Расчет и анализ показателей дохода, прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

На практике различают четыре показателя дохода предприятия: чистая выручка от реализации продукции, валовой доход, маржинальный доход и прочие доходы.
Чистая выручка от реализации продукции характеризует общий доход предприятия от продажи продукции без дохода на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа, Секерина, 043 группа.docx

— 111.60 Кб (Скачать файл)

В данной курсовой работе необходимо провести внутрифирменный анализ. Внутрифирменный  анализ – это совокупность аналитических  процедур, имеющих целью оптимизацию  системы управлению данного предприятия. К особенностям внутрифирменного предприятия  относят:

  • Ориентация на организацию внутрифирменной деятельности:
  • Базирование на оперативных и учетных данных, имеющих организационный доступ лиц;
  • Принципиальная невозможность безусловной унификации решений;
  • Достаточно высокая степень гибкости информационного обеспечения и счетных процедур в соответствии с запросами линейных и функциональных руководителей;
  • Сочетание критериев в натуральных и стоимостных измерителях;
  • Определенный уровень субъективизма;

Внутрифирменный анализ выступает как неотъемлемая часть эффективной системы управления предприятия. Действительно, с одной  стороны, обоснованное управленческое решение всегда базируется на данных некоторых аналитических процедур; а с другой – анализ выполняется  лишь для того, чтобы потом принять  какое-то управленческое решение.

Диагностика – это процесс распознавания  диспропорций и оценки особенности  функционирования предприятия, включающий целенаправленное исследование анализ полученных результатов и их обобщений, а также нахождения путей устранения существенных диспропорции.

В данной работе проведен факторный анализ, главной целью которого является выявление тех факторов, которые  обеспечивают достижения желаемых результатов  на основе управления ими.

2.2. Анализ показателей дохода и прибыли

Для проведения анализа дохода составляется аналитическая таблица 16.

Исходные  данные для заполнения табл. 16 берутся из таблиц 1, 4, 7 и 8. Абсолютное отклонение показателя определяется как разница данных графы 3 и графы 2 по каждой позиции с соответствующим знаком по каждой позиции табл. 16. Относительный рост или снижение показателя определяются в процентах по каждой позиции таблицы как отношение данных графы 4 с соответствующим знаком к данным графы 2.

  Таблица 16 - Аналитическая таблица показателей дохода

Показатель дохода

Величина дохода, тыс.р.

Абсолютное отклонение показателя, тыс.р.

Относитель-

ный рост (+)

 или сниже-

ние показа-

теля, %

2011 г.

2012 г.

      1

       2

         3

4

5

1.Чистая выручка от реализации  продукции

  39424675

   54650675

    15226000

      +38,62

2.Валовой доход 

  15617736 

   23265000

    7647264

      +48,96

3.Маржинальный

Доход

  18632180

   31997025

    13364845

      +71,72

4.Прочие доходы

   800000

    940000

     140000

      +17,5


В ходе качественного  анализа аналитической таблицы  показателей дохода сделаны следующие  выводы:

1. В 2012 году произошло существенное изменение показателей дохода по сравнению с 2011 годом (произошло увеличение показателей, рост наблюдается от 17,5% до 71,72%);

2. Наиболее  существенные абсолютные и относительные  изменения произошли по маржинальному  доходу (увеличение на 13 364 845 р. или 71,72% по сравнению с 2011 годом) и чистой выручке от реализации продукции (увеличение на 15 226 000р. или 38,62% по сравнению с предыдущим годом);

3. В 2012 году выросли все показатели дохода по сравнению с 2011 годом, а именно - чистая выручка от реализации продукции, валовой доход, маржинальный доход и прочие доходы предприятия.

4. Наибольшее  влияние на увеличение каждого показателя дохода в 2012 году оказали следующие факторы:

–  на чистую выручку от реализации продукции  – увеличение годового объема продаж в 2012 году (которое компенсировало уменьшение розничной цены фотоаппаратов и фотопринтеров),

–  на валовой  доход – увеличение чистой выручки от реализации продукции в 2012 году (что позволило компенсировать увеличение годовой себестоимости реализованной продукции без фонда оплаты труда персонала),

–  на маржинальный доход – увеличение чистой выручки от реализации продукции в 2012 году (которое компенсировало увеличение годовых переменных расходов),

–  на прочий доход – увеличение размера внереализационных  доходов и доходов от финансовой деятельности.

