Физиология высшей нервной деятельности как наука. История развития. Методология изучения физиологии ВНД и сенсорных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь.
Вопрос 2. Составьте краткий конспект об истории развития концепции рефлекса.

Вложенные файлы: 1 файл

Самостоятельная работа Ильхамии Салаховой.docx

— 1.04 Мб (Скачать файл)

АСИММЕТРИЯ (от лат. asymmetria — несоразмерность) — характеристика системы, изменяющей свое исходное состояние (положение) в зависимости от пространственного переноса, поворота; а также систем, в которых проводится различение правого и левого.

Расщепленный мозг.

Левое полушарие мозга  управляет правой стороной тела, а  правое полушарие – левой. Это  означает, что ощущения, возникающие  с одной стороны тела, передаются на противоположную сторону мозга. У человека, в отличие от животных, функции каждого полушария специализированы. Речь и праворукость, например, контролируются левым полушарием, тогда как восприятие формы и пространства – правым. Таким образом, кем является человек  – «правшой» или «левшой», определяется его мозгом, а не способностью руки.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Подсознание — область человеческой психики, отвечающая за безусловные рефлексы, а также за хранение и обработку поступающей информации.

 

Вопрос 2. Нарисуйте  схему латеральной поверхности  правого и левого полушарий и  обозначьте речевые центры в доминантном  и «неговорящем» полушарии.

Начиная с известных работ  Поля Брока, утвердилось мнение, что  у правшей центры речи находятся  в левом полушарии, а у левшей — в правом.

 

Вопрос 3. Опишите  развитие речи в онтогенезе. Обозначьте сенситивные периоды в развитии речи.

Исследуя этапы психического развития детей, Штерн впервые провел систематическое наблюдение за формированием  речи. Выделив несколько периодов в этом процессе, он подчеркивал, что  наиболее важен из них тот, который  связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов развития речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он также выделил основные тенденции, определяющие это развитие, главными из которых являются переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению.

А. Н. Леонтьев устанавливает  четыре этапа в становлении речи детей:

•     1-й — подготовительный — до 1 года;

•     2-й — преддошкольный этап первоначального овладения  языком — до 3 лет;

•     3-й — дошкольный — до 7 лет, для которого характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения  языковых фактов;

•     4-й — школьный, который связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим  обучением языку в школе.

Остановимся подробно на характеристике этих этапов. Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). С момента рождения у ребенка появляются голосовые  реакции: крик и плач. Правда, они  еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных  движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже  заметить, что ребенок начинает реагировать  на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его  уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.

Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца—  лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет  — это сочетание звуков, неопределенно  артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в  которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого  года жизни появляются первые слова.

Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается  подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В  это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет  за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой  характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может  обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово «каша» может означать в разные моменты  «вот каша»; «дай кашу»; «горячая каша». Или слово «папа» может означать «пришел папа»; «нет папы»; «папа, подойди» и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его  общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает  обобщенный характер. Появляется возможность  понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых  слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни  у ребенка происходит значительное накопление словаря. Следует отметить, что различные исследователи (как  наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Приведем наиболее распространенные данные о  бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:

•                   к 1 г 6 мес.— 10—15 слов;

•                   к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);

•                   к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год  около 700 слов!)

Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй  речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним слвом. Потом  — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и  соподчинения слов в предложении. К 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного  и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В  это время понимание речи взрослого  значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у  большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно  обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении периода  от 3 до 7 лет у ребенка все более  развивается навык слухового  контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам  достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще  больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят  вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует  о «чувстве языка». Это значит, что  у ребенка растет опыт речевого общения  и на его основе формируется чувство  языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку  место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в  предложении. Параллельно с развитием  словаря идет и развитие грамматического  строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После  трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается  ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению  А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей  оказываются сформированными все  основные грамматические категории. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое  красивое платье одела»; «Я стану большим  сильным дядей»). На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложно-сочиненных и сложноподчиненных  предложений («Потом, когда мы пошли  домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный  и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и  получился салют»). Начиная с этого  возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед  их ответы на вопросы включают в  себя все большее и большее  количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40—50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки. К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность  развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают  грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи —  письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка  речи ребенка — от восприятия и  различения звуков до осознанного использования  всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы  не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в  последующий.

Таким образом, говоря об этапах формирования речи ребенка, мы обращаемся к периодизации, предложенной А. Н. Леонтьевым, в которую включены подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный этапы. В подготовительном этапе  особенно  важны условия, в которых  формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). Преддошкольный этап представляет собой первоначальное овладение языком. На дошкольном этапе у ребенка формируется контекстная речь, а на школьном происходит сознательное усвоение речи.

Сенситивными периодами  называют периоды особой восприимчивости  детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне  необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.

Человеку никогда более  так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий  сенситивный период!

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться  их условиями для развития каких-либо своих способностей.

 

№6.2

Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь:

Типы высшей нервной  деятельности (ВНД) — совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.

Темперамент человека - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

Сила нервных  процессов - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ - спокойствие, ровность характера, поведения.

ПОДВИЖНОСТЬ - одно из первичных свойств системы нервной, состоящее в способности быстро реагировать на изменения во внешней среде.

Информация о работе Физиология высшей нервной деятельности как наука. История развития. Методология изучения физиологии ВНД и сенсорных систем