Возрастные особенности двигательного аппарата, координации движении, развитие двигательных качеств у детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 01:23, реферат

Краткое описание

Опорно-двигательная система - комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве. Опорно-двигательная система состоит из мышечной и костной систем.

Возрастные особенности скелета человека

Позвоночник.

Процесс окостенения позвоночною столба происходит в строго определенном порядке: ядра окостенения сначала появляются в грудных позвонках (уже на 2 месяце внутриутробного развития), и

Содержание

Введение……………………………………………………………..….3
Возрастные особенности скелета человека…………………..…..3
Возрастные особенности скелетной мускулатуры…………….....5
Координация…………………………………………………………….6
Развитие и совершенствование двигательных способностей подростков……………………………………………………………....6
Развитие двигательных качеств у детей………………………..…9
Методика развития двигательных качеств…………………..…..11
Список литературы……………………………………………….....15

Вложенные файлы: 1 файл

Опорно.docx

— 35.71 Кб (Скачать файл)

Новгородский  Государственный Университет 

имени Ярослава Мудрого

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ФИЗИОЛОГИИ

на тему:

Возрастные особенности  двигательного аппарата, координации  движении, развитие двигательных качеств  у детей и подростков.

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Байрамов Самир

группа 0211

 

Проверила:                    

Лебедева Наталья Анатольевна

 

Великий Новгород

2011 год

Содержание

Введение……………………………………………………………..….3

Возрастные особенности  скелета человека…………………..…..3

Возрастные особенности  скелетной мускулатуры…………….....5

Координация…………………………………………………………….6

Развитие и совершенствование  двигательных способностей подростков……………………………………………………………....6

Развитие двигательных качеств  у детей………………………..…9

Методика развития двигательных качеств…………………..…..11

Список  литературы……………………………………………….....15 

 

Введение

Опорно-двигательная система - комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве. Опорно-двигательная система состоит из мышечной и  костной систем. 

 

Возрастные особенности  скелета человека 
 
Позвоночник.  
 
Процесс окостенения позвоночною столба происходит в строго определенном порядке: ядра окостенения сначала появляются в грудных позвонках (уже на 2 месяце внутриутробного развития), и затем окостенение распространяется по направлению к шейному отделу и копчиковому. Первая волна усиленного роста происходит от рождения до 2 лет, затем рост немного замедляется, затем в возрасте 7-9 лет начинается вторая волна усиления роста, третья волна приходится на период полового созревания. 
 
Позвоночник новорожденного открыт сзади по линии всех дуг позвонков. К 7 годам дуги закрываются. Полное срастание отростков позвонков с телом позвонков осуществляется в возрасте 18-24 лет.  
 
Физиологические изгибы позвоночника появляются: шейный лордоз - 2,5-3 месяца, грудной кифоз - в 6 месяцев, с момента первых шагов -9-10 месяцев - поясничный лордоз и крестцовый кифоз. Сначала изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. Фиксация изгибов в шейном и грудном отделах происходит в 6-7 лет, а в поясничном - к 12 годам. 
 
Грудная клетка у ребенка имеет коническую форму — сжата с боков. У взрослого преобладает поперечный размер грудной клетки. Форму взрослого грудная клетка приобретает к 12-13 годам. 
 
Грудина начинает окостеневать на 2 месяце внутриутробного развития, окончательное окостенение приходится на 25 лет. 
 
Окостенение ребер начинается на 6-8 неделе внутриутробного развития, затем в 8-11 лет появляются вторичные ядра окостенения. Слияние костных частей ребра происходит в 18-19 лет, а головки и тела ребра - в 20-25 лет. 
 
Скелет конечностей начинает окостеневать на 2-3 месяце внутриутробного развития. Ключица - проходит только первую и третью стадии развития: процесс начинается на 6-ой неделе внутриутробного периода и к моменту рождения ключица полностью костная за исключением грудинного конца. 
 
 
Лопатка полностью окостеневает к 16-18 годам. 
 
Кости запястья и предплюсны становятся оформленными только к 7 годам, окостеневают к 12. 
 
Окостенение фаланг пальцев заканчивается к 11 годам. 
 
У мальчиков ноги растут быстрее, чем у девочек. 
 
Ядра окостенения костей таза появляются в период от 3,5 до 4,5 месяцев утробного периода. Срастание всех трех костей таза происходит в 14-16 лет, а окончательное окостенение приходится на 25 лет. Половые различия формы таза появляются после 9 лет. 
 
