Антикизисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.
Неплатежес

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ПОНЯТИЕ И ТИПЫ КРИЗИСОВ
6
КРИЗИС ПРЕДПРИЯТИЯ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФАЗЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
11
МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
17
ДИАГНОСТИКА КРИЗИСНОСТИ СИТУАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СТРОЙЗАКАЗ»
20
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
34
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление преприятием.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

     Кризис  – это объективное явление  в социально-экономической системе. Желание эффективно управлять экономической  системой может выражаться в стремлении расширять сферу управления, то есть снижать часть неуправляемых процессов. Можно допустить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из развития социально-экономических систем, а внешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, нехватку знаний, несовершенство управления.

     Такое допущение выглядит логичным. Но вся  практика развития общества и экономики  во все периоды истории свидетельствует  о том, что, несмотря на «человеческую  природу» кризисов, их пока избегать не удается, поэтому очень важным и актуальным является выявление симптомов и распознавание кризисов, которые начинаются. 
 
 
 
 

  1. Кризис  предприятия: причины  возникновения, фазы и последствия
 

       Банкротство предопределено самой сущностью  рыночных отношений, которые сопряжены с неопределенностью достижения конечных результатов и риском потерь.

       Несостоятельность субъекта хозяйствования  может быть «ложной» в результате  умышленного сокрытия собственного  имущества с целью избегания  уплаты долгов кредиторам; «неосторожной» вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций.

     Предпосылки банкротства многообразны – это  результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего  характера.

     Кризисы отображают не только противоречие функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования.

     Кризис  предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:

    1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
    2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние факторы возникновения кризиса  можно в свою очередь подразделить на:

  • Социально-экономические факторы общего развития страны
    • Рост инфляции;
    • Нестабильность налоговой системы;
    • Нестабильность регулирующего законодательства;
    • Снижение уровня реальных доходов населения;
    • Рост безработицы.
  • Рыночные факторы
    • Снижение емкости внутреннего рынка;
    • Усиление монополизма на рынке;
    • Нестабильность валютного рынка;
    • Рост предложения товаров-субститутов.
  • Прочие внешние факторы
    • Политическая нестабильность
    • Стихийные бедствия
    • Ухудшение криминогенной ситуации

Внутренние  факторы возникновения кризиса:

  • Управленческие
    • высокий уровень коммерческого риска;
    • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
    • неэффективный финансовый менеджмент
    • плохое управление издержками производства;
    • отсутствие гибкости в управлении;
    • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
  • Производственные
    • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
    • Устаревшие и изношенные основные фонды;
    • Низкая производительность труда;
    • Высокие энергозатраты;
    • Перегруженность объектами социальной сферы.
  • Рыночные
    • Низкая конкурентоспособность продукции;
    • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

       Конечно, все вышеперечисленные факторы  могут лежать в основе кризиса  предприятия, но большее влияние  на состояние предприятия оказывают  управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии, которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.

       Именно  неэффективность управления следует  отнести к наиболее характерной  для современных предприятий  проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся  рыночных отношений. Эта проблема обусловлена  следующими факторами:

    • Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
    • Низкая квалификация и неопытность менеджеров;
    • Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

       Борьба  предприятий за выживание в кризисных  условиях потребует взаимосвязи  организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.

       Итак, можно сделать следующий вывод, что, несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису  на предприятии, в большинстве случаев  такими факторами являются недостатки управления.

       Фазы  кризиса

       Фазы  кризиса развития кризисных ситуаций обусловливают стадии антикризисных  мероприятий:

       Первая  стадия кризиса, часто  скрытая, – это падение предельной эффективности капитала, показателей деловой активности фирмы, снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле слова). Вследствие этого ухудшается финансовое положение предприятия, сокращаются источники и резервы развития.

       Антикризисное решение этих проблем может лежать как в области пересмотра стратегии  фирмы и реструктуризации предприятия, так и её тактики, ведущей к снижению издержек, сокращению штатов управленческого аппарата и рабочих мест, повышению производительности труда и т.п. Однако масштаб и сложность проблем можно определить и предупредить только на стадии диагностики, установив цели и методы диагностирования, свойственные данному этапу.