5. Для увеличения  показателей дохода можно: 

1) увеличить  розничную цену изделий, пользующихся  наибольшим спросом на рынке, 

2) сократить  себестоимость изделий за счёт  покупки более дешёвого сырья,  материалов и комплектующих, например, заключив выгодный договор с  поставщиками, при этом желательно  не изменить качество изделий  в худшую сторону, 

3)не повышать в следующем году заработную плату производственным рабочим, таким образом, даже, если увеличатся переменные расходы на годовой объем выпуска за счет увеличения годового объема выпуска, за счет него же увеличится чистая выручка от реализации продукции, и это приведет к увеличению маржинального дохода,

4) активно продолжать финансовую деятельность предприятия, увеличивая таким образом прочие доходы.

 

Анализ показателей  прибыли проводится на основе данных аналитических табл. 18. Исходные данные для заполнения первых трех граф табл. 17 следует взять из табл. 10 и 13. Порядок заполнения четвертой и пятой граф аналитической таблицы и проведения качественного анализа аналогичен порядку, рассмотренному для показателей дохода.

  Таблица 17 - Аналитическая таблица показателей прибыли

     Показатель прибыли

Величина прибыли, р.

Абсолютное отклонение

показателя, р.

Относительный рост (+) или снижение (–), %

    2011

   2012

1.Показатели экономической прибыли

1.1.Прибыль от реализации продукции

39424675

54650675

15226000

38.62048

1.2. Чистая прибыль

10500932

12354400

1853468

17.65050

2.Показатели бухгалтерской прибыли

2.1.Валовая прибыль

35281685

49355440

14073755

39,88969

                                                                                         Прoдoлжение таблицы 17

2.2.Прибыль от продаж 

15617736

23265000

7647264

48,96525

2.3.Прибыль до налогообложения

15927736

23675000

7747264

48,64

2.4.Чистая прибыль

12742188,8

18940000

  6197811,2

48,64

2.5.Нераспределенная прибыль

12105079,36

17993000

17993000

48,64


В ходе анализа  аналитической таблицы показателей  прибыли сделаны следующие выводы:

1. В 2012 году произошло существенное изменение показателей прибыли по сравнению с 2011 годом (произошло увеличение показателей, рост наблюдается от 17,65 до 48,19%);

2. Наиболее  существенные абсолютные и относительные  изменения произошли по валовой прибыли (увеличение на 14 073 755р. или 48,19% по сравнению с 2011 годом);

3. В 2012 году выросли все показатели прибыли по сравнению с 2011 годом, а именно – показатели экономической прибыли (прибыль от реализации продукции, чистая прибыль) и показатели бухгалтерской прибыли (валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, нераспределенная прибыль).

4. Увеличение прибыли от реализации продукции произошло за счет увеличения годового объёма продаж, что соответственно повлияло на рост чистой прибыли предприятия,  увеличение чистой выручки от реализации продукции повлияло на рост валовой прибыли, что повлияло на рост прибыли от продаж, увеличение прочего дохода предприятия повлияло на увеличение прибыли до налогообложения, которое в свою очередь повлияло увеличение чистой прибыли и нераспределенной прибыли.

 

5. Для увеличения  показателей прибыли можно предложить  те же мероприятия, что и  для увеличения показателей дохода. Для увеличения прибыли от продаж можно сократить общехозяйственные и коммерческие расходы (например, компания может подключиться к тарифу для корпоративных клиентов, снизить расходы на отопление, освещение и содержание помещений, используя энергосберегающие лампы и двухтарифные счетчики, также можно снизить расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, но это может повлиять на производственный процесс, качество выпускаемых изделий, что скажется на имидже компании и изменении спроса на ее продукцию в худшую сторону).

По прибыли  от реализации продукции необходимо провести факторный анализ. При этом в качестве базовых (плановых) данных следует рассматривать данные 2011 года. Факторами, влияющими на прибыль  от реализации продукции в общем  случае, являются объем продаж в  натуральных измерителях; структура  продаж; цена единицы продукции; полная себестоимость единицы продукции. Модель зависимости прибыли от перечисленных  факторов выглядит следующим образом:

Pr = Qобщ. х ∑Di (pi – Ci),

 

(11)

 где Qобщ. – общее количество проданных изделий;

 Di – удельный вес i-го изделия в общем объеме продаж;

 pi – цена i-го изделия;

Ci – полная себестоимость i-го изделия. Данные для факторного анализа прибыли приводятся  в таблице 18.     

Таблица 18 - Данные для факторного анализа прибыли

                  Показатель

                          Изделие

Фотокамера

Фотоаппарат

фотопринтер

1.Удельный вес изделия в общем  объеме продаж, %

2011 г.

2012 г.