Череп начинает дифференцироваться на 2-ом месяце внутриутробной жизни. К моменту рождения ядра окостенения имеются во всех костях черепа, но их срастание происходит в постнатальный период.  
 
Различают три периода развития черепа после рождения: 1- период роста преимущественно в высоту (от рождения до 7 лет); 2-период относительного покоя (от 7 до 14 лет); 3- период роста преимущественно лицевого черепа (от 14 до окончания роста скелета - 20-25 лет). Висцеральный (лицевой) череп у ребенка относительно мал (недоразвиты челюсти), составляет 1/8 часть мозгового (у взрослого Vi). Лобная и клиновидные пазухи отсутствуют, верхнечелюстная (гайморова) - имеет вид горошины. 
 
У новорожденного швы (непрерывное соединение костей черепа) имеют вид соединительнотканной прослойки, которая окостеневает после 30 лет. Углы костей черепа к моменту рождения также хрящевые. Между ними существует пространства, заполненные соединительной тканью. Эти участки называют родничками. Всего их шесть: лобный - самый большой (от 2,5 до 5 см) - располагается между лобной и теменными костями, зарастает на втором году жизни; затылочный располагается между теменными и затылочной костями, имеет размер до 1 см и зарастает на 2-3 месяце после рождения; клиновидные (пара) и сосцевидные (пара) роднички зарастают либо во внутриутробном периоде развития, либо сразу после рождения. Первые располагаются между лобной, теменной и височной костями, вторые - между затылочной и височной костями. 
 
Возрастные особенности скелетной мускулатуры 
 
Формирование скелетных мышц происходит на очень ранних этапах развития. На восьмой неделе внутриутробного развития различимы уже все мышцы, а к десятой неделе развиваются их сухожилия. Связь первичной закладки с соответствующими нервами обнаруживаются уже на втором месяце развития. Однако двигательные нервные окончания впервые появляются лишь на четвертом месяце внутриутробного развития. 
 
Созревание мышечных волокон связано с увеличением количества миофибрилл, появлением поперечной исчерченности, увеличением числа ядер. Раньше всего дифференцируются волокна мышц языка, губ, межреберных мышц, мышц спины и диафрагмы. Затем - мышцы верхней конечности и в последнюю очередь - мышцы нижней конечности. К моменту рождения ребенка наибольшего развития достигают мышцы туловища, головы, верхних конечностей. 
 
В процессе постнатального развития происходят дальнейшие изменения макро- и микроструктуры скелетных мышц, У грудных детей прежде всего развиваются мышцы живота, позднее - жевательные мышцы. К концу первого года жизни интенсивность развития падает на мышцы спины и конечностей Мышцы верхних конечностей имеют к моменту рождения большую массу по отношению к массе тела, чем мышцы нижних конечностей. В 12-16 лет наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются и сухожилия мышц, поэтому мышцы становятся длинными и тонкими и подростки выглядят длиннорукими и длинноногими. В 15-18 лет идет активный рост мышц в поперечнике. 
 
Рост мышц в длину может продолжаться до 23-25 лет, а в толщину до 35 лет 
 
Химический состав мышц с возрастом также меняется. Мышцы детей содержат больше воды, они богаты нуклеопротеидами. По мере роста происходит нарастание актомиозина и АТФ, креатинфосфорной кислоты, миоглобина. В связи с тем, что миоглобин является источником кислорода, увеличение его количества способствует совершенствованию сократительной функции мышцы.

 

Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов. На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов, затем — за счет коротких физических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональный спортсмен. Однако координация нужна не только в спорте. От нее зависит каждое движение человека.

 

 

 

 

 Значение, развитие и совершенствование двигательных качеств у детей и подростков

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств, привитие навыков  правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Благодаря пластичности нервной  системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды.

Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Например, ребенок, научившись правильно  метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет  замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих  мышц, связок и суставов.

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить  физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии  на его выполнение. Благодаря этому  создается возможность повторять  упражнение большее количество раз  и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также  развивать двигательные качества.

Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать  задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в  длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через  рок в игре «волк во рву», а  о том, как лучше спастись от волка.

В процессе формирования навыков  и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более  сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).

Двигательные навыки и  умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего  совершенствования их в школе, облегчают  овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать  высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей  играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.).

