Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:18, реферат

Краткое описание

Межклеточное вещество на 67% состоит из неорганических веществ, в основном из соединений кальция и фосфора. Различают компактное (плотное) и губчатое вещество. Компактное вещество образовано плотно прилегающими костными пластинками, формирующими сложно организованные цилиндрические структуры. Губчатое вещество состоит из перекладин (балок), образованных межклеточным веществом и расположенных дугообразно, соответственно направлениям, по которым кость испытывает давление силы тяжести и растяжение прикрепляющимися к ней мышцами.

Содержание

1. Строение скелета человека.
2. Состав и строение костей.
3. Анатомо-физиологические особенности костной системы детей.
4.Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей, их профилактика.

Вложенные файлы: 1 файл

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена».docx

— 240.43 Кб (Скачать файл)

Ребра расположены  почти горизонтально. На месте соединения костной и хрящевой частей ребра  образуются небольшие утолщения, которые  лучше всего определяются на средних ребрах (V—VIII). Вся грудная клетка у детей 1-х месяцев представляется укороченной. С конца 1-го или с начала 2-го года жизни грудная клетка удлиняется и появляется так называемое физиологическое опущение ребер. Ребра принимают более косое направление, межреберные промежутки становятся более узкими. Особенности грудной клетки ребенка сглаживаются к 6—7 годам, а окончательное формирование ее происходит к 12—13 годам. В это время грудная клетка подростка отличается от грудной клетки взрослого лишь размерами.

В длинных костях в течение продолжительного времени  остаются хрящевые прослойки между  диафизом и эпифизом — эпифизарные хрящи. Клетки эпифизарных хрящей некоторое время сохраняют способность к делению, благодаря чему кость растет в длину.

 

 

Рисунок. Изгибы позвоночника новорожденного (а) и взрослого (б).

Полное замещение  эпифизарных хрящей костной тканью заканчивается только к 25 годам.

У детей 1-х месяцев  жизни может наблюдаться искривление ног, что не связано с искривлением костей, а обусловлено своеобразным развитием мягких тканей.

Необходимо подчеркнуть, что у детей дошкольного и  младшего школьного возраста скелет еще недостаточно сформирован. В связи с этим различные неблагоприятные факторы внешней среды могут обусловить искривления скелета. Особенно важным в этом отношении является подбор мебели для детей дошкольного и школьного возраста.

Неправильная  поза при сидении, характеризующаяся  продолжительным и сильным наклоном головы и туловища спереди, может вызвать различные формы искривлений позвоночника.

Вслед за позвоночником  меняет свою нормальную конфигурацию и грудная клетка в целом, что сказывается на функциональном состоянии органов дыхания и кровообращения, особенно сильно нарушается дыхание.

Школьники много  времени проводят за уроками в  школе и дома. Стол, стул, парта  по высоте обязательно должны соответствовать росту школьника. Высота стола для школьника ростом в 130—140 см должна быть 62 см, стула — 38 см; для школьника ростом 140—150 см — соответственно 68 и 41 см. Мальчики и девочки выше 150 см могут заниматься за обычными столами, но сидеть на стульях с широкой спинкой.

Правильное положение  тела — рабочую позу — необходимо соблюдать не только во время учебных  занятий, но и при всякой другой работе.

Плохо влияет на осанку неравномерная нагрузка на плечевой пояс, поэтому необходимо правильное ношение портфеля с книгами или других тяжестей.

Спать следует  на достаточно широкой и длинной  кровати, с ровным и не слишком  мягким матрацем, под голову класть только одну небольшую подушку. Засыпать лучше всего на спине, вытянув  ноги и положив руки поверх одеяла. Можно спать поочередно на правом и левом боку, но не сворачиваться  «калачиком» — это неблагоприятно влияет на осанку.

Зубы. Ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезываются в определенные сроки. Как правило, зубы появляются группами с известными промежутками во времени.

Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы — в 6—9 мес., боковые нижние и верхние резцы — в 9—12 мес., первые коренные зубы — в 12—15 мес., клыки — в 17—20 мес., вторые коренные зубы — в 21—24 мес. Следовательно, в конце 1-го года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов. В конце 2-го или в начале 3-го года жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.

Рисунок. Прорезывание молочных зубов у ребенка. 

На 5—6-м году жизни  начинается замена молочных зубов постоянными, причем первыми появляются зубы (моляры). Замена молочных зубов постоянными происходит в том же порядке, в каком они прорезывались, и заканчивается к 11— 12 годам. В возрасте 12—13 лет прорезываются вторые большие коренные зубы — моляры и в последнюю очередь, в большинстве случаев в пубертатном возрасте, появляются третьи большие коренные зубы, так называемые зубы мудрости. У детей нередко встречается неправильное оформление прикуса. Сроки прорезывания зубов не всегда одинаковы даже у нормально развивающихся детей.

