Органы чувств. Глаза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:01, практическая работа

Краткое описание

Источником информации об окружающей нас внешней среде служат сложные нервные приборы - органы чувств. Немецкий естествоиспытатель и физик Г. Гельмгольц писал: "Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудесным произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов".
Ученый И. М. Сеченов утверждал, что глаз - самый совершенный орган и нет ему равных.

Содержание

Введение.
Анализ ситуации.
Внешняя среда.
Внутренняя среда.
Проблематика
Концептуализация.
Целеполагание.
Цель проекта.
Задачи.
Ожидаемые результаты.
Участники проекта.
Срок реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
Реализация проекта.
Мониторинг проекта.
Заключение
Список литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Проектная работа на тему Органы чувств.Глаза..doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Мониторинг  проекта.

 

 

Диагностический инструментарий.

 

Диагностические вопросы по выявлению знаний об органе зрения

(направлены на определение  уровня знаний детей об органе  зрения до и после изучения темы)

1. Что такое орган зрения  и для чего он нужен? 

2. Что такое веки и  для чего они нужны? 

3. Что такое глазное  яблоко и для чего оно нужно? 

4. Что такое радужная  оболочка, чем она отличается  у разных людей? 

5. Что такое зрачок и  для чего он нужен?

6. Что такое ресницы  и для чего они нужны? 

7. Что такое брови и  для чего они нужны? 

8. Как уберечь зрение?

Подсчет баллов:

Правильный ответ – 2 балла

Неполный ответ – 1 балл

Нет знаний – 0 баллов

Низкий уровень – от 0 до 5, 5 баллов.

Средний уровень - от 6 до 11, 5 баллов.

Высокий уровень - от 12 до 16 баллов.

Методика диагностики. Беседа; рассматривание анатомического атласа, иллюстраций, рисунка с изображением глаза; разыгрывание ситуаций: пот бежит по лбу, в глаза попал мусор, пыль; глаза на свету и в темноте; дети в позднее время сидят у телевизора; карточки с изображением здоровой и вредной пищи.

 

 

 

 

 

3. Заключение

 

В результате проведенной  работы разработан перспективный тематический план, создана картотека игр, альбом, панно «Органы чувств», «Дерево здоровья», разработан конспект занятия, проведено итоговое занятие «Ах, эти чудные глаза».

Перспектива проекта.

- изучить строение и  функции других органов чувств.

- продолжить работу по  развитию зрительного восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;
  2. Постановление правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  3. Приказ министерства образовании и науки РФ от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. №655;
  5. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011г. №2151;
  6. СанПиН 2.4.1.2660-10;
  7. Изменения №1к СанПиН 2.4.1.2660-10;
  8. Васильева Л.Г. Рабочая программа педагога детского сада //Народная школа.2012.№3.с.66;
  1. С.Н.Козлова. Мир человека (тематический словарь в картинках): Я и мое тело.
  1. Гигиена здоровья. Тематический словарь в картинках: Береги свои глаза.
  2. Азбука здоровья.
  3. Дошкольное воспитание №6-2006.
  4. Дошкольное воспитание №7-2007.
  5. Дошкольное воспитание №8-2007.
  6. Ребенок в детском саду №1-2003.
  7. Ребенок в детском саду №3-2003.
  8. Ребенок в детском саду №7-2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

 

 

               Перспективный план по ознакомлению  детей с органом зрения.

 

Месяц

Тема

Цель

Материал

Ноябрь.

1. Диагностика

Выявить уровень развития знаний у детей об органе зрения

Изображение глаза

Рисунки с недостающей  деталью глаза

2. Беседа о глазах человека

Развивать интерес детей к своему организму, к органу зрения

Анатомический атлас

3. Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Расширять знания детей о  специальностях врача, в частности  окулиста.

Таблица для проверки зрения, медицинский халат и другие атрибуты для игры «Больница»

4. Дид/ игра «Что изменилось?

Развивать зрительное восприятие

Изображения геометрических фигур, карточки с буквами, словами, цифрами и т. д.