Объем двигательных навыков  и умений, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, дан в «Программе воспитания в  детском саду», но он может быть расширен при наличии соответствующих  условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации воспитателей.

У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

У детей дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять  правильное положение тела, когда  они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для  нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это  навык, который важно своевременно формировать.

Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и  других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление  о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям  следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода  за ним, правила ухода за одеждой  и обувью и т.д.

В процессе занятия физическими  упражнениями дети закрепляют также  знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям  более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять  их не только в детском саду, но и  дома. Объем знаний с возрастом  детей расширяется.

 

 

 

 

 

 

Развитие двигательных качеств у детей

В онтогенезе развития первым видом деятельности, в который  включается ребенок, является игра как  ведущая деятельность, определяющая его социальное развитие после трех лет.

Нет в мире детей, которые  бы не играли. Игра для них – жизненная  потребность, средство всестороннего  развития.

Игра – особый вид деятельности. Она является выражением определенного  отношения личности к окружающей действительности.

Игра – это путь к  познанию мира. В процессе игры дети узнают различие свойств предметов, разные стороны жизни, получают значительную информацию. Игры способствуют развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Ребенок постоянно стремится  к деятельности и удовлетворяет  эту потребность в игре. Кроме  того, игра – великий воспитатель! Она требует дисциплинированности, самостоятельности, целеустремленности, коллективизма, умения подчинять личные интересы общим.

Подвижные игры создают атмосферу  радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение  оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач.

Активные движения, обусловленные  содержанием игры, вызывают у детей  положительные эмоции и усиливают  все физиологические процессы.

Подвижные игры на занятиях занимают основное место. При выборе игр необходимо учитывать психофизические  особенности различных возрастных групп детей.

В возрасте 5-6 лет происходит интенсивная морфологическая и  функциональная перестройка всех систем организма. Ребенок вырастает за год примерно на 4-6 см, масса увеличивается  на 1,5 кг.

У детей 5-6 лет продолжается процесс окостенения скелета. К  концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные  движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает  заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. В этом возрасте дети уже могут совершать длительные прогулки, долго бегать, прыгать  без большого утомления, выполнять  более сложные трудовые поручения  и физкультурные упражнения. Этому  способствует развитие крупной и  мелкой мускулатуры.

Последние изменения неразрывно связано с развитием мозга  ребенка, с совершенствованием его  нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности управлять  своими движениями. Старший дошкольник способен различать, с одной стороны, воздействия, поступающие из внешнего мира (сигналы, указания, движения), с  другой стороны, реакции на них, например, собственные движения и действия.

Шести семилетние дети значительно  точнее выбирают движения, которые  им надо выполнить. У них обычно отсутствуют  лишние движения, которые часто наблюдаются  у детей трех-пяти лет. Ребята уже  самостоятельно, без специальных  указаний со стороны взрослого (воспитателя), производят многие из них, могут выполнять  ряд движений и более сложных  действий в определенной последовательности, контролируя их и изменяя.

Возможность произвольно  регулировать свои движения является наиболее существенным показателем  физического развития старшего дошкольника.

Все эти изменения обусловлены  не только созреванием мозговых структур и механизмов самих по себе, но и  тем опытом деятельности, который  накапливает ребенок, в том числе  и в процессе целенаправленного  обучения.

В этом возрасте игра продолжает оказывать свое влияние на детское  развитие. Однако к концу дошкольного  детства качественно меняется ее содержание и формы (игра все более  глубоко отражает взаимоотношения  взрослых, не возрастает доля инициативы ребенка, она становится подлинно коллективной, приобретает вариативность и  т. д., дети в некоторых случаях  начинают отдавать предпочтение играм  с правилами, возникают новые  игры и др.). У детей развивается  способность самооценки, критическое  отношение к своим действиям, они уже могут оценить поступок другого человека с позиции общепринятых норм поведения и выразить какое-то суждение о том, что они услышали или увидели, исходя из своих знаний.

В этом возрасте дети способны на проявление волевых качеств. При  этом большую роль играет подражание. Например, если предложить ребенку  прыгнуть на какое-то расстояние в обычных  условиях, то длина прыжка окажется значительно меньше, чем тогда, когда  он выполняет его в состязательно-игровой  форме.

Информация о работе Возрастные особенности двигательного аппарата, координации движении, развитие двигательных качеств у детей и подростков