Сущность понятия «внешнеэкономическая деятельность», ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 00:25, реферат

Краткое описание

Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по статистики.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Во  второй половине XX в. важную роль прибрело военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами, о котором лишь сравнительно недавно стали появляться открытые публикации. В 1998 г. был принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами», в котором ВТС определено как «деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения».

В областях научно-технического и научно-производственного сотрудничества с зарубежными партнерами отметим производственное кооперирование, создание совместных предприятий, выполнение НИОКР, проведение разнообразных исследований и разработок, в том числе уникальных, предоставление высокотехнологичных услуг (включая космические услуги по выведению на орбиту спутников иностранного производства, продажу в иностранные государства аэрофотоснимков их территорий, сделанных с советских спутников высокоточной аппаратурой, создание новых материалов в условиях невесомости), торговлю лицензиями, патентование изобретений, регистрацию товарных знаков.

Строительные и проектно-строительные услуги включают строительство объектов за рубежом при содействии российских организаций и на территории нашей страны с участием иностранных фирм, чему могут предшествовать проектно-изыскательские работы, а также модернизацию ранее построенных объектов, предоставление инженерно-консультационных услуг (инжиниринг) и др.

В последнее время  все большую актуальность приобретает инвестиционное сотрудничество с иностранными партнерами – привлечение иностранных инвестиций (капиталовложений в российскую экономику) и инвестирование за рубежом, куда можно включить также создание совместных предприятий (СП), международных объединений и других организаций.

С этим тесно связано сотрудничество в валютно-финансовой и кредитной сферах, включающее получение и предоставление кредитов, финансирование различных проектов, осуществление платежно-расчетных и страховых операций.

Все более значимую роль приобретает лизинг. К этому виду ВЭД относится, с одной стороны, сдача в аренду российскими арендодателями (лизингодателями) различной машинотехнической продукции, транспортных средств и иных объектов иностранным арендаторам (лизингополучателям), а с другой стороны, аренда российскими участниками ВЭД технических и иных изделий у иностранных лизингодателей, в том числе на условиях финансового лизинга.

Сотрудничество в области транспорта включает международные перевозки экспортных и импортных грузов, транзитные перевозки иностранных грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание. С этим видом ВЭД все теснее переплетается сотрудничество в области связи и информатики с использованием современных электронных средств, СМИ, включая ТВ, радиовещание, газетно-журнальную и документально-кинематографическую продукцию.

Весьма обширен диапазон социально-культурных услуг, которыми обмениваются российские участники ВЭД с иностранными партнерами. Сюда входит розничная торговля, общественное питание, гостиничное хозяйство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, торговля авторскими правами и т.д.

Самостоятельным видом  ВЭД можно считать еще издательско-полиграфическую деятельность, осуществляемую совместно с иностранными партнерами, в том числе совместное написание научных трудов исторического, философского, экономического, социологического и иного профиля, общеобразовательных и популярных книг, публикацию статей икниг российских авторов в зарубежных издательствах и иностранных авторов в России.

В связи  с бурным развитием мирового рынка  туристских услуг в качестве самостоятельного вида ВЭД можно выделитьиностранный туризм – экспорт и импорт туристских услуг. Экспорт туристских услуг обеспечивает поступление доходов от пребывания иностранных туристов в нашей стране, а импорт влечет расходы на оплату выезда туристов из России и их пребывания в зарубежных странах.

Внешнеэкономическая реклама используется в целях продвижения российской продукции на зарубежные рынки и реализации иностранной продукции на территории нашей страны. Она обеспечивает приток солидных доходов от зарубежных и российских рекламодателей при размещении рекламы на телевидении и в других СМИ, использовании наружной, печатной и других видов (средств) рекламы.

Для нашей  страны, имеющей огромный опыт мореплавания и рыболовства, весьма актуально  международноесотрудничество в области рыбного хозяйства. Этот вид сотрудничества включает лов рыбы российскими судами в морских экономических зонах зарубежных стран и иностранными судами в российских территориальных водах по соглашениям с соответствующими странами, а также реализацию морской продукции в России и за рубежом.

Необходимо  упомянуть и такие особые формы  ВЭД, как прибрежная и приграничная торговля, имеющие весьма важное значение для многих регионов и субъектов РФ.

На  практике довольно сложно провести четкую грань между видами и формами ВЭД. При разработке классификации видов ВЭД немалую роль играет субъективный фактор.

Формы ВЭД характеризуются большим  многообразием и подвижностью. По мере интенсификации мирохозяйственных связей появляются все новые формы ВЭД, которые со временем могут стать и ее самостоятельными видами, тогда как сущность основных видов ВЭД в целом остается вполне стабильной.

Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности  в современных условиях

Многообразная внешнеэкономическая деятельность осуществляется государственными, производственно-коммерческими и общественными структурами, которые в совокупности составляют внешнеэкономический комплекс(ВЭК) страны.

ВЭК включает следующие звенья:

• государственные  органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ);

• хозяйственные  комплексы, отрасли (подотрасли) и отдельные  предприятия, производящие экспортную продукцию и потребляющие импортную  продукцию;

• хозяйствующие  субъекты (юридические и физические лица), совершающие экспортно-импортные операции;

• организации, содействующие ВЭД;

• заграничные  учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами.

