Возрастные особенности детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 04:59, контрольная работа

Краткое описание

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.

Содержание

Введение
1. Особенности детей раннего возраста…………………………………………4
2. Основные педагогические правила работы с детьми раннего возраста……5
2.1 Единство оздоровительной и воспитательной работы……………………..5
2.2 Постоянство и единство подходов…………………………………………. 7
2.3 Развитие самостоятельности у детей раннего возраста…………………....8
2.4 Предупреждение утомления в раннем возрасте…………………………...9
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по дошк.пед..docx

— 27.56 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа    по  дошкольной педагогике

Возрастные особенности детей раннего возраста

Содержание

Введение

1. Особенности детей раннего возраста…………………………………………4

2. Основные педагогические правила  работы с детьми раннего возраста……5

2.1 Единство оздоровительной и воспитательной работы……………………..5

2.2  Постоянство и единство подходов…………………………………………. 7

2.3  Развитие самостоятельности у детей раннего возраста…………………....8

2.4  Предупреждение  утомления в раннем возрасте…………………………...9

Заключение

Список литературы

Введение 

 
        Ранний возраст – это период активного исследования ребенком окружающего мира. Малыш уже ходит вполне уверенно, изучает пространство, ему трудно оставаться на месте - каждый предмет словно притягивает его.  
        Общение с взрослым становится очень насыщенным. Помимо развития речи малыш осваивает знания и образцы действий с предметами. Взрослый выступает как носитель общечеловеческих способов использования предметов.  
       Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Сначала речь ребенка ограничивается называнием предметов, которые непосредственно его окружают, и лишь со временем речь становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением.  
        В этот период формируются основные навыки самообслуживания. Ребенок учится самостоятельно одеваться, пользоваться ложкой и вилкой, учится пить из чашки, осваивает навыки опрятности.  
        В этот период происходит развитие игры ребенка как вида деятельности. Сначала ребенок концентрирован на самом процессе игры, на манипулировании предметами, но постепенно появляются элементы творчества, на первый план выходит воображаемая ситуация, а не наглядная.   У игры появляется сюжет, ребенок постепенно научается развивать его, ориентируясь не только на уже знакомые жизненные ситуации, но и на вновь создаваемые и моделируемые самим ребенком.  
         Этот возрастной этап заканчивается с началом следующего периода – «кризиса 3-х лет», который, прежде всего, обусловлен перестройкой сознания ребенка и формированием позиции ребенка, называемой «Я - сам».

 

1. Особенности детей раннего  возраста

        Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

        Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. В активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10--12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200 --300, а к трем  --до 1500 слов.

        Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма -- низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем  развитии ребенка. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии -- они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

        В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п.

        Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, -- сосательный -- на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

        Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

2. Основные педагогические  правила работы с детьми раннего  возраста

2.1 Единство оздоровительной и воспитательной работы

        Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в отрицательном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Доказано, что такие оздоровительные мероприятия, как обливание, гимнастика, окажут положительное воздействие на здоровье ребенка только в том случае, если ребенок охотно идет на водную процедуру, с удовольствием делает гимнастику. Аппетит ребенка также зависит не только от пищи, но главным образом от всей организации кормления и прежде всего тех воспитательных приемов, которые применяют родители или воспитатели. Отказы от еды, доходящие иногда до полной анорексии, чаще всего объясняются неправильными воспитательными приемами -- отсутствием твердого режима, применением излишних уговоров, насильственным кормлением и др. На аппетит ребенка оказывает большое влияние также вся организация его деятельности. После хорошо организованной интересной игры или прогулки дети едят лучше. Во время водной процедуры необходимо проверять не только температуру воды, но и то, чтобы обливание было правильно организовано, дети не возбуждались при ожидании или не охлаждались. Прогулка не даст положительных результатов ни для здоровья, ни для развития, если отсутствуют условия для активной и интересной для них деятельности.

        Наблюдая за ходом нервно-психического развития детей, воспитательница должна внимательно следить за здоровьем ребенка, знать первые признаки наиболее частых детских заболеваний и причины их возникновения, чтобы своевременно сигнализировать врачу. В то же время врач или старшая медицинская сестра должна следить не только за физическим, но и нервно-психическим развитием детей. При выполнении той или иной медицинской процедуры надо стараться не травмировать психику ребенка, осторожным подходом, ласковыми словами уменьшить болезненные ощущения. Ребенок будет вести себя спокойно, если медицинская сестра, не обманывая его, осторожно предупредит о том, что ему будет немного больно, но зато он скоро поправится и пойдет со всеми ребятами гулять. Таким образом, и сестра должна быть не только медицинским работником, но и воспитателем.

        Такие безобидные процедуры, как стрижка волос, осмотр зева, даже купание при неправильных воспитательных приемах могут вызывать у ребенка слезы. А с другой стороны, даже инъекции или другие болезненные манипуляции переносятся детьми спокойно, если медицинская сестра будет в то же время воспитателем, понимающим психические особенности ребенка.

        Учитывая большую взаимозависимость физического и нервно-психического развития, правильно воспитывать детей раннего возраста можно лишь при условии объединения всех гигиенических, оздоровительных и воспитательных мероприятий в согласованную систему.

2.2  Постоянство и единство подходов

        Одним из основных педагогических правил является обеспечение постоянства приемов и единства подходов к ребенку со стороны всех лиц, имеющих отношение к его воспитанию. Любое умение, навык можно воспитать лишь тогда, когда при их формировании будут неоднократно применены одни и те же приемы. Например, приучить ребенка вытирать ноги, приходя в комнату, или засыпать спокойно без укачивания можно только тогда, когда каждый раз от ребенка требуют выполнения этого правила.

