Типы организационного устройства корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений привело к необходимости не только концентрации производства, но и раздела рынков, принятия соглашений, обеспечивающих взаимный доступ на них от­дельным структурам.
Этот процесс ознаменовал собой переход от свободного рыноч­ного хозяйства к регулируемому. Возросла роль банков. Появи­лись такие формы использования капитала, как синдицирование, проектное финансирование, картелирование и др. Это предопределило создание особых типов корпораций.

Содержание

1. Типы интеграционных процессов
2. Концерны
3 Конгломераты
4 Картель
5. Синдикаты, консорциумы, пулы
6. Ассоциации и союзы
7. Оффшорные зоны

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

    картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены), - устанавливает для всех предприятий-участников определенные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты и т.д.;

   картель согласованных размеров скидок - определяет условия и размеры скидок для предприятий-участников;

   картель минимальных цен - определяет цепы, которые в процессе торговли не могут быть снижены;

    картель единой иены - устанавливает единые для всех членов картеля цены на рынке сбыта. Такой картель можно создать лишь в том случае, если все входящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество продукции, иначе спрос сконцентрируется на продукции высшего качества. Фактически в прошлом большинство картелей единой цены создавались там, где группа предприятий производила достаточно гомогенный, однородный продукт (например, уголь, сталь, цемент). Обычно поводом для создания картеля рассматриваемого типа было падение цен, которое происходило из-за возникновения в отрасли избыточных производственных мощностей. Предприятия -члены картеля путем согласованного сбивания цены пытались переключить спрос на себя. Это часто приводило к тому, что картель единой цены превращался в квотовый картель;

    квотовый картель - выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена, т.е. должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все участвующие предприятия, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако превышения квот часто оставались незамеченными, и квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат;

    региональный  картель - соглашение между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе;

   экспортный  картель - соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках;

    импортный картель - соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм-экспортеров;

    картель специализации —  каждый его участник обязывается производить один определенный продукт или тип продуктов. Таким образом, каждый член картеля получает монопольное положение на рынке определенной продукции;

    картель структурных кризисов - соглашение, которое должно обеспечить безболезненное свертывание производственных мощностей при устойчивом, но обусловленном конъюнктурой сокращении сбыта. Такого рода картельное соглашение заключается обычно во время циклических спадов производства, в условиях, когда баланс спроса и предложения на продукцию отрасли резко нарушен (имеются большие запасы непроданной продукции), цены падают ниже среднеотраслевой себестоимости и значительное число предприятий отрасли вынуждено прекратить производство. В этом случае компании согласовывают между собой масштабы снижения производства и недогрузки мощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан.

Как видим, картели преследуют совершенно разные цели. Некоторые из них создаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем устранения конкурентов, другие - чтобы пробиться на новый рынок, третьи - чтобы выйти из кризиса и т.д. То есть картели могут давать как позитивный, так и негативный экономический эффект, поэтому все процессы, связанные с образованием и деятельностью картелей, подлежат законодательному регулированию и прямому государственному контролю. Прежде всего это касается ограничений монопольного влияния картелей на рынках соответствующих товаров или услуг. Формами ограничений в таких случаях становится государственная антимонопольная политика. В некоторых странах, несмотря на эффективность функционирования таких корпораций, они запрещены законом. Так, в России, согласно Федеральному закону от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 мая 1995 г.) все картели в принципе запрещены.

   В соответствии с названным Законом (в редакции, введенной в действие с 30 мая 1995 г. Федеральным законом от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ) запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

    - установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

  • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
  • раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

   отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

    В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в •социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка (пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 1995 г. Федеральным законом от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ).

    Этим  в основном, федеральное законодательство ограничило деятельность по антимонопольному регулированию бизнеса. Все остальные вопросы и толкования указанного выше Закона находятся в ведении Государственного антимонопольного комитета, обладающего почти неограниченной властью. Отмечая положительное влияние антимонопольного регулирования на развитие экономики страны и защиту малого и среднего бизнеса от крупных монополистов, следует признать, что объединения картельного типа (синдикаты, пулы и собственно картели) сыграли свою положительную роль в ряде стран (например, в США, Германии, Японии, где антимонопольное законодательство более совершенно). Например, картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, что для российского бизнеса составляет серьезную проблему, позволяют им выдержать конкурентную борьбу с более крупными и облегчают выход на внешний рынок (экспортные картели). Картели способствуют также преодолению производственных кризисов и восстановлению баланса, спроса и предложения в определенной отрасли (картель структурных кризисов) и т.д. Но чтобы исключить негативные последствия, нужна строго разработанная нормативно-правовая законодательная база.

    В этой связи заслуживает внимания специфика японского антимонопольного законодательства, предусматривающего большое число конкретных и четко сформулированных исключений, освобождающих целые отрасли, и группы предприятий от действия основной статьи антимонопольного закона на постоянных началах или в качестве временной меры.

    Во-первых, исключение дается для сферы внешнеторговой деятельности, где согласно Закону об экспорте и импорте от 1952 г. разрешены экспортные и импортные картели. Это связано с таким специфическим условием Японии, как высокий уровень концентрации внешнеторговых потоков в руках крупных универсальных торговых домов. Картелирование разрешено для мелких предприятий, чтобы обеспечить им доступ на внешние рынки. Им также разрешена целевая кооперация для деятельности внутри страны.

