обеспечивают эволюцию производства, продвижение нового, отмирание старого, т.е. прогрессивное  развитие рыночной экономики.

ГЛАВА1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ

Проблема  участия государства в регулировании  экономики имеет весьма продолжительную историю. Причиной этому являются волнообразные процессы развития технической цивилизации и экономических отношений, а также изменения приоритетов политических институтов. На разных этапах развития человечества функции государственных институтов в регулировании хозяйственной жизни территории и отраслей менялись. Причём расширение или сужение государственных функций управления хозяйствующими субъектами, регулирования межсубъектных отношений происходило неоднократно на протяжении веков. Всё это свидетельствует о том, что нет прямой зависимости между общей тенденцией развития мирового хозяйства по пути интенсификации и усилением или ослаблением государственного регулирования экономики. Тем не менее, государство как гарант стабильности общественного воспроизводства влияет на экономику в следующих ситуациях:

   -  Милитаризация экономики для  выполнения оборонительных или  агрессивных задач;

   - Ускорение  осуществления энергетических, производственных, социальных, экологических, научных,  технических, военных и других  программ национального масштаба;

  -       Изменение геополитического положения  государства;

  -  Смена  способа производства (достижение  соответствия производительных  сил и производственных отношений);

   -   Мобилизация сил для преодоления  политического и экономического  кризиса [2, стр.49].

Но вопреки  общепризнанному мнению, государство  является не внешней системой, а  составной частью, другими словами  элементом 

рыночной  экономики, в связи с чем осуществляет своё воздействие (регулирование) на различные  сферы воспроизводственного процесса. Лучше 

понять  данную систему поможет Рис.1., на котором изображены важнейшие рычаги воздействия государства на экономику.

Рис.1. Важнейшие формы воздействия государства на экономическую

систему

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – система опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов и тем самым на экономику в целом [3, стр.31].

Пути  воздействия могут применяться  различные:

      • Правовое – законотворчество и обеспечение соблюдения законодательства;
      • Административное – издание постановлений, распоряжений, нормативных документов и других решений государственных и муниципальных органов по административному регулированию деятельности хозяйствующих субъектов;
      • Экономическое – создание условий для развития деловой активности коммерческих организаций в направлении государственных и муниципальных приоритетов (налоги, платежи, ссуды, заказы и т.п.);
      • Социальное – издание документов, регламентирующих воспроизводство кадров, участие работников в хозяйственной деятельности (найм, зарплата, условия труда и отдыха, специальная учёба, работа с молодёжью и пенсионерами и др.);
      • Экологическое – понуждение хозяйствующих субъектов к выполнению природоохранных мероприятий, выдача технических условий фирмам, осуществляющим размещение промышленных и других объектов;
      • Информационное – создание постоянно обновляющегося информационного поля для функционирования хозяйствующих субъектов в приоритетных направлениях    [2, стр. 50].

ГРЭ может  решать задачи различного характера, но степень его воздействия на экономику  должна вписываться в рациональные рамки. Уровень участия государства в активности отдельных хозяйственных систем в социальной рыночной экономике представлен в виде диаграммы на Рис.2.


 

 

 

 

 

 

Рис.2. Уровень участия государства в активности отдельных хозяйственных систем в социальной рыночной экономике

 

Для ликвидации сбоев в функционировании рыночного  механизма на микроуровне, создания условий для преодоления кризисных  явлений государство проводит государственное  антикризисное управление (ГАУ) и  регулирование (ГАР).

Понятие «антикризисное управление» связано с непосредственным влиянием субъекта управления на объект управления.

К государственным управленческим функциям относится:

      • Организация управления предприятиями федерального подчинения.
      • Участие в управлении предприятиями с государственной долей собственности, путём выборов или назначения в органы управления этих предприятий представителей государства.
      • Правильное использование и управление государственным недвижимым имуществом (золотой фонд государственной собственности), что способствует предотвращению и ликвидации последствий кризисов.
      • Непосредственное воздействие и влияние на процессы, протекающие с участием земельных ресурсов, т.к. преобладающая часть земельных угодий, в том числе сельскохозяйственные угодья и лесной фонд, находятся в собственности государства.
      • Право государства контролировать отношения собственности в регионах, в частности перевод собственности из региональной в федеральную [4, стр. 23].

Все вышеперечисленные  функции государства в антикризисном  управлении сводятся к двум основополагающим:

    1. не допустить кризисного разрушения фирм (прежде всего производственных), которые имеют ресурсы для продолжения и улучшения деятельности, т.е. государственная поддержка;
    2. своевременно отсечь у стагнирующих фирм гангренозные участки, чтобы они не погубили другие части, способные к расширенному воспроизводству, т.е. государственная санация (крайней мерой которой является банкротство и ликвидация нежизнеспособной фирмы, чтобы она не заражала макроэкономику) [2, стр.51].