Как правило, прорезывание молочных и постоянных зубов протекает  безболезненно, так как он является физиологическим актом. Однако у  некоторых детей (при рахите, анемии, неврастении) прорезывание зубов может сопровождаться припухлостью, покраснением, болезненностью десен, слюнотечением, раздражительностью, тревожным сном, понижением аппетита. Следует помнить о том, что нельзя ставить все болезни, тем более тяжелые, во время прорезывания зубов в зависимость от этого акта. Некоторые дети при прорезывании зубов берут предметы в рот для жевания. Очень удобные для этой цели резиновые кольца. В это время надо проявлять осторожность с игрушками из тонкого целлулоида.

Молочные зубы нуждаются в таком же уходе, как  и постоянные. С 3 лет ребенка надо приучать полоскать рот и чистить зубы мягкой щеткой утром и вечером. Щеткой нужно водить не только в горизонтальном направлении, но и вдоль зубов. Следует приучать чистить не только наружную поверхность зубов, но и внутреннюю. Нельзя давать сладости (конфеты, печенье и др.) между кормлениями, так как это нарушает пищеварение, способствует разрушению зубов, которое вызывается молочной кислотой, вырабатываемой бактериями, живущими в сахаре и крахмале, прилипающим к зубам. В детских учреждениях 1—2 раза в год зубной врач производит осмотр и санацию полости рта у детей.

 

 

По мере роста ребенка  изменяются пропорции его тела, происходит выравнивание скелета. Этот длительный процесс начинается еще в утробе матери и завершается к 20-25 годам.

Большое влияние на формирование опорно-двигательного аппарата оказывают  врожденные особенности, внешние условия, режим дня, питание, физические перегрузки во время спортивных занятий, перенесенные заболевания и все то, что вносит дисбаланс в уравновешенное состояние  мышечно-связочного каркаса и позвоночника.

патологии опорно-двигательного аппарата у детей

У детей первых лет жизни  встречаются врожденные аномалии строения скелета. Проблемы с конечностями без  труда обнаруживает при осмотре  педиатр, а вот аномалии строения бедра и позвоночника не всегда вовремя  диагностируются, т. к. на первом году жизни  они внешне еще незаметны.

Примерно у одного из 60 новорожденных наблюдается определенная степень нестабильности бедра. Именно поэтому большое значение имеет  скрининг тазобедренных суставов у  новорожденных детей. В идеале необходимо обследовать всех детей при рождении, в возрасте 6-8 недель, 6-8 месяцев и  когда ребенок начинает ходить. Это  позволит снизить количество поздних  выявлений дисплазии бедра. Факторами  риска служат семейный анамнез, ягодичное предлежание.

Если бедро смещено  достаточно долгое время, оно в результате фиксируется в этом положении. Клинически это выглядит так: нога укорочена, повернута  наружу, бедренные и ягодичные  складки ассиметричны. При осмотре  отмечается ограничение отведения  бедра при сгибании ноги. При ходьбе ребенок безболезненно хромает.

Транзиторный  синовит – приобретенное быстропроходящее воспалительное заболевание бедренного сустава – встречается у детей в возрасте 3-8 лет. Как правило, возникает вследствие вирусной инфекции и является наиболее частой причиной острой хромоты у детей этого возраста. Лечение предусматривает постельный режим и наблюдение дома или в стационаре; выздоровление наступает обычно через несколько дней.

Более опасен в этом возрасте (у 4-10-летних детей) идиопатический асептический некроз эпифизарной части головки бедра (болезнь Пертеса), в 10% случаев поражение бывает двусторонним. Мальчики болеют в четыре раза чаще девочек. Ребенок жалуется на боль в тазобедренном или коленном суставах, хромоту. При обследовании выявляется сгибательная деформация сустава и ограниченное отведение. Диагноз подтверждается рентгенологически, но на ранних стадиях заболевания изменений на рентгенограммах может не быть.

У детей 4-11 лет в подколенной  ямке иногда возникает безболезненное кистозное набухание, при этом объем  движений колена почти не изменяется. Кистозное образование обусловлено  полуперепончатой сумкой, часто сообщающейся с коленным суставом. Это доброкачественная  киста исчезает сама по себе, хотя изредка, если она причиняет беспокойство или достигает больших размеров, требуется хирургическое лечение.

