Возрастные особенности двигательного аппарата, координации движении, развитие двигательных качеств у детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 01:23, реферат

Краткое описание

Опорно-двигательная система - комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве. Опорно-двигательная система состоит из мышечной и костной систем.

Возрастные особенности скелета человека

Позвоночник.

Процесс окостенения позвоночною столба происходит в строго определенном порядке: ядра окостенения сначала появляются в грудных позвонках (уже на 2 месяце внутриутробного развития), и

Содержание

Введение……………………………………………………………..….3
Возрастные особенности скелета человека…………………..…..3
Возрастные особенности скелетной мускулатуры…………….....5
Координация…………………………………………………………….6
Развитие и совершенствование двигательных способностей подростков……………………………………………………………....6
Развитие двигательных качеств у детей………………………..…9
Методика развития двигательных качеств…………………..…..11
Список литературы……………………………………………….....15

Вложенные файлы: 1 файл

Опорно.docx

— 35.71 Кб (Скачать файл)

В шестилетнем возрасте происходят существенные изменения в развитии двигательных качеств. Дети могут выполнять  движения в различном темпе, с  разной амплитудой, демонстрируя хорошие  скоростно-силовые способности и  выносливость. Наиболее эффективно в  данном возрасте развивать двигательные качества – быстроту и гибкость. С возрастом у ребенка увеличивается  объем двигательных умений. Нужно  выбирать игры, богатые новыми движениями, это дает детям возможность творчески  участвовать в играх, проявлять инициативу. Именно в силу пластичности нервной системы хорошо усваивается техника оздоровительных движений, их координации. Ребенок учится действовать экономно, проявляя необходимую в конкретных условиях быстроту, гибкость, силу, выносливость, ловкость. Робкие и малоинициативные дети в процессе игр часто становятся смелыми и активными.

Конечно, шестилетние дети еще не обладают достаточной выдержкой, умением быстро бегать, ловко передавать и другими навыками и качествами, необходимыми в командных играх, однако они проявляют к таким  играм значительный интерес. И, что  не мало важно, именно здесь они могут  испытывать чувство ответственности  за команду и перед ней, научиться  объективно оценивать свои и чужие  действия.

Дети этого возраста проявляют  интерес не только к процессу игры, но и конечному результату.

В то же время, к числу основных источников психического развития прибавляется учение (его элементарные формы в  более ранних возрастах не обладают такой значительностью). У детей  зарождается бескорыстный, “теоретический”  интерес к новым знаниям и  умением – безотносительного  к их практической полезности, складываются обобщенные формы к познаниям.

Это приводит к своеобразной интеллектуализации всех психических  процессах (восприятие, памяти, внимания и др.), что, в свою очередь, определяет новый уровень развития произвольного  поведения.

Все это сказывается и  на психических особенностях движений детей шести-семи лет.

 

Методика развития двигательных качеств

 
Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции  — быстрота; при беге на длинную  дистанцию — выносливость, а при  прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании  с быстротой. 
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. 
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. 
Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с допол нительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур). 
Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. 
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). 
Развитию быстроты способствуют скоростно-сйловые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья. 
Глазомер — способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений. 
Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках — точно попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребёнка; в метании на дальность и особенно в цель — расстояние до цели и т. д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами. 
Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. 
Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). 
Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2—3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2—3 полуприседания, затем — глубокое приседание. 
Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. 
Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.). 
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие. При выполнении упражнений, смене положений центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела. 
Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.). 
Сила — степень напряжения мышц при их сокращении. 
Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). 
В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. 
Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это може отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания, большое напряжение организма. 
Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно. 
Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. 
Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом. 
Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются. И это также способствует развитию выносливости. 

 

Список литературы

http://ds82.ru/doshkolnik/4168-.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.wikiznanie.ru

http://formedik.narod.ru

http://www.bibliotekar.ru

http://forum.conten.ru/

 


Информация о работе Возрастные особенности двигательного аппарата, координации движении, развитие двигательных качеств у детей и подростков