 

17,23

15,62

 

15,57

14,35

 

67,19

70,01

2.Отклонение удельного веса изделия в 2012г. от  удельного веса изделия в 2011 г.

-1,61

-1,22

+2,82

3.Цена изделия, р./шт.

2011 г.

2012 г.

 

10565

10565

 

9965

9565

 

4565

4465

                                                                                  Продолжение таблицы 18

4.Отклонение цены изделия в  2012 г от цены изделия в 2011 г

0

-400

-100

5.Полная себестоимость изделия,  р./шт.

2011 г.

2012 г.

 

 

8379

8673

 

 

6573

6411

 

 

2614

2701

6.Отклонение себестоимости изделия в 2012 г. от себестоимости изделия в 2011 г

 

294

 

-162

 

87

7.Прибыль от продажи изделия,  р./шт.

2011 г.

2012 г.

 

 

2186

1892

 

 

3392

3154

 

 

1951

1764

8.Отклонения прибыли в 2012 г. от прибыли в 2011 г.

-294

-238

-187

 


Таблица 19 – Способ цепных подстановок для расчета изменения прибыли

 

Фотокамера

Фотоаппарат

Фотопринтер

Пбаз

2186

3392

1951

Изменение прибыли по цене

2186

           3392

1951

 

0

0

0

Изменение прибыли по себестоимости 

факт)

1892

3154

1764

                                                                              Продолжение таблицы 19

 

-294

-162

+87

Проверка

-294

-162

+87


 

Pr2011 = Qобщ. х ∑Di (pi – Ci) = 6095*(17,23*(10565-8379)+15,57*(9965-8379)+67,19*(4565-2614)) = 1179056356,55

Pr1=7995*(17,23*(10565-8379)+ 15,57*(9965-6573)+ 67,19*(4565-2614)) = 1771419450,45

Pr2=7995*(15,62*(10565-8379)+ 15,57*(9965-6573)+ 67,19*(4565-2614)) =1743281367,75

Pr3=7995*(15,62*(10565-8379)+ 15,57*(9965-6573)+ 67,19*(4565-2614)) = 1743281367,75

Pr4=7995*(15,62*(10565-8673)+ 15,57*(9965-6573)+ 67,19*(4565-2614)) = 170566089,15

Pr5=7995*(15,62*(10565-8673)+ 14,35*(9965-6573)+ 67,19*(4565-2614)) = 1657365338,85

Pr6=7995*(15,62*(10565-8673)+ 14,35*(9565-6573)+ 67,19*(4565-2614))  = 1627589560,35

Pr7=7995*(15,62*(10565-8673)+ 14,35*(9565-6411)+ 67,19*(4535-2614))  = 1630060015,35

Pr8=7995*(15,62*(10565-8673)+ 14,35*(9565-6411)+ 70,01*(4565-2614))  = 1690162587,75

Pr9=7995*(15,62*(10565-8673)+ 14,35*(9565-6411)+ 70,01*(4465-2614))  = 1634189592,75

Pr10=7995*(15,62*(10565-8673)+ 14,35*(9565-6411)+ 70,01*(4465-2701))  = 1585493087,1

∆Pr1=1771419450,45 -1179056356,55 =592363093,9

∆Pr2= 1743281367,75 -1771419450,45 = -28138082,7

∆Pr3= 1743281367,75 -1743281367,75 = 0

∆Pr4=170566089,15 -1743281367,75 = -1572715278,6

∆Pr5= 1657365338,85-170566089,15 = 1486799249,7

 ∆Pr6= 1585493087,1-1657365338,85 = -1498822251,75

∆Pr7=1630060015,35 -1585493087,1= 44566928,25

∆Pr8= 1690162587,75-1630060015,35  = 60102572,4

∆Pr9=1634189592,75-1690162587,75= -55972995

∆Pr10=1585493087,1-1634189592,75= -48696505,65

∆Pr=1585493087,1-1179056356,55=592363093,9-28138082,7+0-1572715278,6+1486799249,7-1498822251,75+44566928,25+60102572,4-55972995-48696505,65= 231444786

Вывод: прибыль  в 2012 году увеличилась на 231 444 786 рублей, в том числе за счёт увеличения общего количества проданных изделий, уменьшения полной себестоимости изделий, увеличения удельного веса проекторов в общем объеме продаж.

2.3. Анализ показателей рентабельности

Анализ  показателей рентабельности проводится по двум направлениям. Первое направление  анализа предусматривает анализ показателей рентабельности по отдельным  изделиям, а второе - проведение анализа показателей рентабельности организации в целом.

Информация о работе Расчет и анализ показателей дохода, прибыли и рентабельности предприятия