Себестоимость продукции и методы её калькулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью любого предприятия является получение прибыли. Мы знаем что прибыль - это разность между полученными доходами и произведенными расходами. Значит, чем больше доходы и меньше расходы, тем больше прибыль. Поэтому успех деятельности предприятия зависит от того, может ли оно влиять на два эти фактора. Если да, то такое предприятие можно смело называть конкурентоспособным. Также мы, знаем, что доход зависит от цены проданной продукции, которое произвело предприятие. А она, в свою очередь, зависит от себестоимости, то есть количества произведенных затрат на единицу продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
1.1. Понятие, состав и виды себестоимости продукции
1.2. Группировка затрат на производство продукции
1.2.1. Группировка затрат по экономическим элементам
1.2.2. Группировка затрат по статьям калькулирования
Глава 2. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
2.1. Понятие, методы и принципы калькулирования
2.2. Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования продукции
2.3. Позаказный метод учета затрат и калькулирования продукции
2.4. Нормативный метод учета затрат и калькулирования продукции
2.5. Попередельный метод учета затрат и калькулирования продукции
ГЛАВА 3. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ИХ НА ПРАКТИКЕ
3.1. Экономическая сущность современных методов: стандарт – костинг, директ – костинг, target – костинг
3.2. Практическое исследование на предприятие «Бурый медведь»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Себестоимость продукции и методы её калькулирования.docx

— 64.95 Кб (Скачать файл)
    • Маржинальный доход – разница между выручкой и переменными издержками. Включает в себя прибыль от производственной деятельности и постоянные затраты.
    • Взаимосвязь показателей при маржинальном подходе:
    • Выручка от продажи продукции (В)
    • Переменные затраты (Пер.З.)
    • Маржинальный доход (МД = В – Пер.З.)
    • Постоянные затраты (Пос.З.)
    • Прибыль (П. = М – Пос.З.)

Директ-костинг  позволяет определить критический  объем производства, при котором  за счет выручки будут покрыты  все издержки производства без получения  прибыли. Критический объем производства (кол-во продукции) можно определить по формуле:

                     О = Пос.З / (Ц. – Пер.З),

Где, О – критический объем выпуска,

Пос.З – постоянные затраты в целом по предприятию,

Ц. – продажная цена 1-ы продукции,

 Пер.З – переменные затраты на 1-у продукции.

    • Система обеспечивает возможность быстрого реагирования производства в ответ на меняющиеся условия рынка.

 

Недостатки директ-костинга;

    • возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много;
    • директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства;
    • значительное искажение общей суммы прибыли за текущий период, поскольку остатки незавершенного производства оцениваются в разрезе лишь переменных производственных расходов;
    • несовпадение результатов финансового учета  с результатами управленческого учета, вследствие чего снижается доверие контролирующих органов (налоговых органов и др.) к руководству фирмы, а это ведет к негативным последствиям;
    • сложность в определении номенклатуры элементов калькулирования или деления расходов на переменные и постоянные.

Следует отметить, что во многих западных странах  метод директ-костинг не рекомендуется  использовать для составления финансовой отчетности и налогообложения. Он применяется  именно в управленческом учете для  осуществления контроля, экономического анализа и принятия управленческих решений.

 

Рассмотрим ещё один современный  метод калькулирования, это target – костинг.

Система Таргет-костинг появилась в 60-х годах двадцатого века в Японии. В 80-е годы получила распространение в США. На сегодняшний день распространена по всему миру в основном в компаниях, работающих в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и сфере обслуживания.

Сущность этого метода применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции. В основу идеи Таргет-костинга положено понятие целевой себестоимости и формула ее расчета: Себестоимость = Цена – Прибыль. Эту традиционную формулу ценообразования Японские менеджеры просто вывернули «наизнанку» и получили: Цена — Прибыль = Себестоимость. Такое простое решение позволило получить прекрасный инструмент для контроля и экономии затрат ещё на стадии проектирования.