5. Дид/игра «Найди ошибку»

Развивать зрительное восприятие, умение анализировать, исправлять ошибку.

Карточки с неправильно  нарисованными деталями предметов

6. Рисование «Моя семья»

Выявить умение рисовать фигуру человека, части лица. Формировать желание изображать своих родных.

. Карандаши, альбомные  листы

7. Наблюдения в природе

Акцентировать внимание детей, на том, что помогает нам воспринимать окружающий мир, развивать наблюдательность.

Участок детского сада, парк

8. Зрительная гимнастика

Развивать глазодвигательные  мышцы, умение выполнять упражнения по показу и самостоятельно, формировать  желание заботиться о своих глазах.

Офтальмотренажер, комплексы  зрительной гимнастики

9.Массаж глаз

Формировать умение находить массажные точки, мягко воздействоать на них, учить способам сохранения и развития зрения

Карточка массажных точек

10. Рисование «Папин портрет»

Учить передавать в рисунке  характерные особенности изображения  мужчин, прорисовывать части лица, детали глаза.

Акварельные краски, кисточки, альбомные листы, салфетки, баночки  с водой.

11. Заучивание стихотворений  о глазах

Развивать память, отметить содержательность стихов

Отпечатанные стихи для  заучивания с родителями

декабрь

ЗАНЯТИЕ-РАЗВЛЕЧЕНИЕ  «ЗАБОТА О ГЛАЗАХ»

1. Прививать ребенку элементарные  навыки гигиенической культуры, следить за сохранением своего  здоровья.

2. Дать понятие, что  глаза – главные помощники  человека.

3. Закрепить правила ухода  за глазами. 

4. Побуждать детей к  творческому отношению при выполнении заданий.

5. Дать возможность детям  самостоятельно делать выводы, высказывать  свое мнение.

6. Воспитывать у детей  любовь к людям, к себе, к  жизни. 

 

2. Поиск картинок с изображениями  глаз человека и животных

Задействовать родителей к совместному с детьми поиску материала о глазах человека и животных.

 

3. Сюжетно-ролевая игра  «Больница»

Воспитывать уважение к профессии  врача, понимать ее важность для каждого  из нас.

Атрибуты к игре

4. Беседа с детьми о  загадках, поговорках и пословицах о глазах

Расширять знания детей о  народном фольклоре, обратить внимание детей на меткость выражений

Подобранные загадки, пословицы  и поговорки о глазах.

5. Беседа об эмоциях

Отметить, что глаза способны передавать настроение человека. Рассмотреть различные выражения эмоций.

Пиктограммы, рисунки с  изображениями детей с различными эмоциями на лице.

6. Рисование «Мамин портрет»

Учить передавать в рисунке  характерные особенности изображения  женщин, прорисовывать части лица, детали глаза

Изобразительный материал по желанию детей (фломастеры, карандаши, восковые мелки, акварельные краски, альбомные листы, салфетки, баночки  с водой.

7. Дид/игра «Наложенные  изображения»

Развивать умение выделять контуры  предметов, наложенных друг на друга

Картинки с наложенными  изображениями

8. Дид/игра «Зашумленные  изображения»

Развивать умение выделять контуры  предметов за разными линиями. К

. Картинки с перечеркнутыми  изображениями

9. Занятие «Ах, эти чудные  глаза»

Формировать элементарные представления о строении и роли органа зрения. Научить способам сохранения зрения. Формировать интерес к познанию своего организма

Темная маска для глаз; картины с изображениями глаза  человека; очки солнцезащитные и для  коррекции зрения, рисунки с геометрическими фигурами; набор мелких предметов; Бумага для рисования, карандаш; пиктограммы.

10. Итоговая диагностика

Выявить уровень развития знаний у детей об органе зрения после изучения темы.