Высшие органы государственной власти

Высшим  уровнем ВЭД следует считать  деятельность главных органов законодательной, исполнительной и судебной власти: Федерального Собрания, Президента, Правительства, Верховного Суда Российской Федерации. Эти органы издают законы, указы, постановления и распоряжения, которыми устанавливаются правила осуществления ВЭД, обязательные для всех российских организаций и физических лиц.

Президент РФ, являющийся главой государства, осуществляет общее руководство государственной внешней (в том числе и внешнеэкономической) политикой. Президенту подчинены его уполномоченные в семи округах страны.

Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, разрабатывает и принимает федеральные законы.

Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 19 июня 2004 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества, осуществляет общее руководством таможенным делом, регулирование и государственный контроль в сфере ВЭД, международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Федеральные законы и правительственные нормативные  акты призваны формировать в стране определенные организационно-правовые и экономические условия для  всех участников ВЭД. Другая, не менее  важная сфера деятельности законодательной и исполнительной власти – внешняя (международная) – имеет целью создание благоприятных условий для осуществления экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций российскими участниками ВЭД с иностранными торговыми партнерами (недискриминационные условия, обеспечение режима наибольшего благоприятствования во внешней торговле с зарубежными странами).

Это достигается  путем заключения двусторонних и  многосторонних международных договоров и соглашений торгово-экономического характера, участия России в различных международных экономических организациях, международных товарных соглашениях, работы в смешанных российско-иностранных межправительственных комиссиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и обеспечения контроля за соблюдением заключенных международных договоров.

Правительству подчинены отраслевые и региональные органы, в сферу полномочий которых  входят вопросы ВЭД. Эти государственные  органы можно назвать соответственно отраслевым и региональным компонентами управленческого звена ВЭК.

Отраслевые органы

В структуре  органов исполнительной власти в  последние годы нет специального внешнеэкономического ведомства. Но целый ряд федеральных органов исполнительной власти ведают конкретными вопросами ВЭД в пределах своей компетенции, установленной Правительством РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. наделено, в частности, следующими функциями: выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере ВЭД, таможенного дела, инвестиционной деятельности. Министерство выдает лицензии и иные разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспорта бартерных сделок.

Федеральная таможенная служба (ФТС),преобразованная из Государственного таможенного комитета и переданная в ведение Минэкономразвития России, осуществляет функции контроля и надзора в области таможенного дела, агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Определенные  полномочия в области ВЭД имеют Министерство финансов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство путей сообщения РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство информационных технологий и связи РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство обороны РФ и ряд других органов исполнительной власти.

Центральный банк (ЦБ) возглавляет банковскую систему страны. В нее входят Внешторгбанк, Внешэкономбанк и Российский экспортно-импортный банк. ЦБ лицензирует ведение валютных операций российскими коммерческими банками.

Деятельность  ряда федеральных органов исполнительной власти осуществляется не только в  центре, но распространяется на всю  территорию страны через их территориальные  органы.

Teppumopuaльныe(региональные) органы

Минэкономразвития руководит деятельностью своих территориальных органов в округах и отдельных регионах РФ, а также региональных управлений Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекции).

ФТС имеет региональные таможенные управления, которые руководят работой сотен таможен и таможенных постов на всей территории страны. Эти территориальные таможенные организации постоянно взаимодействуют с администрацией субъектов РФ и представителями Президента РФ в соответствующих округах.

Некоторые подразделения Минфина имеют региональные представительства.

На  всей территории страны функционируют территориальные главные управления (филиалы) ЦБ и расчетно-кассовые центры.

В последнее  десятилетие как относительно самостоятельный сложился региональный управленческо-оперативный компонент ВЭК. Во внешнеэкономическую деятельность активно включились субъекты РФ в лице их органов представительной и исполнительной власти, а также муниципальные органы. Субъекты РФ наделены многими полномочиями в области ВЭД, причем некоторые вопросы ВЭД являются предметом совместного ведения федеральных органов и субъектов РФ. Во многих регионах в составе местной администрации были образованы управления (департаменты, отделы) внешнеэкономических связей (внешнеэкономического сотрудничества), а в некоторых достаточно крупных субъектах РФ –министерства внешнеэкономических связей. Администрация крупного субъекта РФ может предоставлять муниципальным образованиям определенные права в области ВЭД.

Хозяйственные комплексы, отрасли и предприятия, включенные в ВЭД

К ВЭК  тесно примыкают все отрасли  российской экономики и многие предприятия, входящие в различные хозяйственные  комплексы, например топливно-энергетический комплекс (ТЭК), машиностроительный комплекс (МСК), агропромышленный комплекс (АПК), лесохозяйственный комплекс (ЛХК), рыбохозяйственный комплекс (РХК), транспортный комплекс (ТК) и др.

Совокупный  производственный потенциал страны можно считать фундаментальной  основой ВЭК. Предприятия различных отраслей экономики обеспечивают производство товаров для экспорта (изготовление, заготовку, доработку, упаковку, маркировку) и подготовку их к отправке за границу. Значительная часть ввозимых из-за границы товаров перерабатывается или дорабатывается (расфасовывается, рассортировывается, переупаковывается) также на отечественных предприятиях для снабжения российских потребителей (обеспечения их производственных или личных нужд). Однако другая часть импортной продукции реализуется в стране (самими импортерами или через торгово-сбытовую посредническую сеть) без переработки.

Информация о работе Сущность понятия «внешнеэкономическая деятельность», ее особенности