Физиология высшей нервной деятельности как наука. История развития. Методология изучения физиологии ВНД и сенсорных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь.
Вопрос 2. Составьте краткий конспект об истории развития концепции рефлекса.

Вложенные файлы: 1 файл

Самостоятельная работа Ильхамии Салаховой.docx

— 1.04 Мб (Скачать файл)

РЕАКЦИЯ НА ДВИЖУЩИЙСЯ ОБЪЕКТ (РДО) — разновидность сенсомоторной реакции, в которой необходимо совершить движение в определенный момент, который соответствует определенному положению движущегося объекта.

Личность, общежитейский  и научный термин, обозначающий - человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова).

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда.

Невроти́зм — черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативными расстройствами.

Экстраверсия - (extroversion) - 1. (Или extraversion) качества человека, характеризующиеся большим интересом к внешнему миру, чем к собственной личности.

ИНТРОВЕРСИЯ (Introversion) - способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру.

Безнадзорность – это отсутствие надзора за ребенком, подростком, при этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств – объективного или субъективного свойства – этот надзор отсутствует.

Астеническое расстройство представляет собой стойкое психопатологическое образованием, обусловленное сочетанием церебрастенического и неврозоподобного синдромов, что является своеобразной «визитной картой» сосудистой патологии головного мозга.

 

Вопрос 2. Перечислите  индивидуальные различия ВНД человека и объясните их механизмы.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Были установлены три  свойства процессов возбуждения  и торможения:

1) сила процессов возбуждения  и торможения,

2) уравновешенность процессов  возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость)  процессов возбуждения и торможения.

В необычных, экстремальных  условиях на первый план выступают  преимущественно врожденные механизмы  высшей нервной деятельности. Различные  комбинации трех основных свойств нервной  системы — силы процессов возбуждения  и торможения, их уравновешенности и подвижности — позволили  И.П. Павлову выделить четыре резко  очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим  агентам.

Тип ВНД сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным  процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель  такого типа в трудных ситуациях  легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное  торможение. В соответствии с учением  о темпераментах — это холерический тип.

Тип ВНД уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения  и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при  переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением  о темпераментах — это флегматический тип.

Тип ВНД сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково  сильные процессы возбуждения и  торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в  условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о  темпераментах — это сангвинический тип.

Тип ВНД слабый — характеризуется  слабостью обоих нервных процессов  — возбуждения и торможения, плохо  приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим  расстройствам. В соответствии с  классификацией темпераментов —  это меланхолический тип.

На основе различного соотношения  первой и второй сигнальных систем действительности, кроме четырех  основных типов, выделены три частных (дополнительных) типа ВНД, характерных  только для человека: художественный, мыслительный и средний (промежуточный).

 

Тема 7. Механизмы  памяти и обучения.

Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь:

Память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе.

Кратковременная память – это память, хранящая в себе информацию, ценность которой определяется текущим моментом времени.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ  ПАМЯТЬ (англ. long-term memory) - вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения.

Энграмма (Эн- + греч. gramma запись) - общее название структурных и функциональных изменений, возникающих в ц.н.с. при воздействии на организм (главным образом на органы чувств) каких-либо раздражителей и сохраняющихся длительное время

Консолидация (упрочнение) энграммы – это переход от краткосрочной к долгосрочной памяти.

ЗАБЫВАНИЕ – нарушение одной из психических функций, связанной со способностью человека к припоминанию, воспроизведению ранее известного.

АМИГДАЛА (то же, что и миндалина; более строгое название: миндалевидное тело, corpus amygdaloideum) — анатомический термин, обозначающий субкортикальное базальное ядро (см. Ганглий), которое располагается в толще височной доли (по 1 в каждом полушарии), в области polus temporalis, впереди от верхушки нижнего рога.

Холинергическая система обеспечивает информационные компоненты поведения. Холинолитики – вещества, снижающие уровень активности холинергической системы, ухудшают выполнение пищедобывательного поведения, нарушают совершенство и точность двигательных рефлексов избегания, но не устраняют реакцию на боль и не снимают чувства голода.

Серотонинергическая система. Нейроны, являющиеся источником путей серотонинергической системы, находятся главным образом в переднем (ростральном) и заднем (каудальном) ядрах шва мозгового ствола. Они образуют группы клеток, расположенные от передней части мезенцефалона до нижних отделов продолговатого мозга. Отростки этих клеток широко разветвлены и проецируются на большие области коры переднего мозга, его желудочковую поверхность, мозжечок, спинной мозг и образования лимбической системы.

Норадренергическая  система. Источником норадренергических путей в мозге являются группы клеток, расположенных в мозговом стволе и ретикулярной формации. Они включают клетки голубого пятна (locus ceruleus), вентромедиальной части покрышки и др. Отростки таких клеток сильно разветвлены и коллатеризированы. Области, на которые распространяются восходящие проекции этих клеток, захватывают ствол мозга, гипоталамус, таламус и разные отделы коры, а нисходящие достигают спинного мозга . Восходящие норадренергические проекции являются компонентом восходящих активирующих систем.

НЕЙРОПЕПТИДЫ - прир. олигопептиды, образующиеся в центр. или периферич. нервной системе и регулирующие физиол. ф-ции организма человека и животных.

Информационная  макромолекула - макромолекула, заключающая в себе генетическую информацию в виде генетического кода.

Импульсная реверберация – это самый технологичный, ресурсоемкий, и технически сложный вид цифровой реверберации.

