Внешнеэкономическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:54, реферат

Краткое описание

В работе рассматриваются особенности внешнеэкономической деятельности и место малого бизнеса России в международной торговле

Вложенные файлы: 1 файл

ВЭД индивид..docx

— 28.34 Кб (Скачать файл)

Введение

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными  изменениями форм и методов, которые  применялись на протяжении десятилетий  предшествующего развития. Десятки  тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность  активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

В процессе своего развития внешнеэкономические связи стран  проходят определённые этапы, смена  которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических  отношений: от торговли и услуг к  вывозу капитала и последующему созданию международного производства, далее  – к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг.

Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться в двух аспектах: как вид предпринимательской  деятельности и как вид межгосударственного  сотрудничества.

В условиях перехода к рыночным отношениям и либерализации внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) в России возрастает роль и место малого предпринимательства (МП) в рыночных реформах, в решении  проблем экономического роста, в  углублении и расширении форм и видов  международных экономических отношений  страны и ее регионов, в активизации  российских бизнес-групп в сфере  ВЭД.

Одно из ключевых мест в  этом процессе занимает создание благоприятных  условий и стимулирование участия  МП во внешнеэкономической сфере, поскольку  позиции МП в самостоятельном  и эффективном их позиционировании на внешних рынках весьма уязвимы  и без государственной поддержки  представляются мало перспективными.

 

  1. Особенности внешнеэкономической деятельности

 

Внешнеэкономическая деятельность. Новые поколения предпринимателей должны быть конкурентоспособными в  новой глобальной экономике. Особенностью предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности является контракт на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг, одной из сторон которого выступает зарубежный партнер. С одной стороны, оплата внешнеторгового контракта является более широким (международным) общественным признанием предпринимательской деятельности. С другой стороны, валютный, таможенный, налоговый контроль внешнеторговых операций создает дополнительные барьеры внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Парадокс заключается  в том, что чем выше эти барьеры, тем привлекательнее становится внешнеэкономическая деятельность, поскольку при наличии спроса на новые товары и услуги разница  в эффективности производства внутри страны и за ее рубежами должна покрывать  эти барьеры. Малый бизнес быстро реагирует на такую эффективность: неслучайно первые крупные состояния  российских «олигархов» сформировались на импорте персональных компьютеров  и ширпотреба.

Вторым популярным направлением внешнеэкономической деятельности стал экспорт сырьевых товаров. В  условиях жесткого валютного контроля получение валютной выручки сделало  этот экспорт эффективным даже при  демпинговых ценах.

По мере развития внешней  торговли внутренние и внешние цены на товары и услуги выравниваются  и основным фактором рентабельности внешней торговли становится эффект международного разделения труда. Для  международного разделения труда и  товарообмена важна не абсолютная, а относительная эффективность  производства даже однородных товаров. Еще в Средние века производство и вина, и шерсти в Испании было более эффективно, чем в Англии. Однако, если сравнивать относительные затраты производства шерсти и вина в Англии и в Испании, то шерсть дешевле производить в Англии, а вино в Испании. Произведенную в Англии шерсть было выгоднее обменять не на английское, а на испанское вино. Продажа в Англии испанского 54 вина по внутренним ценам позволяла закупить еще больше английской шерсти для новой внешнеторговой операции.

Внешнеэкономическая деятельность несет дополнительные риски. В целях  создания и продвижения товаров  национальных производителей многие государства  и международные финансовые институты  используют механизмы гарантий политических рисков для экспортных контрактов.

Участники внешнеэкономической  деятельности несут риски неплатежа  и непоставки товара. Для снижения этих рисков банки предлагают финансовые инструменты гарантий и аккредитивов, которые позволяют не отвлекать  оборотные средства из текущей производственной деятельности и снизить издержки участников внешнеэкономической деятельности. Эти схемы работают следующим  образом.

В случае покупки товара за рубежом импортер предоставляет  в свой банк импортный контракт и  просит банк выступить гарантом своевременного платежа по этому контракту. Полученную гарантию импортер предоставляет зарубежному  поставщику-экспортеру вместо предоплаты контракта, который может использовать ее для получения кредита на льготных условиях уже в своем банке. В  случае экспортного контракта экспортер  может предоставить покупателю банковскую гарантию своевременной поставки товара. Кроме того, покупатель может выставить  условием контракта проведение оплаты контракта на основании аккредитива  после отгрузки товара, погрузки для  перевозки, пересечения границы  страны-экспортера, страны- импортера  и т. д. На практике используются различные  комбинации схем гарантий и аккредитивов. Наибольший эффект достигается в  результате комбинирования внешнеэкономических  контрактов с инвестиционной и инновационной деятельностью предпринимателей. Такие комбинации называются структурным финансированием.