Система таргет-костинг, в отличие  от традиционных способов ценообразования, предусматривает расчёт себестоимости  изделия, исходя из предварительно установленной  цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т.е. фактически является ожидаемой  рыночной ценой продукта или услуги.

Для определения целевой себестоимости  изделия (услуги) величина прибыли, которую  хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. После чего все участники производственного процесса трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости.

Таргет-костинг — это действенный способ предохранения от экономических неудач, который поможет бизнесмену сберечь деньги ещё до того, как они будут потрачены. Такая цель оправдывает затраченные на неё средства.

 

 

 

    1. Практическое исследование современных метод калькулирования на предприятии « Бурый медведь »

 

 

 

Рассмотрим метод директ – костинг на примере организации « Бурый медведь »

Организация  « Бурый медведь  » выпускает определенные изделия. Цена одного изделия = 3 200 р., переменные затраты составляют 1 200 р., постоянные издержки за отчетный период составляют 2 000 000.

Определить критический объем  производства.

Решение:

Для определения критического объема воспользуемся формулой

                     О = Пос.З / (Ц. – Пер.З).

О = 2 000 000 ÷ (3 200 – 1 200) = 2 000 000 ÷ 2 000 = 1 000 шт.

Можем сделать вывод, что при  производстве и продаже 1 000 шт. изделий по цене 3 200 за единицу, выручка покроет все производственные затраты, но прибыль будет равно нулю.

 

А сейчас на примере организации  « Бурый медведь » рассмотрим еще один современный метод калькулирования  - таргет-костинг.

Допустим, организация «Бурый медведь» производит сок и минеральную  воду. Какое-то время эта продукция  очень пользовалась спросом, но неожиданно спрос на продукцию начал медленно падать. После чего генеральному директору  предложили начать производить сладкую  газированную воду. После определенных исследований маркетингового департамента  было выявлено, что хоть рынок и  насыщен напитками, потребителям нужна  сладкая газированная вода по сравнительно невысокой цене. Так же маркетологи определили требования к будущему продукту путем опроса потенциальных покупателей:

легкая упаковка;

низкая калорийность;

минимальное количество химических добавок;

длительный срок годности;

легкость отстирывания при попадании  на одежду.

 

Приоритетность требований покупателей  к продукции

Таблица 1. Приоритетность требований покупателей к продукции

Требования

Приоритет

1

легкая упаковка

0,4

2

низкая калорийность

0,1

3

минимальное количество химических добавок

0,3

4

длительный срок годности

0,1

5

легкость отстирывания при попадании  на одежду

0,1

Итого:

-

1


 

Предположим, что годовой объем продаж нового продукта- 1000 000 бутылок. После опроса потенциальных покупателей маркетологи предположили установить рыночную цену в размере 10 рублей. Норма прибыли, по расчетам финансового директора – 15%. Таким образом, зная планируемый объем продаж и рыночную цену, можно рассчитать целевую себестоимость продукта:

10 руб.  – 10 руб. x 15% нормы прибыли = 8,5 руб.

Сравним это значение с фактической себестоимостью, предположительно она должна была составить 11,8 рубля за одну бутылку. Эта сумма состояла из расходов на:

собственное производство пластиковых бутылок  – 4,7 рубля;

сахар – 2 рубля;

консервант для максимального  увеличения срока годности – 3,5 рубля;

пищевой краситель для придания цвета – 1,6 рубля.

Далее предстоит выяснить, насколько фактическая себестоимость новой продукции превысила целевую:

11,8 руб.  – 8,5 руб. = 3,3 руб.

Определив требования клиентов к новому продукту и расставив приоритеты (табл. 1), можно найти целевую стоимость  последних. Рассчитаем эту величину на примере потребности покупателей  в легкой упаковке. Для этого планируемую  себестоимость умножим на значение приоритета:

8,5 руб. x 0,4 руб. = 3,4 руб.

Таким образом, предприятию пришлось бы тратить 3,4 рубля на бутылку, чтобы  удовлетворить потребность клиентов в легкой таре.