    Во-вторых, антимонопольный закон разрешает  международные соглашения о патентах, авторских правах, о покупке лицензий и ноу-хау с ограниченными условиями, касающимися сбыта продукции.

В-третьих, разрешено создание «картелей структурных кризисов» на время резких спадов производства сроком до 6 месяцев (но с возможным продлением), а также для модернизации отраслей промышленности в тех случаях, когда отраслям необходима массовая смена технологий, свертывание неперспективных производств, специализация производств и стандартизация продукции. В этих случаях предприятиям разрешается на определенный срок согласовывать объемы, делать совместные закупки сырья, перевозки, вести обмен патентами и технической информацией, совместно использовать складские мощности и пр., что в обычных условиях запрещается.

   Легальные картели оформляются законами о  льготных режимах, устанавливающими ответственность  обеих сторон, и подлежат контролю в соответствии с законами. В законах оговариваются конкретные мощности, объемы капиталовложений, виды и сроки действия льгот. По окончании срока льготы отменяются. Картель распускается, как только рыночные условия улучшаются и задача картеля выполнена.

   Благодаря легальной картельной практике в  Японии в 1956-1970 гг. была успешно проведена модернизация черной металлургии, угледобывающей промышленности, судостроения, нефтепереработки, производства химических удобрений, а в 1978-1988 гг. выполнены две крупные программы модернизации и частичного свертывания отраслей, пострадавших от повышения цен на нефть (нефтехимия, цветная металлургия).

    Подобной  легальной картельной практики, проводимой под надзором антимонопольной администрации для свертывания и модернизации нерентабельных производств, нет ни в одной стране мира. Везде нерентабельные предприятия являются бременем для государственного бюджета и для общества в целом.

   Картели и сами предусматривают санкции  к тем, кто нарушает квоты или другие условия картельного соглашения. Но основная проблема заключается в том, что как только устанавливается картельная цена, отдельные фирмы, стремящиеся максимизировать прибыли, начинают действовать обманным путем. В результате прибыли других участников картеля падают, и картель распадается.

Похожая ситуация сложилась, например, в ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти), крупнейшем международном картеле, на долю которого приходится более 40% мирового экспорта нефти. В 1997 г. цены на нефть стран ОПЕК упали с 23 до 17 долл. за баррель, несмотря на все попытки ее удержать. Причиной падения стало нарушение квот некоторыми членами ОПЕК, в том числе Венесуэлой и Нигерией, на долю которых приходилось, соответственно, 40 и 20% избытка нефти. Венесуэла не в первый раз делала это, считая, что система квот изжила себя, превратившись в механизм добровольной сдачи позиций ОПЕК на рынке в пользу нефтедобывающих стран, не являющихся ее членами. Конечно, краха такого сильного картеля, как ОПЕК, не произошло, но прибыли стран-участников, продолжавших придерживаться квот, значительно снизились.

    Этот  пример показывает, с какими проблемами сталкиваются картели при принятии решений о монопольной цене и уровне выпуска, особенно, если фирмы не могут договориться об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Как известно, фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен.

    Кроме рассмотренного типа корпоративного формирования - картеля - есть и другие образования субъектов бизнеса, которые относятся к неуставным или ненормативным типам корпорации: при наличии многих корпоративных признаков они не являются юридическими лицами со всеми вытекающими из этого последствиями. В то же время такие корпоративные формирования занимают значительное место в системе бизнеса, несут на себе значительную часть нагрузки в решении экономических и организационных задач. К их числу относятся синдикаты, пулы, ассоциации и др. 

5. Синдикаты, консорциумы,  пулы

    Синдикаты концентрируют в своих руках систему продвижения товаров на рынках, т.е. управляют сбытом. Хозяйствующие субъекты, входящие в синдикат, сохраняют полную юридическую и производственную самостоятельность.

    Синдикат  - это объединение предприятий в основном одной отрасли, основанное на соглашении о совместном сбыте продукции. Его отличительная особенность в том, что предприятия, входящие в синдикат, теряют свою коммерческую самостоятельность, но сохраняют финансовую и юридическую. Вопросами сбыта в синдикате занимается специально созданный орган, который распределяет произведенные на всех предприятиях синдиката товары на рынках и решения которого являются обязательными для исполнения.

    Деятельность  синдикатов, так же как и картелей, ограничивают антимонопольные законы. Синдикаты функционируют и различных сферах бизнеса, в том числе в непроизводственной. В настоящее время развитие получили эмиссионные синдикаты, деятельность которых связана с выпуском и размещением ценных бумаг. Когда новый выпуск ценных бумаг слишком велик, он обращается к другим инвестиционным банкам с предложением о создании эмиссионного синдиката.

    Синдикаты в России были распространены в период нэпа. 

    Консорциум  - временный союз юридически и хозяйственно независимых структур, который создается для совместного осуществления дорогостоящих проектов, финансирования крупных мероприятий, реализации целевых научно-технических или экономических программ и пр. Консорциумы могут формироваться в составе различных субъектов. Например, банки, объединившись в консорциумы, проводят операции по размещению займов или акций и реализации других проектов.

Информация о работе Типы организационного устройства корпораций