В рамках мер государственной  поддержки для малых и средних  предприятий предусмотрена компенсация 50% затрат (но не более 500 тыс. рублей), связанных  с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Место малого бизнеса России в международной торговле

 

В малом бизнесе всех без  исключения стран мира все больше проявляются черты глобализации, выражающейся в росте внешнеэкономической  активности, широком использовании  глобальных информационных технологий, унификации форм и деловых стандартов предпринимательской деятельности. Однако степень воздействия данного  процесса и включения в него малых  предприятий страны зависит от национальных особенностей, государственной политики в области внешнеэкономической  деятельности малого бизнеса, готовности и способности противостоять  вызовам глобализации на основе национальных конкурентных преимуществ и использовании  передового опыта малых фирм зарубежных стран. Во многих научных исследованиях  слабые и сильные стороны малого предпринимательства в национальной экономике России достаточно подробно изучены и определены. Однако внешнеэкономические  аспекты деятельности данных бизнес-структур ни в отечественных, ни в зарубежных работах до сих пор не были подвергнуты  комплексному и глубокому анализу. Причиной тому является до сих пор  преимущественно национальная специфика  малого бизнеса, отсутствие достаточных  средств, ресурсов для выхода за рубеж.

Наряду с крупными корпорациями, в том числе транснациональными корпорациями, одним из активных субъектов  международного бизнеса являются малые  и средние предприятия, деятельность которых составляет малый международный  бизнес.

Во многих странах мира малые и средние предприятия  в большинстве случаев работают на удовлетворение потребностей внутреннего  рынка, а крупные – на внешние  рынки. В условиях глобализации мировой  экономики в последние годы малые  и средние предприятия, освоившие  новые формы и методы международного сотрудничества и внедрившие инновационные  подходы в производстве и управлении, также начали доказывать свое право  на участие в системе внешнеэкономической деятельности. В связи с этим все большее количество малых и средних предприятий России уже чаще и чаще задумывается о ведении внешнеэкономической деятельности как о стратегической альтернативе развития бизнеса, которая поможет им стать более конкурентоспособными (в том числе на внутренних рынках) и устойчивыми с долгосрочной точки зрения. Это выдвигает на первый план задачу поиска инструментов и способов борьбы с негативными проявлениями процесса глобализации, способствующей росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров, перераспределению богатства в пользу ТНК и ТНБ. В этом плане приобретает большое значение эффективная внешнеэкономическая деятельность малых и средних предприятий, претендующих на часть прибыли ТНК, которую они направляют в экономику своей страны, а также способных в кратчайшие сроки изменить свою производственную специализацию, подстраиваясь под ускоряющиеся изменения мировой конъюнктуры рынков, что не всегда входит в круг интересов крупных национальных компаний.

С каждым годом сокращается  “теневой” сектор экономической  деятельности в стране. Мелкие предприятия  осваивают законные пути торговой деятельности (используя гибкую систему налогообложения  малых предприятий), осуществление  внешнеэкономических операций. Сокрытие и увод капитала за рубеж постепенно сменяются легальными и менее  рисковыми формами инвестирования. Международный лизинг и франчайзинг  сменяют контрафакцию и “челночную”  торговлю, доминировавшую еще недавно  в малом российском предпринимательстве. Настало время проанализировать эти изменения и, исходя из мирового опыта развития внешнеэкономической  деятельности малого бизнеса, скорректировать  возможные ошибки в осуществлении  международных торговых операций малых  предприятий России.

Основными проблемами российских предпринимателей во внешнеэкономической  деятельности являются: блокирование ценовой конкуренции антидемпинговым  законодательством и расследованием; необходимость выигрывать тендеры; сложность кредитования и страхования  экспорта; низкое качество продукции; согласованность действий партнеров  разных стран в отношении российских товаров, например, со стороны Европейского Союза; компенсационные пошлины  на субсидируемый товар; количественные ограничения, действующие в ЕС.

