Сравнительная оценка методик финансового анализа бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 18:19, научная работа

Краткое описание

На сегодняшний день актуально говорить о несовершенстве, многообразии подходов, методов финансового анализа бухгалтерской отчетности, в связи с чем возникла необходимость осуществить сравнительно-аналитический анализ существующих методик.
Для достижения цели были поставлены задачи:
-выявить существующие методики для анализа финансовой отчетности;
-определить параметры для сравнения выбранных методик;
-сравнить предложенные методики;
-выбрать оптимальную по результатам сравнительного анализа и рекомендовать ее внедрение субъектам малого бизнеса.

Вложенные файлы: 1 файл

нр.docx

— 58.59 Кб (Скачать файл)

БОУ ОО СПО «Омский колледж  торговли, экономики и сервиса»

 

 

 

 

Исследовательская работа

на тему: «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МЕТОДИК ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход экономики нашей страны к рыночным отношениям повлек не только радикальные  изменения в системе бухгалтерского учета предприятий малого бизнеса, но и предопределил необходимость  анализа бухгалтерской отчетности.

Анализ финансового состояния  в рыночной экономике составляет важную часть информационного обеспечения  для принятия управленческих решений  руководством предприятий. В получении  подробной информации о финансовой ситуации в компании, ее деятельности заинтересованы практически все  субъекты рыночных отношений:

  • собственники
  • акционеры
  • инвесторы
  • аудиторы
  • банки и иные кредиторы
  • биржи
  • поставщики, покупатели
  • страховые компании
  • рекламные агентства.

 

Результаты  исследования показывают, что существует значительное количество методик по анализу финансового состояния  предприятия. Между тем отдельные  теоретические и методические вопросы  анализа финансового состояния  и, особенно, платежеспособности, оценки финансовой устойчивости предприятия  недостаточно разработаны. Кроме этого, имеются определенные трудности  в организации работы по проведению анализа финансового состояния  предприятий на практике. Это предопределило актуальность проблем, поставленных и  решенных в работе. 
Анализ финансовой отчетности необходим для любого предприятия сферы малого бизнеса.

На сегодняшний  день актуально говорить о несовершенстве, многообразии подходов, методов финансового  анализа бухгалтерской отчетности, в связи с чем возникла необходимость осуществить сравнительно-аналитический анализ существующих методик.

 

Для достижения цели были поставлены задачи: 

-выявить существующие методики  для анализа финансовой отчетности;

  • определить параметры для сравнения выбранных методик;
  • сравнить предложенные методики;
  • выбрать оптимальную по результатам сравнительного анализа и рекомендовать ее внедрение субъектам малого бизнеса.

 

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов анализа финансового состояния  коммерческого предприятия и  его изменения в результате реализации определенного объема операций в  процессе хозяйственной деятельности.

 Объектом  исследования выступает методики анализа финансовой деятельности предприятий.

Методологической  и теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных  и зарубежных ученых в области  бухгалтерского учета, экономического анализа и управления, законодательные  и нормативные акты Российской Федерации. 
В процессе исследования изучены также международные стандарты финансовой отчетности

 

 

 

1.1 Оценка различных концепций на анализ финансового состояния предприятия

 

Финансовый  анализ проводится компаниями не только для оценки текущего финансового  состояния компании, он также позволяет  спрогнозировать дальнейшее её развитие. При этом необходимо внимательно  отнестись к перечню показателей, которые будут использоваться для  стратегического планирования.

Алгоритм  финансового анализа включает следующие  этапы

1)формирование  и подбор информационной базы  анализа(объем информации зависит от задач и вида проводимого финансового анализа.)

2)оценку  достоверности информации (как правило,  с использованием результатов  независимого аудита)

3)обработку  финансовой информации(составление аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности)

4)расчет  показателей структуры финансовых  отчетов(вертикальный анализ)

5)расчет  показателей изменения статей  финансовых отчетов (горизонтальный  анализ)

6)расчет  финансовых коэффициентов по  основным аспектам финансовой  деятельности или промежуточным  финансовым показателям(финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность)

7)сравнительный  анализ значений финансовых коэффициентов с нормативами (общепризнанными и среднеотраслевыми показателями)

8)анализ  изменений финансовых коэффициентов(выявление тенденций ухудшения или улучшения)

9)расчет  и оценку интегральных финансовых  коэффициентов(многофакторные модели оценки финансового состояния компании, наиболее известный из которых является z-счет Альтмана)

10)подготовку  заключения о финансовом состоянии  организации на основе интерпретации  обработанных данных..

 

 

 

 

 

В методиках А. Д. Шеремета, Е. В. Негашева , Л. В. Донцовой, Н. А. Никифоровой и др. структурный анализ является необходимым элементом для ознакомления с общей картиной финансового состояния. С него начинают анализ. Активы и пассивы постепенно детализируют вплоть до элементов статей, составляющих группы имущества и источников его формирования, результаты сводят в таблицы, которые включают и горизонтальный и вертикальный анализ.

«Вертикальный (структурный) анализ показывает структуру средств предприятия и их источников» . В. В. Ковалев выделяет две основные черты, обусловливающие необходимость и целесообразность проведения вертикального анализа: возможность межхозяйственных сравнений и сглаживание негативного влияния инфляционных процессов.

Вертикальный анализ-это определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой ппозиции отчетности на результат в целом.Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют ввиде процентной доли от принятого базового значения.