Изображение глаза

Рисунки с  недостающей  деталью глаза


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия  "Ах, эти чудные глаза! "

Цель: Формировать элементарные представления о строении и роли органа зрения. Научить способам сохранения зрения. Формировать интерес к  познанию своего организма

Материалы и оборудование: костюм врача, таблица дл проверки зрения, рисунок глаза с мишкой напротив, рисунок глаза, рисунок лиц с выражением разных эмоций, очки для защиты от солнца, очки для защиты от воды, очки дл коррекции зрения, шарфы по количеству детей, вырезанные крупные буквы, ложка, тарелка с едой, перчатки, рисунок собаки, хвоста собаки, лист бумаги, маркер. Темная маска для глаз; картины с изображениями глаза человека; очки солнцезащитные и для коррекции зрения, рисунки с геометрическими фигурами; набор мелких предметов; Бумага для рисования, карандаш; пиктограммы

Ход занятия:

В группе оборудован «кабинет окулиста». Воспитатель в костюме врача. Дети находятся посреди группы.

- Ребята, сегодня я хочу  вас пригласить на прием к  врачу, но чтобы узнать, что  он лечит, отгадайте мою загадку:

Два соседа – непоседы,

День на работе, ночь –  на отдыхе.

(Глаза) 

- Правильно. Врач, который  лечит глаза и проверяет зрение, называется окулист. Итак, я буду  окулистом, а вы – моими  пациентами. И я хочу проверить  ваше зрение.

Таблица для проверки зрения.

- Как же видит наш  глаз?

Рисунок глаза с мишкой напротив.

- В вашем глазе есть  маленькая лупа – хрусталик.  Все, на что вы смотрите, хрусталик  отражает на задней стенке  глаза, оттуда зрительный нерв  передает увиденное в ваш мозг.

Рисунок глаза.

- Глаза у нас бывают  разного цвета. Посмотрите друг  на друга, каким цветом ваши глаза?

- Еще по глаза могут  выдать наше настроение. Определим  настроение каждого человека.

Рисунок лиц с выражением разных эмоций.

- Зрение надо беречь. Для  этого необходимо выполнять некоторые  правила: 

- не тереть глаза грязными руками,

- читать сидя за столом,

- когда пишешь или читаешь,  надо держать голову так, чтобы  расстояние между столом и  глазами составляло 30 см. Чтобы это  определить, надо поставить руку  на локоть. Большой палец руки  должен находиться на уровне  глаз.

- нельзя сидеть близко к телевизору и долго его смотреть,

- нельзя также долго  работать за компьютером, 

- глазам надо давать  отдых. Для этого надо просто  посидеть с закрытыми глазами. 

- Если все-таки вы заметили, что стали плохо видеть и  ваше зрение стало ухудшаться, как вы думаете, что надо делать? Да, надо обратиться к врачу. Врач вам может прописать очки.

Показ очков для коррекции  зрения.

- С их помощью ваши  глаза будут лучше видеть и  вылечатся. Но есть и другие  очки, которые защищают глаза.  Попробуйте определить, где какие очки.

Очки для защиты от солнца, очки для защиты от воды, очки дл коррекции  зрения.

Физминутка.

Мы на нос очки одели,

Полетели, полетели… 

Приземлились,

Сели сами,

Вот и дома… 

Здравствуй, мама.

- Ребята, бывает и так,  что глаза человека не видят. Но, как и остальные, эти люди могут читать. Только с помощью выпуклых точек на странице книги. Такой способ печатания называется шрифтом Брайля.

- Сейчас я вам завяжу  глаза, а вы попробуйте определить  на ощупь, какую букву я вам  дам.

Завязать детям шарфами  глаза, дать вырезанные буквы.

- Видите, как тяжело обходиться  без зрения. Нужны ли нам глаза?  Зачем? 

Вызывается 4 детей, им завязывают глаза.

- Пусть (имя ребенка)  попробует есть с завязанными  глазами;

- Пусть (имя ребенка)  наденет с завязанными глазами перчатки;

- И (имя ребенка) прикрепит  хвост собачке;

- А (имя ребенка) нарисует  лицо человека.

