Типы организационного устройства корпораций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Развитие рыночных отношений привело к необходимости не только концентрации производства, но и раздела рынков, принятия соглашений, обеспечивающих взаимный доступ на них от­дельным структурам.
Этот процесс ознаменовал собой переход от свободного рыноч­ного хозяйства к регулируемому. Возросла роль банков. Появи­лись такие формы использования капитала, как синдицирование, проектное финансирование, картелирование и др. Это предопределило создание особых типов корпораций.

Содержание

1. Типы интеграционных процессов
2. Концерны
3 Конгломераты
4 Картель
5. Синдикаты, консорциумы, пулы
6. Ассоциации и союзы
7. Оффшорные зоны

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

    Сегодня металлургическая отрасль приватизирована  на 92%5. Вместе с тем определенная стабилизация в сфере имущественных интересов (в определенном смысле посткризисная фиксация сфер имущественных интересов) создает предпосылки для нового этапа враждебных поглощений. Как дефицит «свободных» объектов для захвата, так и постепенное исчерпание свободных финансовых ресурсов, позволяют предположить, что стиль поглощений в ближайшие годы будет в большей мере «административным» с использование долговых схем, судебных исков о ничтожности ранее состоявшихся сделок и т.п. 

    Следующим логическим шагом экспансии новых вертикально-интегрированных групп (с металлургическим «ядром») станет покупка именно энергетических мощностей. Выделение и возможная продажа генерирующих компаний в рамках реструктуризации РАО «ЕЭС России» со всей очевидностью приведет к их скупке именно металлургическими группами, влияние которых на экономику страны станет неограниченным. Важно также, что имущественный контроль из единого центра за всем комплексом «электроэнергетика – уголь – металлургия» позволяет эффективно замкнуть  финансовые потоки из  всех звеньев  на экспорт и «оптимизировать» налоговую политику6.     

    Различия  между схемами управления корпорациями и типами последних весьма условны. Однако тип корпорации в отличие  от схем представляет официальное название альянса. Государственное участие предопределило довольно ограниченное количество типов корпораций. Это — концерны, консорциумы, синдикаты, картели, холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ).

2. Концерны

    Концерны — тип корпорации, предусматривающий жесткую систему подчинения дочерних фирм материнской компании. Наряду с владением акций дочерних предприятий широко используются договорные отношения, которые напрямую обеспечивают управление структурами, входящими в концерн.

    В состав крупных концернов обычно, по не обязательно, входят кредитно-финансовые учреждения.

    Концерны, как правило, построены по линейно-функциональной схеме. Наблюдается тенденция включения в газовые концерны нефтяных компаний, что придает им особый вес в мировой экономике и политике.

    Примером может служить концерн Е.ОN. В состав этого концерна входит крупнейшая газовая компания «Рургаз», газовые компании стран Центральной и Восточной Европы. Все предприятия, входящие в концерн, продают продукцию, используя единую марку Е.ОN. Консолидированная прибыль до уплаты процеп тов и налогов составила в 2004 г. 7,4 млрд. евро.

    Концерн динамично развивается  путем создания не только дочерних предприятий, но и «внучек». Так, дочерняя фирма Е.ОN Ruhrgas в 2005 г. через зарегистрированную в Норвегии компанию Е.ОN Ruhrgas Norge приобрела у британской нефтегазовой компании  15%-ную долю в добыче газа на месторождении Njord, доведя свою долю до 30%. Глава Е.ОN Ruhrgas Бургхард Бергман особо подчеркнул, что его предприятие последовательно делает ставку на диверсификацию источников поставок, поскольку это решающий фактор надежного и конкурентоспособного снабжения клиентов как в Германии, так и в других европейских странах, куда Е.ОN осуществляет поставки. Это говорит о том, что концерн выстраивает схему управления как по горизонтали (газ, нефть), так и по вертикали (добыча, переработка).

    В России крупнейшим концерном является «Газпром».