Малые деформации стопы могут  быть связаны с другими врожденными  пороками развития, особенно бедра  или позвоночника. При одном из распространенных видов деформации (1 : 100) передняя поверхность стопы  находится в варусном (смещение вовнутрь )положении (приведение) с одновременной супинацией (сгибанием). Подошва такой стопы похожа на боб, но в этом случае нет конской стопы, при которой ребенок во время ходьбы делает упор только на пальцы. Стопа гибкая и поддается пассивной коррекции. Большинство детей выздоравливают без лечения. При более тяжелых деформациях иногда требуется вытяжение или шинирование. Необходимость в хирургической коррекции возникает редко.

Косолапость встречается у одного из тысячи новорожденных, преимущественно страдают мальчики. Половину случаев составляют двусторонние поражения. Косолапый ребенок нуждается в раннем специализированном лечении с вытяжением и наложением повязки из липкого пластыря либо гипса, проведении курса физиотерапии. Около половины случаев (в основном когда отсутствует фиксированная деформация) поддаются лечению, в остальных – детям требуется хирургическая коррекция в первый год жизни.

Плоскостопие.

До трех лет у всех детей  уплощен медиальный свод стопы. Безболезненная, гибкая стопа в старшем возрасте также расценивается как физиологическая  норма. Если плоскостопие сопровождается болью, ригидностью и спазмом, в  особенности малоберцовых мышц, следует  искать патологическую причину этого  состояния. Врожденное плоскостопие, как  правило, выражается плосковальгусной( искривление вовнутрь) стопой, впоследствии может развиться пяточная стопа, когда ребенок во время ходьбы делает упор на пяточную кость при приподнятом переднем отделе стопы. Определяется это состояние еще в период новорожденности, поэтому требует как можно более ранней коррекции. Приобретенное плоскостопие может быть следствием перенесенного рахита, иногда сочетается с рахитическими искривлениями нижних конечностей (вальгусной и варусной деформациями коленных суставов).

 

 

Нарушения осанки

Под осанкой понимают привычную  позу человека в покое и при  движении. Согласно классификации типов  нарушения осанки (1962 г.) различают:

Нарушения осанки во фронтальной  плоскости.

Нарушения осанки в сагитальной плоскости:

плоская спина;

плосковогнутая спина;

сутулая спина;

круглая спина;

кругловогнутая спина.

У дошкольников часто определяют вялую осанку. Одной из главных  причин формирования вялой осанки является слабое развитие мускулатуры ребенка, его недостаточная физическая активность, частые или длительные заболевания. Ребенок с вялой осанкой с  трудом выдерживает статические  позы, часто меняет положение отдельных  частей тела. Такой ребенок производит впечатление утомленного, слабого или заболевшего.

Признаки вялой осанки:

увеличение шейного и  грудного изгибов позвоночника;

голова слегка опущена;

плечи опущены и двинуты  вперед;

лопатки отстают от спины («крыловидные» лопатки);

живот отвисает;

ноги слегка согнуты в  коленях.

Для детей дошкольного  возраста, нормально развивающихся, но малоупитанных, также характерны несколько увеличенная округлость живота и слегка отстающие от спины лопатки. Часто вялая осанка сочетается с различными дефектами нижних конечностей, что объясняется общей слабостью всего мышечно-связочного аппарата. При отсутствии коррекции вялая осанка приводит к более устойчивым формам деформаций костно-мышечного аппарата.

При постоянных ночных болях  в спине или сопутствующем  сколиозе необходимо провести обследование для исключения спинальной опухоли  или инфекции. Доброкачественные  костные опухоли у детей, как  правило, бессимптомны и обнаруживаются случайно при рентгенологическом исследовании по поводу патологического перелома. Чаще всего все костные опухоли  поражают колено, примыкая к пластинкам наиболее активного роста.

Злокачественные опухоли  костей у детей встречаются редко. Их следует подозревать, если боли не прекращаются ни днем, ни ночью или  при наличии местного отека и  размягчения кости.

Физическое развитие

Для правильного формирования костно-мышечной системы большое  внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Причем с первых месяцев жизни, когда  формируется позвоночник и его  физиологические изгибы.

Для развития мышечного корсета  ребенка старше трех лет следует  приучить к регулярным физкультурным  занятиям: научить плавать, играть в  футбол, прыгать со скакалкой, ходить на лыжах и кататься на коньках. Не рекомендуется рано отдавать ребенка  в спортивные секции. Как правило, в спорт берут детей старше 5-6 лет, т. к. в этом возрасте уже можно  оценить уровень физической подготовки ребенка и наличие патологий. Если у дошкольника есть нарушения  осанки, развит сколиоз, то горнолыжный  спорт или гимнастика ему не подойдут, а вот плавание или конный вид  спорта принесут пользу.

Информация о работе Возрастная анатомия, физиология и гигиена