- Ну вот, ребята, как  важно иметь хорошее зрение. Чтобы  поддерживать свое зрение в  норме, я покажу вам гимнастику  для глаз, которую вы сможете делать сами:

- посмотрите на точку  вдалеке, посчитайте до 10 (2-3 раза) ;

- посмотрите на точку  вблизи, посчитайте до 10 (2-3 раза) ;

- разминать мышцы шеи;

- зажмурить глаза, открыть;

- посмотреть вправо, вверх,  вниз.

- Молодцы, ребята, так что же нового вы сегодня узнали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с детьми на тему  "Чтобы глаза видели".

Хорошо известно, что самое  острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков  высматривает добычу. ночью лучше  всех видит сова. Она легко отыскивает мышь в темноте. а вот попробуй догадаться, почему зайца называют "косым"? Может быть, он плохо видит? Ну уж нет!

Человек не такой зоркий, как орёл. Человек не видит в  темноте. Человеческий глаз не может  охватить такое пространство, какое видит "косой" глаз зайца. Но глаза у человека именно такие, какие нужны ему, человеку. Только ценит человек свои глаза недостаточно, не всегда хорошо о них заботится. Поэтому случаются с ними большие и малые неприятности.

Как сложно устроен глаз человека. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Брови, ресницы и веки у  нас тоже не только для красоты. Они  оберегают глаза от пыли, ветра  и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

Как вы думаете. что для  глаз полезно, а что вредно? (ответы детей)

Чтобы глаза не болели, надо делать гимнастику для глаз. Умеете ли вы делать гимнастику для глаз? Как  только почувствовали, что глаза устали, сразу же начинай делать такие упражнения:

1. Зажмурь изо всех сил  глаза, а потом открой их. Повтори  это 4-6 раз. 

2. Поглаживай в течении  1 минуты веки кончиками (подушечками)  пальцев. 

3. Делай круговые движения  глазами: 

налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз.

Повтори упражнение 10 раз.

4. Вытяни вперёд руку. Следи  взглядом за ногтем пальца, медленно  приближая его к носу, а потом  так же медленно отодвигая  обратно. Повтори упражнение 5 раз. 

5. Посмотри в окно, найди  самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течении 1 минуты.

А если ты носишь очки? В этом случае важно правильно их хранить  и регулярно мыть тёплой водой  с мылом. Ведь от очков теперь зависит  твоё зрение!

 

 

 

 

 

Занятие- развлечение «Забота  о глазах»

Программное содержание:

1. Прививать ребенку элементарные  навыки гигиенической культуры, следить за сохранением своего  здоровья.

2. Дать понятие, что  глаза – главные помощники  человека.

3. Закрепить правила ухода  за глазами. 

4. Побуждать детей к  творческому отношению при выполнении заданий.

5. Дать возможность детям  самостоятельно делать выводы, высказывать  свое мнение.

6. Воспитывать у детей  любовь к людям, к себе, к  жизни. 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Дети сидят в центре  зала на полу)

- Ребята, сегодня мы с  вами отправимся в путешествие в страну Здоровячков.

- Кто живет в такой  стране?

- Здесь живут многие  доктора, которые дают здоровье  ежедневно всем без выбора. (Доктор  Вода, Доктор Солнце, Доктор Полезная  еда и т. д.)

- Недаром говорят: «Солнце,  воздух и вода – наши лучшие друзья! »

- Что еще необходимо  человеку, чтобы он был здоровым? (сон, спорт, знания и т. д.)

- Какие поговорки и  пословицы вы знаете о здоровье? («Труд – здоровье, лень – болезнь», «Здоровье дороже богатства», «Здоровье  за деньги не купишь» и т. д.)

В путь дорогу собирайтесь

За здоровьем отправляйтесь… .

(дети идут по дорожке  «Здоровье» : подлезание, пройти по  скамейке и др.)

- Мы пришли в страну  Здоровячков. Отгадав загадку,  вы узнаете, у кого мы сегодня  побываем в гостях:

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят

(глаза) 

- Мы сегодня будем говорить  о глазах. А поможет нам в  этом доктор Зрение. (к детям  выходит доктор)

- Здравствуйте ребята.

Разберемся вместе дети,

Для чего глаза на свете?

Информация о работе Органы чувств. Глаза