        В семье ребенка обычно воспитывают несколько взрослых, а в яслях, кроме того, воспитательницы. Поэтому сложной задачей является достижение полной согласованности в методах воспитания отца и матери, а также единства подходов в семье и яслях. При единстве и постоянстве подходов дети быстро усваивают ряд устойчивых правил поведения (всегда мыть руки перед едой, не отнимать игрушек, выражать желание не криком, а словами и др.). Маленькому ребенку очень трудно привыкнуть, если один раз ему что-то разрешают (например, бегать с куском хлеба в руке), а в другой -- запрещают, если воспитательница настаивает на самостоятельной еде, а няня спешит накормить его сама и т. п. Выработка устойчивых привычек таким путем невозможна. Отсутствие единства является одной из основных причин повышенной раздражительности, частых вспышек возбуждения, "капризов" ребенка, а иногда ранней нервности Совершенно недопустимо, например, когда старшая медицинская сестра, придя в группу, начинает ласкать плачущего ребенка, предварительно не узнав, почему воспитательница сама не утешает его.

2.3 Развитие самостоятельности у детей раннего возраста

Период раннего детства является благоприятным для развития самостоятельности. При правильном подходе взрослых самостоятельные действия уже с первых лет доставляют детям удовольствие. Например, можно видеть выражение удовлетворения у 7--8-месячного ребенка, сумевшего после нескольких неудачных попыток самостоятельно встать около барьера. Очень доволен ребенок 1 года I месяцев -- 1 года 3 месяцев, если ему дали возможность самому держать ложку. Но раннее проявление самостоятельности требует своего развития и закрепления. Для того чтобы и в дальнейшем ребенок в силу своих возможностей старался все, что может, делать самостоятельно и получал от этого удовольствие, нужны правильные воспитательные приемы. Очень рано следует придерживаться правила: не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Большое значение для развития самостоятельности маленьких детей имеет отношение к этому окружающих взрослых. Значительно усиливается желание сделать что-то самому, если это получает одобрение, похвалу старших. Поощрение является очень существенным методом воспитания самостоятельности. Воспитательница должна поощрять самостоятельные действия ребенка. Но хвалить ребенка следует только за то, что он действительно заслужил. Не следует сразу же, по первому требованию или при малейшем затруднении помогать ребенку. Надо побудить его постараться самому выйти из затруднительного положения и после удачи похвалить. Оказывать помощь нужно только тогда, когда взрослому ясно, что сам ребенок этого сделать не может, но и в таком случае надо постараться делать не за него, а вместе с ним. Наблюдая за тем, как ребенок реагирует на встретившееся ему затруднение, сначала надо предоставить ребенку возможность самому справиться с ним, побуждая его ободряющими словами. Только убедившись в невозможности преодолеть затруднение, не дожидаясь, пока у ребенка вследствие многократных попыток пропадает желание добиться положительного результата, надо помочь ему, одновременно привлекая и его самого. Привлечение детей с возрастом все к большему участию в кормлении, умывании, одевании, поощрение их самостоятельных попыток преодолевать затруднения во время игры способствуют развитию самостоятельности, умению преодолевать затруднения, самому добиваться желаемого, что является очень ценным качеством личности ребенка.

2.4  Предупреждение  утомления в раннем возрасте

        В результате любой деятельности, продолжающейся определенное время, наступает состояние утомления. Временным отдыхом для ребенка может быть также смена характера деятельности. Понимая вред переутомления нервной системы, персонал детского учреждения (врач, педагог, медицинские сестры, воспитатели) должен знать его причины и признаки, внимательно следить за ребенком и своевременно обеспечивать отдых.

        Основным условием, предохраняющим нервную систему ребенка от переутомления, является правильный ритм работы и отдыха, т. е. правильный режим, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям. Систематическое удлинение бодрствования выше физиологических возможностей ребенка неизбежно ведет к переутомлению и даже к истощению нервной системы. Вредно также укорочение бодрствования.

         Очень большое значение имеет также достаточный по времени и полноценный глубокий сон. Уравновешенное поведение ребенка возможно лишь в том случае, если длительность его бодрствования не превышает предела работоспособности и своевременно сменяется достаточно длительным глубоким сном.

        Для предохранения от переутомления нужна правильная смена деятельности, которую должны обеспечить взрослые. Переключение на другую деятельность является отдыхом для ребенка. Необходимо менять положение, ситуацию, виды деятельности. Самостоятельная деятельность ребенка должна сменяться занятием, организованным воспитательницей, подвижная игра -- спокойной игрой за столом, игра в комнате -- игрой на площадке и т. п. Если утром было рисование, то во вторую половину дня-- музыкальное занятие и т. п. Надо следить, чтобы длительность занятия не превышала выносливости нервной системы детей и при первых признаках утомления прекращать занятия.

        Недопустимо также изобилие часто сменяющихся и сильных впечатлений. Родители часто злоупотребляют желанием порадовать ребенка различными подарками. Частая смена новых игрушек, книжек вредна детям.

        Участковая медицинская сестра, беседуя с родителями или посещая ребенка на дому, а также врач, педагог, старшая медицинская сестра и воспитатели группы должны следить за выполнением режима, правильной организацией деятельности детей и сохранением всех условий, обеспечивающих уравновешенное бодрое состояние детей и предохранение их нервной системы от переутомления.

 

 

 

 

Список литературы

1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего детства[Текст]/под ред. С.Г.Звягинцевой.- М.: изд. Медицина",1969-255с.

2. Дошкольная педагогика. учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ под.ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина.-М.: Просвещение,1978.-416с.

Заключение

        Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.

Информация о работе Возрастные особенности детей раннего возраста