Аналогично можно рассчитать целевую  стоимость для каждой позиции

Таблица 2. Планируемая стоимость потребностей клиентов

Требования

Приоритет

Целевая стоимость (руб.)

1

легкая упаковка

0,4

3,4

2

низкая калорийность

0,1

0,85

3

минимальное количество химических добавок

0,3

2,55

4

длительный срок годности

0,1

0,85

5

легкость отстирывания при попадании  на одежду

0,1

0,85

Итого:

-

1

8,5


 

После этого технологи вместе с  финансистами начали разрабатывать  новый продукт. При этом расходы  на его производство не должны были превышать целевую стоимость. Например, чтобы произвести одну пластиковую  упаковку в собственном цехе, компании необходимо 4,7 рубля. А по плану тара должна была стоить не больше 3,4 рубля. Оказалось, что на рынке существовало несколько поставщиков, которые  продавали упаковку по цене 2,7 рубля  за штуку. Конечная стоимость одной  бутылки (с учетом расходов на доставку) составила 3,6 рубля. Небольшое превышение фактического показателя над целевым не критично для компании.

Снизить себестоимость нового продукта можно за счет экономии на других характеристиках  продукции, которые не столь важны  для потребителя. Например, чтобы  напиток соответствовал требованию низкой калорийности, сахар заменили на сахарозаменитель. А при анализе красителей технологи учли невысокую значимость данного параметра для клиентов. Исходя из этого выбрали более дешевый краситель, который легко выводился с ткани. Другие красители имели более насыщенный цвет, но стоили дороже.

После разработки продукта была рассчитана примерная себестоимость товара

Таблица 3. Расчет стоимости характеристик товара

Состав продукта

Фактическая стоимость (руб.)

1

Пластиковая упаковка

3,6

2

Сахарозаменитель

0,8

3

Консервант № 1

4

4

Пищевой краситель №2

0,3

Итого:

 

8,7


 

Итак, реальная себестоимость нового продукта составила 8,7 рубля. Это значение на 20 копеек превысило целевое. Директор счел такую разницу незначительной.

 

По итогам первого года объем  продаж нового продукта составил 1,2 миллиона бутылок по цене 10 рублей. При этом компания получила такую прибыль:

(10 руб. –  8, 7 руб.) x 1, 2 млн шт. = 1,56 млн руб.

Без использования таргет-костинга фирме для достижения планируемой  нормы прибыли пришлось бы продавать  одну бутылку примерно за 14 рублей (11,8 рубля – себестоимость без оптимизации плюс 15% прибыли).

Маркетологи подсчитали, что примерный  объем продаж при цене 14 рублей составил бы лишь 500 000 бутылок. В итоге предприятие  получило бы прибыль только 1,1 миллиона. Это на 460 000 рублей меньше доходов при таргет-костинге.

Разумеется, на практике при разработке новых продуктов компаниям не всегда удается сразу «уложиться»  в целевую себестоимость. Но фирмам стоит продолжать разрабатывать  различные варианты продукта до тех  пор, пока фактическая себестоимость  товара не снизится до целевого уровня.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной курсовой работе мы рассмотрели, что такое себестоимость продукции. Она, в первую очередь, является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятий, является основой определения цен на продукцию, и снижение себестоимости приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию производимая им продукция.

Рассмотрели два основных вида себестоимости  по степени учета затрат производственная - охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции,  полная - это сумма расходов, связанных с производством продукции и расходов по ее реализации. По способу включения в себестоимость затраты подразделяются на прямые - это те, которые на основании первичных документов можно прямо и непосредственно отнести на затраты определенного вида продукции, и накладные (косвенные) - одновременно относятся ко всем видам работ, услуг продукции. В зависимости от объема переменные - это такие затраты, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства, и условно постоянные - считаются затраты, величина которых не находится в прямой зависимости от объема производства. В зависимости от периодичности, текущие - имеющие частую периодичность осуществления, например, расход сырья и материалов,  и единовременные - относят расходы на подготовку и освоения выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др.

Информация о работе Себестоимость продукции и методы её калькулирования