Сравнительную базу при процентном анализе образуют показатели предыдущих периодов или показатели других компаний, как правило, из той же отрасли. Чтобы проводить сравнения, необходимо устранить не соответсвия в размерах компаний (оборотов),для этого значения показателей отчета о прибылях и убытков выражают в процентах от объема продаж (выручки), а балансовые статьи- в процентах от итога баланса.

Вертикальному анализу подвергается: 
1)исходная отчетность  
2)модифицированная отчетность (с укрупненной или трансформированной номенклатурой статей).

 
Горизонтальный (временной или динамический)анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. Этот анализ состоит в сравнении показателей отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее используемыми являются два метода горизонтального анализа: 
1)простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений; 
2)анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. 
При этом особое внимание советуют уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Горизонтальный анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом в относительном и абсолютном виде с тем, чтобы сделать лаконичные выводы. С целью сравнения рассчитывают абсолютные или относительные изменения(отклонения).

В учебниках под анализом понимают именно расчет изменений, заполнение аналитических  таблиц. Можно назвать эту процедуру  формальным  анализом. Анализ по существу представляет собой оценку полученных значений. Формальные подходы к оценки иногда встречаются, но они, как правило, бесполезные для обоснования решений. Серьезная оценка зависит, в первую очередь, от целей анализа. Кроме того, она учитывает специфику деятельности исследуемой компании, особенности внешней среды, её современное состояния.

 
Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют друг друга. Поэтому на практике нередко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей (А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев и др.). Оба эти вида анализа особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, поскольку позволяют сравнивать отчетность совершенно разных по роду деятельности и объемам производства предприятий.

Горизантальный и вертикальный приемы анализа реализируются в так называемом сравнительном аналитическом балансе, который получается из исходного бухгалтерского путем укрепления(объединения) отдельных статей и дополнения его показателями структуры и динамики за отчетный период. Статьи баланса группируются в соответствии с целями анализа,с учетом специфики деятельности организации и друх факторов. В отечественных учебных пособиях активы, как правило, классифицируют по уровню ликвидности.

 
Значительно реже применяется трендовый анализ . Он используется, когда необходимо проследить по показателям тенденцию развития, сделать прогноз на перспективу. 
Трендовый анализ заключается в сравнении каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. Этот анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. 
Вертикальный анализ, горизонтальный и трендовый называют «видами сравнительного анализа» [19, с. 23]. 
Специалистов анализа финансового состояния объединяет общий подход, основанный на использовании метода аналитических коэф- фициентов. Он сводится к расчету по данным отчетности коэффициентов и показателей, число которых составляет в среднем от 50 до 200 шт. 
В последнее время наметилась тенденция к созданию системы индексов и коэффициентов, определяющих все стороны деятельности предприятия, что повлекло рост рассчитываемых показателей в несколько раз. 

Другие авторы считают главным способность грамотно оценить результаты расчета. Количество показателей при этом стараются свести к минимуму (9-14 критериев). Мы поддерживаем вторую группу специалистов и считаем, что главное в анализе, как уже отмечалось ранее, не количество показателей, а их качественное содержание и способность раскрыть уровень, динамику финансового состояния и выявить причины, оказавшие влияние на его изменение.

 

В различных  публикациях используются разные термины  при описании одних и тех же формул, и наоборот, одни и те же термины  относятся к разным коэффициентам  или составляющим их показателям, а  также при написании формул используются разные обозначения и сокращения. В данной работе для систематизированного описания и взаимоувязки коэффициентов оригинальные, используемые различными специалистами, обозначения и названия заменяются введенными в монографии названиями и обозначениями показателей.

 
Еще одна проблема связана с различием  предлагаемых в методиках вариантов расчета одних и тех же по экономическому содержанию коэффициентов. Например, коэффициент автономии общепринято исчислять как отношение источников собственных средств или собственного капитала к общей сумме всех средств предприятия по данным бухгалтерского баланса.

В. А. Малич предлагает рассчитывать показатель как «отношение источников собственных средств или собственного капитала к общей сумме всех средств организации, т. е. к итогу бухгалтерского баланса» . 
В методике В. В. Ковалева числитель и знаменатель откорректированы с учетом убытков, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал и собственных акций, выкупленных у акционеров. 
А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев вводят более существенные поправки. Собственный капитал в числителе увеличивается на сумму доходов будущих периодов и фондов потребления, и уменьшается на сумму убытков, собственных акций, выкупленных у акционеров, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, целевого финансирования и поступлений. Знаменатель корректируется, как и в методике В. В. Ковалева.

 
Кроме того, существует мнение, что  должен быть уточнен размер добавочного  капитала в составе собственных  средств (числитель). В знаменателе  формулы должен использоваться показатель чистых активов и кредиторская задолженность, откорректированная на сумму штрафов, пени по несвоевременным расчетам, коэффициент инфляции и т. п.  
Результаты таких расчетов, как правило, отличаются.

 
Мы придерживаемся в этом случае принципа «экономичности» и считаем, что затраты (стоимостные и временные) на проведение анализа не должны превышать полученных от анализа экономических выгод. Так, при обобщающей оценке финансового состояния предприятия внешним пользователем, вполне достаточна корректировка собственного и совокупного капитала, предложенная В. В. Ковалевым. В то же время при детализированной оценке финансового состояния внутренним пользователем отчетности оправдан расчет показателя автономии (независимости) по последней методике.

Информация о работе Сравнительная оценка методик финансового анализа бухгалтерской отчетности