 

Вопрос 2. Какие  типы памяти различают? Охарактеризуйте  качества памяти: быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения  и способность вспоминать.

 

Типы памяти:

Дифференциация типов  памяти связана с тем, как сенсорная  область служит наилучшей основой  для воспроизведения. Одни люди лучше  запоминают зрительные, другие – слуховые, третьи – двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в  воспоминании у него восстанавливается  преимущественно зрительный образ; у другого – такую же преобладающую  роль играют слуховые восприятия и  представления; у третьего – двигательные: текст закрепляется у него лучше  всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. У большинства людей  господствующим является зрительный тип  запоминания предметов и словесно-двигательный – при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с  ярко выраженным зрительным типом запоминания  словесного материала, который иногда приближается к "эйдетическому" типу памяти. [16]

Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого  материала. Хорошая память на цвет может  соединяться с плохой памятью  на числа, и наоборот. Память на наглядно-образные и абстрактные содержания, на математические формулы и на эмоциональные переживания  может быть различна. Все особенности  восприятия и мышления, сенсорной  и эмоциональной сферы проявляются  внутри памяти.

Память у людей различается: 1) по быстроте запоминания; 2) по его  прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого  и 4) по точности. В отношении каждого  из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.

Нужно различать более  непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому, тип памяти (как, например, у З.Фрейда) и более опосредованный, основанный на хорошей организации  навыков умственной работы. Первый по большей части ярче, второй –  прочнее. Первый по преимуществу образный, второй – речевой.

Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности  процессов запоминания (быстрота, прочность  его и т.д.) зависят от того, кто  и что запоминает, от конкретного  отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию.

Среди различных качеств  памяти выделяются быстрота запоминания, прочность сохранения, точность воспроизведения  и способность вспоминать, актуализировать. Качества памяти могут быть неодинаковыми  для разных видов памяти. Проделай опыт, позволяющий определить объем  твоей зрительной памяти при узнавании. С этой целью запомни фигуры, изображенные на рис. 1. Затем найди эти фигуры среди других на рис.2. На запоминание  дается одна минута. Для того чтобы  определить объем памяти узнавания  в процентах, число фигур, которые  ты правильно воспроизвел, надо разделить  на число изображенных на рис. 1 фигур  и частное умножить на 100.

Определение объема памяти воспроизведения

Нарисуй квадрат, раздели  его на 9 равных частей, как при  игре в «крестики-нолики». Затем  в течение 1 минуты рассмотри и  запомни фигуры на рис.3. Закрой нарисованные фигуры и изобрази их по памяти. Определи объем памяти воспроизведения в  процентах.

Количество повторений, которое  потребуется для полного заучивания, будет характеризовать твою быстроту запоминания. По проценту ошибочно воспроизведенных фигур можно судить о точности памяти. Люди с высокой точностью памяти воспроизводят не только рисунки фигур, но и их порядок. Воспроизведение тех же рисунков через день-два позволит охарактеризовать прочность твоей памяти.

Фигуры для проверки памяти (рис.1,2 – на узнавание; рис.3 – на воспроизведение)

рис.1 рис. 2 рис.3

 

Вопрос 3. Какие  примеры механической и логической памяти вы можете назвать?

 

Точность и прочность  памяти обусловливается в первую очередь способами заучивания учебного материала. В зависимости от приёмов  заучивания различают механическую и логическую (или смысловую) память.

Механическая память состоит  в запоминании учебного материала  в той его форме, в которой  он воспринимается. При изучении материала, выраженного в словах, это будут  сами слова, запоминаемые в точности так, как мы их видели, слышали или  произносили. Если это будут физические упражнения, запоминаются сами движения и именно в той их последовательности и в той форме, в которой  мы их зрительно или мышечно-двигательно  воспринимали. При этом смысловое  содержание материала в процессе заучивания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит  на второй план. В этом отношении  можно сказать, что механическая память основана на нервных связях преимущественно первой сигнальной системы.

В отдельных случаях такой  способ заучивания имеет известное  положительное значение. Например, при заучивании слов какого-нибудь иностранного языка надо точно запомнить, как эти слова пишутся и  произносятся, а это невозможно сделать, если мы не сосредоточим внимание на запоминании  их в точных зрительных и слуховых образах.

Механическая память нужна  при запоминании трудных терминов, которые без её участия обыкновенно  воспроизводятся в памяти с большими ошибками и искажениями. Мы обыкновенно  пользуемся ею при запоминании материала, который не имеет для нас особого  смыслового значения, например при  запоминании хронологических дат, телефонных номеров, названий улиц, непривычных  собственных имён и т. д. Применяется  механическая память и при усвоении отдельных несложных физических упражнений.

Успех заучивания при пользовании  механической памятью основывается на закреплении отдельных связей между частями заучиваемого материала  по принципу ассоциации по смежности. Каждый такой отдельный элемент  заучиваемого материала (отдельное  слово в ряду других слов, отдельное  движение) своим началом связывается  с концом предыдущего элемента и  своим концом — с началом последующего.

Например, механически заучивая физическое упражнение, состоящее из нескольких последовательных движений, мы устанавливаем между этими  движениями ассоциации по смежности. Если какое-нибудь из этих движений, занимающее определённое место в ряду, выпадает из нашей памяти, то мы остановимся  и не сможем выполнить упражнение до конца, если только нам не подскажут, какое именно движение надо делать дальше.

Информация о работе Физиология высшей нервной деятельности как наука. История развития. Методология изучения физиологии ВНД и сенсорных систем