Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия ОАО «НАЗ «Сокол»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики - для своевременного поступления платежей, налоговые инспекции - для выявления плана поступления средств в бюджет. Этим объясняется актуальность выбранной темы работы.
Главная цель данной работы – исследование финансового состояния предприятия, выявление основных проблем финансовой деятельности и путей его улучшения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансового состояния предприятия 5
Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия 5
Система показателей, используемая для анализа финансового состояния 10
Методы анализа финансового состояния 20
Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «НАЗ «Сокол» за 2011 год 23
Краткая характеристика предприятия 23
Анализ ликвидности 25
Анализ финансовой устойчивости 26
Анализ деловой активности 29
Анализ рентабельности 31
Глава 3. Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия ОАО «НАЗ «Сокол» 32
Заключение 35
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Система показателей, используемая для анализа финансового состояния

Для характеристики финансового состояния используются относительные и абсолютные показатели (Рис. 1.2, 1.3).

В условиях высокой инфляции использовать для анализа абсолютные показатели затруднительно, поэтому ведущую роль в анализе финансового состояния предприятия играют относительные показатели.

Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:

  • с общепринятыми или установленными нормами для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
  • с аналогичными данными других предприятий (в особенности конкурентов), что позволяет выявить сильные и "слабые стороны предприятия и его возможный потенциал;
  • с аналогичными данными за предыдущие годы для выявления и изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Примерная схема показателей оценки финансового состояния предприятия

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3.  Система показателей, используемых для оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия

Для конкретных целей отбираются конкретные показатели с учетом вида, методики, отраслевой специфики объектов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности. В рамках анализа финансового состояния используют процедуры комплексной оценки, которые завершаются построением мультипликатора — агрегированного показателя, выведенного на базе показателей более низкого уровня, который выполняет роль своеобразного индикатора. Существуют два типа мультипликаторов: стандартные, применяемые повсеместно, и субъективные, которые определяются для конкретного предприятия.

К стандартным мультипликаторам относится широко известная модель Дюпона, которая используется для оценки экономического роста компании. Основная сложность применения этой модели связана с необходимостью ведения бухгалтерской отчетности по международным стандартам, переход на которые в России еще не осуществлен. Другой известный стандартный мультипликатор — оценка вероятности наступления банкротства предприятия по методу Альтмана. Этот показатель основан на расчете суммы пяти финансовых коэффициентов (рентабельность и оборачиваемость активов, коэффициенты задолженности и реинвестирования прибыли в активы, доля собственных оборотных средств в активах), каждый из которых имеет определенный вес. Но поскольку и набор, и веса коэффициентов были рассчитаны в США в 1960-х гг., они не соответствуют современным российским реалиям. Поэтому метод Альтмана можно применять только для общей оценки тенденций развития предприятия.

Субъективные мультипликаторы позволяют учесть специфические характеристики, которые не учитываются стандартными методами анализа финансового состояния предприятия.

Для различных целей анализа финансового состояния предприятия применяют различные группы показателей.

  1. Показатели использования материальных оборотных средств. К ним относятся показатель оборачиваемости материальных запасов в днях и коэффициент маневренности.

Оборачиваемость материальных запасов в днях — отношение суммы материальных запасов к однодневному обороту по реализации:

Омз = Материальные запасы / Объем продаж / 360             (1.1)

Тем самым устанавливается число дней, приходящихся на один оборот материальных запасов. Низкое значение показателя свидетельствует об устойчивом спросе на продукцию предприятия. Высокое значение показателя может означать, что у предприятия больше материальных запасов, чем необходимо, либо оно испытывает трудности со сбытом. Для получения более точного результата в числителе формулы часто используют среднюю величину материальных запасов за период.

Коэффициент маневренности — отношение оборотного капитала (текущих активов) к собственному капиталу предприятия:

Км = Текущие активы / Собственный капитал                  (1.2)

Коэффициент показывает долю собственного капитала предприятия, находящегося в такой форме, которая позволяет свободно им маневрировать, увеличивая закупки сырья, материалов, комплектующих изделий, изменяя номенклатуру поставок, приобретая дополнительное оборудование, осуществляя инвестиции в другие предприятия. По его величине можно судить о финансовой независимости предприятия, т. е. о способности предприятия не оказаться в положении банкрота в случае длительного технического перевооружения или трудностей со сбытом. Чем выше данный коэффициент, тем ниже риск, с которым связано владение машинами и оборудованием, быстро устаревающими в условиях научно-технического прогресса.