    Следует отметить, что на первом этапе реформирования экономики России (1991-1993) главные управления промышленных министерств (так называемые главки) преобразовывались в концерны. Например, предприятия Главмеди Минцветмета вошли в соответствующий концерн.   В  дальнейшем  приватизированные предприятия превращались, как правило, в акционерные общества, а затем наступила пора слияния самостоятельных ОАО в различные объединения.

    Концерн - самостоятельное предприятие, объединяющее посредством системы участия и персональных условий или каких-то иных условий для тесного производственного сотрудничества несколько предприятий.

    Концерн в полной мере является интегрированной структурой, объединением предприятий, имеющих ограниченную самостоятельность, единое ядро собственности, контролирующий орган. Система управления концерном основана на использовании всех компонентов менеджмента.

    Термином «концерн» часто обозначают крупные промышленные корпорации, в составе которых, как правило, есть кредитно-финансовые учреждения, играющие второстепенную роль.

    Концерн может быть создан в результате как  горизонтального, так и вертикального  объединения хозяйствующих субъектов с явно выраженным основным производственным ядром. В случае отраслевой диверсификации структурных единиц концерна он приобретает признаки конгломерата, где уровень специализации и кооперирования производства значительно ниже, чем в горизонтально и вертикально интегрированных концернах.

    Правовое  обеспечение единого управления концерном вытекает из принципа построения: материнская компания - дочерние (зависимые) фирмы - компании формально независимые от материнской и связанные договорными обязательствами с участниками концерна. Концерном может также считаться группа так называемых связанных организаций, т.е. совместно участвующих и выступающих сторонами предпринимательского договора.

3 Конгломераты

    Если отношения между участниками объединения менее тесные, чем в концерне, то часто такие альянсы рассматриваются как конгломераты, дочерние структуры здесь имеют гораздо большую самостоятельность.

    Конгломерат ~ это организационная форма интеграции компаний, объединяющая под едиными финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной или вертикальной интеграции.

    Отметим основные особенности конгломератов: » интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей независимо от производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания;

    • сохранение, как правило, юридической и производственно-хозяйственной самостоятельности объединяемых компаний, но при полной финансовой зависимости от головной компании;

    • децентрализация управления. Отделения конгломератов пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;

    • использование в качестве основных рычагов управления финансово-экономических методов, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании;

    • формирование, как правило, в структуре конгломерата особого финансового ядра, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

    Данная  интеграционная форма в разных странах  имеет свои особенности. Так, в США  не предполагается абсолютно никакой  производственной общности между объединяемыми  компаниями, а в странах Западной Европы предприятия должны быть в определенной степени взаимосвязаны в процессе производства.

    В качестве примеров конгломератов можно  привести, в частности, «Mitsubishi», «Raytheon», «ВТR», «Hasten». Компания «Hasten», например, специализируется на приобретении технологически простых предприятий в стабильных секторах рынка. Она добивается снижения издержек производства в поглощаемой компании и строго контролирует работу управляющих, следя за тем, чтобы они укладывались в отведенный бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроля конгломерат добивается прекрасных результатов от когда-то убыточных предприятий.

    Основными способами образования конгломератов  являются слияния и поглощения фирм различной производственной и коммерческой ориентации. Мотивами конгломератных слияний и поглощений компаний служат:

    1. получение синергетического эффекта;
    2. обеспечение более широкой экономической основы;
    3. возможность «дешево купить и дорого продать»;
    4. прогнозирование изменения структуры рынков или отраслей;
    5. повышение имиджа руководства компании;
    6. заинтересованность высшего управленческого персонала в повышении своих доходов, с учетом применения в качестве средства долгосрочного поощрения опционов;
    7. ориентация на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.