Антикризисное регулирование экономики – это комплекс планомерных действий законодательных и испонительно-распорядительных органов национального, надрегионального, регионального и муниципального уровней по защите хозяйствующих субъектов от разрушения..

В данном случае государство призвано одновременно стимулировать позитивные социально-экономические  процессы и ограничивать возможные  антисоциальные последствия игр  стихийно-рыночных сил, т.е. страховать общество от них.

Основными формами государственного антикризисное регулирование экономики являются:

Нормотворческая деятельность – издание законов и подзаконных актов:

      • Гражданский кодекс РФ - основной «экономический закон»;
      • Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»;
      • Другие указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Финансовое  регулирование – линии государственного воздействия:

      • Формирование бюджета;
      • Эмиссия ценных бумаг;
      • Кредиты и ссуды;
      • Курсовая политика Центробанка;
      • Налоговое регулирование;
      • Тарифы;
      • Цены на сырьевые ресурсы.

Производство  – линии государственного воздействия:

      • Государственный заказ на тендерной основе;
      • Подряды на строительство;
      • Управление государственными пакетами акций через интегрированные структуры;
      • Финансирование НИОКР;
      • Специальные программы развития крупных производств;
      • Поддержка малого и среднего бизнеса;
      • Реструктуризация задолженности хозяйствующих субъектов;
      • Поддержка экспорта;
      • Защита импорта.

Социальная  сфера (перераспределение доходов) – линии государственного воздействия:

      • Занятость;
      • Пенсии, пособия, субсидии;
      • Медицина;
      • Образование;
      • Домохозяйства;
      • Трудовые отношения;
      • Коммунальные услуги [2, стр.123].

1.1 Нормотворческая деятельность государства

Гражданский кодекс РФ по праву следует считать  основным «экономическим законом». В  Конституции РФ п.1 ст. 76 записано: «По  предметам ведения Российской Федерации  принимаются федеральные конституционные  законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Российской Федерации». Следовательно, действие Гражданского кодекса РФ распространяется на всю  территорию страны.

Основы  банкротства предприятия заложены в таких статьях ГК РФ как:

      • Ст. 61 (о ликвидации юридического лица);
      • Ст. 62 (об обязанностях лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица);
      • Ст. 63(о порядке ликвидации юридического лица);
      • Ст. 64 (об удовлетворении требований кредиторов);
      • Ст. 65 (о несостоятельности (банкротстве) юридического лица) [4, стр.25].

Очень важное значение для государственного антикризисного регулирования имеет Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

Россия  встала на путь рыночных реформ без  наличия какой-либо законодательной  базы по вопросам банкротства и с  полностью утерянными соответствующими традициями. Первый Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» был принят 19 ноября 1992 года. Данный Закон был создан при полном отсутствии реального  опыта «за плечами» и по зарубежному  шаблону, в следствии чего оказался неприемлемым для российского менталитета. Помимо этого, многие процедуры Закона не были обеспечены механизмом «приведения  в жизнь».

Этот  Закон был исправлен, дополнен и 8 января 1998 года вступила в силу его  новая редакция: №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но она также не полностью отвечала запросам рыночной экономики и уже со 2 декабря 2002 года и по сей день действует Закон РФ от 26 октября 2002 г.    № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».  Эта редакция в общей степени отражает экономические и социальные реалии современной ситуации в России.

Также были приняты и другие нормативно-правовые акты, указы Президента РФ и постановления  Правительства РФ, в частности:

    • Указ Президента от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий и применению к ним специальных процедур»;
    • Указы Президента РФ от 22 мая 1994 г.: «О реформе государственных предприятий»; «О некоторых вопросах политики»; «О дополнительных мерах по нормализации расчётов и укреплению платёжной дисциплины»; «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»;
    • Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. «О продаже государственных предприятий-должников»;
    • Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», в котором было введено понятие «неплатёжеспособность» и утверждена система критериев для признания предприятия неплатёжеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, но она не предусматривала дифференцированного подхода к предприятиям в зависимости от их отраслевой принадлежности, длительности производственного цикла и других факторов. (В систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса позволившую выделить «больные» предприятия и явившуюся основанием для разработки дальнейших мер по отношения к этим предприятиям в рамках внесудебных процедур, входят следующие показатели:
    1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл), характеризующий способность покрыть имеющуюся краткосрочную задолженность оборотными активами:

Информация о работе Антикризисное регулирование: сущность и направления