  1. Показатели платежеспособности. Платежеспособность предприятия — его способность выполнять внешние, краткосрочные и долгосрочные обязательства, используя свои активы. Показатель измеряет финансовый риск, т. е. вероятность банкротства. В общем случае предприятие считается платежеспособным, если его общие активы превышают внешние обязательства. Таким образом, чем больше общие активы превышают внешние обязательства» тем выше платежеспособность.

Для измерения платежеспособности используют специальный коэффициент платежеспособности, показывающий долю собственного (акционерного) капитала предприятия в его общих обязательствах:

Кп = Собственный капитал / Общие обязательства             (1.3)

Высокий коэффициент платежеспособности свидетельствует о минимальном финансовом риске и хороших возможностях для привлечения средств со стороны. Изменения коэффициента платежеспособности могут говорить также о расширении или сокращении деятельности предприятия.

При определении платежеспособности всегда необходимо анализировать финансовую структуру источников средств, т, е. решать вопросы о том, из каких средств финансируются активы.

Показатель, отражающий состояние финансовых средств предприятия, получил название финансового отношения (ФО) и определяется путем деления величины собственного капитала на размер внешних обязательств:

ФО = Собственный капитал / Внешние обязательства                    (1.4)

Теоретически нормально соотношение собственного капитала и внешних обязательств, равное 2:1, при котором 33 % общего финансирования осуществляется из заемных средств. Частный вариант финансового отношения — отношение собственного капитала к размеру долгосрочных обязательств:

ФО = Собственный капитал / Долгосрочные обязательства             (1.5)

Высокое значение данного показателя характеризует низкий риск банкротства и хорошую платежеспособность.

Уровень возврата долгосрочных обязательств — отношение операционной прибыли к сумме выплачиваемых за год процентов:

Уп = Операционная прибыль / Выплачиваемые проценты             (1.6)

Высокий коэффициент означает хорошие возможности возврата кредитов и низкую вероятность банкротства.

  1. Показатели прибыльности (рентабельности). Виды прибыли, отражаемые в отчете о прибылях и убытках, являются самыми общими показателями прибыльности предприятия. Однако при проведении финансового анализа важно знать, насколько эффективно использовались все средства, обеспечившие получение конкретного - дохода. Для эффективного комплексного измерения прибыльности используются следующие показатели.

Прибыль на общие инвестиции — отношение прибыли до вычета налогов и суммы выплаченных процентов по долгосрочным обязательствам к общим инвестициям (долгосрочные обязательства и собственный капитал), в %. Коэффициент показывает, насколько эффективно используются инвестированные средства, т. е. какой доход получает предприятие на денежную единицу инвестированных средств:

Пои = (Прибыль до вычета налогов + Выплачиваемые проценты) / (Долгосрочные обязательства + Собственный капитал)                   (1.7)

Этот показатель также характеризует эффективность управления инвестированными средствами и косвенно — опыт и компетенцию руководства. Поскольку сумма уплачиваемых налогов устанавливается государством и не зависит от предприятия, самым точным показатёлем прибыльности служит прибыль до вычета налогов. Кроме того, прибыль должна включать компенсацию по выплате процентов по долгосрочным обязательствам, так как размеры процентных ставок также устанавливаются не предприятием. Данные обстоятельства отражены в числителе приведенной формулы. Некоторые финансовые аналитики используют показатель чистой прибыли в числителе данной формулы, определяя тем самым эффективность общих инвестиций.

Рентабельность капитала (Rск) — отношение чистой прибыли к собственному капиталу:

Rск = Чистая Прибыль / Собственный капитал              (1.8)

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно используется собственный капитал, т, е. какой доход получило предприятие на денежную единицу собственных средств. Данный показатель особенно важен для акционеров, так как характеризует эффективность использования вложенных ими средств, а также служит основным критерием при оценке уровня биржевых котировок акций данного предприятия.