    Среди компаний, акции которых в настоящее  время обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, сорок компаний официально классифицируются как конгломераты. В их число входят и такие хорошо известные компании, как «General Е1есtric», американские конгломераты «Техtron Inс» и «United Technologies Cord», британский «Hasten», голландский «Philips Electronics», итальянский «Montedison» и т,д. Но все эти конгломераты переориентировали свою деятельность на те сегменты, в которых они лидируют. В настоящее время они приобретают компании в ключевых областях и продают все неключевые активы.

    В настоящее время отмечается падение  прибыльности конгломератов. В качестве основных проблем, возникающих при  функционировании конгломератов, экспертами называются:

  1. избыточная диверсификация, в результате чего наблюдается постепенное, но неуклонимое снижение конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг;
  2. субоптимизация: внутри интеграционных форм обычно преобладают стремления укреплять внутригрупповые кооперационные связи, несмотря на слабую технологическую общность между компаниями, входящими в конгломерат. При этом каждая компания, естественно, стремится устанавливать 
    наиболее выгодную для себя трансфертную цену. В результате продукция на выходе становится очень дорогостоящей и неконкурентоспособной, а взаимные претензии по поводу уровня трансфертных цен постоянно разбираются головной компанией конгломерата;
  3. мотивация управленческого персонала компаний, включаемых в конгломерат в порядке их поглощения; на эффективность работы менеджеров может оказать необратимое воздействие смена собственников или превращение их из собственников, в наемных работников;
  4. значительные средства, необходимые для приобретения компании, намечаемой к поглощению: помимо оплаты рыночной стоимости компании зачастую требуется выплата премии акционерам за утрату контроля над поглощаемой компанией, выплата суммы для наделения управленческой команды так называемыми «золотыми парашютами» (чтобы те побыстрее покинули компанию, не слишком навредив). Вследствие вложения огромных средств в поглощение компаний в несвязанных отраслях снижается эффективность функционирования всего конгломерата.

    Жизнедеятельность конгломерата во многом зависит от уровня квалификации высшего управленческого персонала. Отсутствие в аппарате его управления квалифицированных высших менеджеров равносильно его «смерти». Справедливость данного утверждения иллюстрируют провалы таких казалось бы достигших высот успеха конгломератов, как «Textron», «Ро11у Реck» и «Махwell Communications». 
 

4 Картель

    Многообразие  организационных форм бизнеса, сфер деятельности субъектов рыночной экономики, непредсказуемость внешней среды, а также множество других обусловливают создание кроме указанных выше и других типов корпоративных формирований. Иногда эти объединения имеют короткий жизненный цикл, в других случаях их совместная деятельность длится годами и десятилетиями. Тем не менее в мировом бизнесе известно много видов корпоративных формирований неформального, неуставного типа. Основные цели таких объединений - создание условий для совместной согласованной деятельности на рынках, распределение зон влияния и квот, установление цен на товар, решение других проблем без нормативного, законодательного учреждения этих объединений в качестве юридического лица. Стремление к выживанию и повышению доходности единичных предприятий толкает к глобальному (иногда на мировом уровне) объединению национальных организаций, транснациональных корпораций и даже национальных отраслей экономики (например, нефтяной бизнес). Такие корпоративные формирования образуются в виде картелей.

    Картель - это ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными.

    Картель — это тип ценового альянса. Широко распространены международные картели. Цель создания картелей — установление единой цены. Через цены можно регулировать и объемы производства. Картель, как показывает опыт ОПЕК, квотирует производство с целью установления цен и объемов добычи нефти.

    По  своей сущности картель может рассматриваться как форма сговора в сфере торговли. Поэтому в ряде стран этот тип объединения не имеет официального статуса. По мнению США, ОПЕК противоречит и принципам ВТО.

    По  своему содержанию картельные соглашения весьма разнообразны. В частности, можно выделить:

    субмиссионный картель - ставит своей целью получение входящими в него предприятиями во время тендеров при размещении государственных заказов в порядке очередности добавки за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по чрезвычайно завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим»;

Информация о работе Типы организационного устройства корпораций