       Вторая  стадия кризиса – появление убыточности производства. Данная проблема решается средствами стратегического управления и реализуется посредством добровольной реструктуризации предприятия. Применяемые в этом случае способы распознавания отличны от других своей направленностью, методами и требованиями к исходной информации.

       Третья  стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервных фондов у предприятия. Это отрицательно влияет на перспективы его развития, долгосрочное и среднесрочное планирование денежных потоков, рациональное бюджетирование и сопряжено со значительным сокращением производства, поскольку значительная часть оборотных средств направляется на погашение убытков и обслуживание возросшей кредиторской задолженности.

       Реструктуризация  предприятия и программа стабилизации финансово-экономического состояния  требуют экстренных мер по изысканию  средств для их осуществления. В  случае непринятия таких оперативных  мер наступает кризис ликвидности и банкротство (результат регрессии четвертой стадии). Особенность диагностики на этой стадии заключается в расчете диагностической ценности признаков, характеризующих кризис и уровень риска при принятии управленческих решений для экстренного варианта нахождения оборотных средств. Например, реализация части производственных запасов, материалов, незавершенного производства ниже себестоимости в иной период была бы не оправдана, а в данной ситуации действенная, экстренная мера.

       Четвертая стадия – состояние острой неплатежеспособности. У предприятия нет возможности профинансировать даже сокращенное воспроизводство и продолжать платежи по предыдущим обязательствам. Возникает реальная угроза остановки или прекращения производства, а затем и банкротства. В этой ситуации диагностика с использованием коэффициентов ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, восстановления платежеспособности позволяет установить наличие факта финансовой несостоятельности и возможность нейтрализовать ее через процедуру банкротства. 
 
 

       Схема 1. Возможные последствия  кризиса.

  Возможные последствия кризиса  
             
Обновление  организации    
 
  Оздоровление  организации
Разрушение  организации    
 
  Возникновение нового кризиса
     
 
   
Обострение  кризиса    
 
  Резкие  изменения
Ослабление  кризиса    
 
  Мягкий  выход
         
Преобразование  организации    
 
  Долгосрочные  изменения
Сохранение  организации    
 
  Краткосрочные изменения
     
 
   
Качественные  изменения    
 
  Необратимые изменения
Количественные  изменения       Обратимые изменения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Механизм  антикризисного управления

       Диагностика финансово-экономического состояния  предприятия позволяет определить общие, типовые и индивидуальные причины его попадания в зону неплатежеспособности.

       К общим причинам неплатежеспособности российских предприятий можно отнести  следующие:

       1) низкая конкурентоспособность продукции предприятий, которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и в высоких ценах;

       2) несвоевременное поступление выручки при продаже ликвидной продукции;

       3) низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями;

       4) дебиторская задолженность государства за заказанную, но неоплаченную продукцию. Она становится не только изъятым из оборота капиталом, но и навязанным предприятию имуществом, которое превращается в объект складирования, охраны и составляет значительную долю в налоге на имущество;

       5) расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося на предприятии, которые являются большой нагрузкой на финансовый организм предприятия;

       6) задолженность предприятий перед организациями-монополистами, продающими электроэнергию, газ, тепло и воду;

       7) неиспользуемые производственные, административные и бытовые помещения, которые освободились из-за сокращения производства и также превратились в финансовую нагрузку.

       Экономический механизм антикризисного управления состоит из следующих основных элементов (подсистем):

  • Диагностика финансового состояния.
  • Оценка бизнеса предприятия.
  • Маркетинг.
  • Организационно-производственный менеджмент.
  • Управление персоналом.
  • Финансовый менеджмент.
  • Антикризисная инвестиционная политика.
  • Антикризисное бизнес-планирование.
  • Организация ликвидации предприятия.

       К правовым механизмам антикризисного управления относятся: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Информация о работе Антикизисное управление предприятием