Рентабельность активов (Rа) — отношение чистой прибыли к общей сумме активов (в процентах):

Rа = Чистая прибыль / Общие активы                       (1.9)

Показатель измеряет фондоотдачу, т. е. эффективность использования всех активов предприятия, показывая, какой доход получен на денежную единицу активов. Если прибыль на активы меньше процентной ставки по долгосрочным кредитам, то ситуация должна рассматриваться как неблагополучная.

Коэффициент валовой прибыли (Квп) — отношение разности между объемом продаж и их себестоимостью к объему продаж:

Квп = (Объем продаж - Себестоимость продаж) / Объем продаж    (1.10)

Коэффициент показывает предел прибыли, т. е. долю валовой прибыли, приходящуюся на денежную единицу продаж реализованной продукции. На его основе можно определить величину чистой прибыли, остающейся после вычета из стоимости реализованной продукции расходов на выплату налогов и процентов за кредит, покрытие операционных расходов. Определив данный показатель, можно легко найти долю себестоимости продукции, приходящуюся на денежную единицу продаж. Коэффициент валовой прибыли отражает взаимодействие нескольких факторов таких, как цены, объем производства и стоимость. Его повышение может быть следствием снижения себестоимости продукции либо свидетельствовать о благоприятной конъюнктуре рынка.

Рентабельность продаж (Rп) — отношение прибыли от продаж к объему продаж:

Rп = Прибыль от продаж / Объем продаж                      (1.11)

Коэффициент показывает величину чистого дохода, полеченного предприятием на денежную единицу реализованной продукции.

  1. Показатели эффективности использования активов. Данную группу коэффициентов часто называют коэффициентами эффективности, так как они измеряют эффективность использования активов предприятия. К ним относятся следующие коэффициенты.

Оборачиваемость материальных запасов (Омз) — отношение объема продаж к величине материальных запасов, или число оборотов, совершаемых материальными запасами в год:

Омз = Объем продаж / Материальные запасы                   (1.12)

Высокое значение показателя считается признаком финансового благополучия, так как хорошая оборачиваемость обеспечивает увеличение объема продаж и способствует получению более высоких доходов. Если этот коэффициент значительно превышает среднеотраслевые нормы (от 4 до 8), ситуацию следует тщательно проанализировать, так как это может означать наличие риска, связанного с нехваткой запасов и способного привести к снижению объема продаж. Слишком высокая оборачиваемость может служить признаком недостатка свободных денежных средств и сигналом возможной неплатежеспособности предприятия. Для получения более точного результата в знаменателе приведенной формулы часто используют среднюю величину товарных запасов за рассматриваемый период.

Иногда финансовые аналитики предпочитают использовать в числителе формулы показатель себестоимости продаж вместо показателя объема продаж. Резон такого подхода в том, что себестоимость продаж и уровень запасов измеряются в оптовых ценах (т. е. не включает продажных и налоговых надбавок и наценок, в то время как объем продаж содержит их). При таком подходе приведенная формула будет иметь следующий вид:

Омз = Себестоимость продаж / Материальные запасы        (1.13)

 

Коэффициент эффективности использования текущих активов (Эта) — отношение объема продаж к оборотному капиталу (текущим активам):

Эта = Объем продаж / Текущие активы                    (1.14)

Коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на денежную единицу текущих активов.

Коэффициент эффективности использования чистого оборотного капитала (Эчок) — отношение объема продаж к чистому оборотному капиталу (текущие активы минус текущие обязательства):

Эчок = Объем продаж / (Текущие активы - Текущие обязательства)  (1.15)

Коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на денежную единицу чистого оборотного капитала.

Коэффициент эффективности использования основных средств (Эос) — отношение объема продаж к стоимости недвижимого имущества. Он показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на денежную единицу основных средств:

Эос = Объем продаж / Стоимость недвижимого имущества      (1.16)

Величина коэффициента может составлять 100—700 % и зависит от капиталоемкости производства.

Коэффициент эффективности использования общих активов (Эоа) — отношение объема продаж к общим активам предприятия:

Эоа = Объем продаж / Общие активы                       (1.17)

Чем выше значения двух последних коэффициентов, тем интенсивнее, а следовательно, эффективнее используются производственное оборудование и другие активы.

Информация о работе Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия ОАО «НАЗ «Сокол»