Общее число участников внешнеэкономической  деятельности в РФ составляет 670 тыс. – по записи о сфере деятельности организации (по учёту федеральной  службы по валютному и экспортному  контролю), но экспортируют “свою” продукцию  лишь около 10%. Значительное место во внешнеэкономической деятельности принадлежит индивидуальным предпринимателям (бывшим ПБОЮЛ), которые специализируются только на внешней торговле (челноки).

На начало 2009г. в РФ было 5602 тыс. малых предприятий, в т.ч. 843 тыс. – юридические лица, 4497 тыс. – индивидуальные предприниматели, 262 тыс. – фермерские хозяйства. Число  занятых в малом предпринимательстве  и индивидуальном предпринимательстве  – около 12 млн. человек, что примерно составляет 17% экономически активного  населения. Среди малых предприятий  юридических лиц примерно 50 тыс. участников во внешнеэкономической  деятельности, в т.ч. 10 тыс. занято в  экспортной торговля, а 40 тыс. – в  импортной торговле.

“Обвал” рубля, отсутствие должного таможенного контроля, отмена административных барьеров и диспаритет цен на старте перестройки создали  благоприятные условия внешней  экономической деятельности, в том  числе и для малого предпринимательства. Недоступность инвестиционных ресурсов, государственный и криминальный рэкет, налоговый пресс – эти  проблемы столкнули малое предпринимательство  в “тень”. Доля теневого сектора  по разным оценкам составляет приблизительно 30-50% реального оборота российских малых предприятий. Не все стороны деятельности малого предпринимательства находят отражение в официальной отчетности, поэтому данные не могут претендовать на достоверность. Подавляющая часть использует “двойную бухгалтерию”.

Для развития внешнеэкономической  деятельности российского малого предпринимательства  следует улучшить взаимодействие государства  и малого бизнеса; вести статистическую отчетность внешней экономической  деятельности отдельно по малому предпринимательству; стимулировать внешнюю экономическую  деятельность (законодательно); содействовать  новым формам ведения бизнеса, таким  как лизинг, франчайзинг, интернет-торговля; оказывать финансовую, информационную и административную поддержку малому предпринимательству.

Некоторые исследователи-экономисты утверждают, что именно экспорт является сегодня тем "мотором", который  вносит наибольший вклад в развитие мировой экономики. В наши дни  на экспорт приходится свыше 20% мирового ВНП, и эта доля постоянно растет в связи с опережающим ростом мировой торговли по сравнению с  мировым производством. С точки  зрения государства увеличение экспорта способствует росту занятости и  объемов национального производства, стимулирует экономический рост. С точки зрения предприятий экспорт  помогает увеличить объемы сбыта, оптимально использовать производственные мощности, уменьшить риски колебаний конъюнктуры  на внутреннем рынке и улучшить финансовую стабильность.

Доля малого предпринимательства  в экспорте РФ приблизительно составляет 5%. Эта доля невелика по сырью, но значительна  в экспорте машин, транспортных средств, сельскохозяйственного сырья, текстильных  изделий, обуви. Очень часто наши малые предприятия успешно конкурируют  по этим отраслям на международном  рынке. Также заметно участие  российского малого предпринимательства  во внешнеэкономической деятельности в кооперации с крупными предприятиями по запасным частям и деталям.

Основными причинами столь  малого объема экспорта продукции малых  предприятий являются следующие: повышенные требования к сертификации; высокие  требования к сервису (послепродажное обслуживание, наличие специализированных подразделений); отсутствие специалистов по маркетингу и техобслуживанию; жесткие  условия по срокам поставки. Зачастую малые предприятия “привязаны”  к одному крупному изготовителю, созданному администрацией этого предприятия, целью которого является укрытие  части экспортной выручки и личное обогащение. Нередко создаются фирмы-однодневки, аферы которых подрывают престиж  страны. Часто внешняя экономическая  деятельность малых предприятий  носит эпизодический характер, т.к. для устойчивой деятельности таких  предприятий нужны инвестиции.

Нельзя обойти стороной участие  малого предпринимательства в импорте, основными направлениями которого является обеспечение собственных  нужд в оборудовании, сырье и полуфабрикатах, упаковке, (что касается импортеров-промышленников), и перепродажа: потребительские  товары и продовольствие, конторское и офисное оборудование, мебель, табачные изделия и т.д. (что касается импортеров-коммерсантов). Методом  торговли коммерсантов является использование  принадлежащих им торговых домов, оптовых  рынков, магазинов. В то же время  мелкая торговля обеспечивается челноками. В импорте на российских “челноков” приходится четверть общего импорта  страны.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность