Разработка авторской модели диагностики финансового состояния фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка модели диагностики финансового состояния фирмы ООО ЖСФ «Старт». Данная модель разрабатывалась с целью повышения эффективности финансовой деятельности данной фирмы. Основываясь на данных о прошлой деятельности фирмы, финансовая диагностика направлена на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность, формы и принципы диагностики финансового состояния фирмы;
- выявить особенности диагностики финансового состояния фирмы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ………………………………………8
1.1.Содержание, формы, принципы диагностики финансового состояния фирмы……………………………………………………………………………….8
1.2. Особенности формирования диагностики финансового состояния фирмы……………………………………………………………………………....17
1.3Выбор альтернативного алгоритма диагностики финансового состояния фирмы……………………………………………………………………………....25
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «СТАРТ»…………………………………………………………………………...46
2.1. Расчет показателей финансового состояния фирмы………………………46
2.2 Анализ тенденции финансового состояния фирмы………………………...52
3. РАЗРАБОТКА АВТОРСКОЙ МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ ООО СЖФ СТАРТ»…………………………………..61
3.1. Концептуальные основы диагностики финансового состояния фирмы…61
3.2. Расчетная модель диагностики финансового состояния фирмы………..70
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ФИРМЫ………………………………………...81
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСТНОСТЬ ФИРМЫ…..87
ЗАКЛЮЧЕНТИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………...105
ГЛОССАРИЙ………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Мой диплом Челгу.doc

— 809.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 1 .Формы диагностики

         Остановимся на структуре диагностики. Начнем с диагностики результатов деятельности и состояния фирмы. Финансовый инструментарий данной части диагностики весьма обширен, он включает в себя большое количество финансовых показателей (коэффициентов), которые зачастую дублируют друг друга, и не всегда очевидна необходимость использования тех или иных коэффициентов. Представляется целесообразным

следующее положение финансовой диагностики сформулировать в виде принципа разумной достаточности использования методов диагностики финансового анализа.

          Суть принципа чрезвычайно проста — для целей диагностики следует использовать только те показатели, которые являются информационной основой для принятия управленческих решений.

Инструментарий диагностики финансового  состояния представлен на рисунке 2

Рис. 2. Инструментарии финансовой диагностики фирмы.

           Непосредственное использование финансовой отчетности является первым, но не основным, шагом финансовой диагностики. Прежде всего, подчеркнем разницу между понятиями «информация» и «данные». Данные обычно представляют собой набор каких-либо сведений, главным образом, количественного характера, которые в той или иной манере характеризуют предприятие. Существенно то, что на основе этой слабо структурированной информации принципиально невозможно произвести эффективную диагностику. Термин «информация» предполагает некоторую степень организации данных, причем порядок упорядочивания информации служит целям ее использования.

            Первый этап структурного упорядочивания финансовых данных как раз и состоит в составлении финансовой отчетности, когда финансовые данные организуются по специальным форматам, образующим:

  1. баланс;
  2. отчет о прибылях и убытках;
  3. отчет о движении денежных средств.

           Исходя из этих документов  можно получить обобщающие данные. Это, во-первых, сумму основных и оборотных средств фирмы, величину его задолженностей и собственного капитала. Далее отчет о прибыли предоставляет данные по величине операционной и чистой прибыли. И, наконец, результирующие денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности из отчета о движении денежных средств.

           Вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности является следующей стадией упорядочивания финансовой информации. Его содержание чрезвычайно просто. В горизонтальном анализе сопоставляются (в абсолютном и процентном соотношении) основные статьи баланса, отчета о прибыли и отчета о движении денежных средств. В вертикальном анализе все данные финансовых отчетов представляются в относительном (процентном) выражении.

            Данный инструментарий финансовой диагностики иллюстрирует следующее положение финансовой диагностики, которое можно сформулировать как принцип сравнимости. Суть этого принципа состоит в том, что сами по себе финансовые показатели являются бесполезными для принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с какими-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики. Существует два вида показателей для сопоставления:

а) показатели данного фирмы за предшествующие периоды времени;

б) аналогичные показатели других фирм, принадлежащих той же отрасли (обычно фирм-конкурентов).

            Третий инструментарий (см. рис. 2) финансовой диагностики — это традиционный набор финансовых коэффициентов.

           Суть предлагаемого подхода состоит в том, что основным показателем результативности фирмы признан показатель прибыльности собственного капитала (обычно обозначается ROE). Таким образом, на первое место ставится интерес собственника. Данный показатель обеспечивается, главным образом, двумя факторами: прибыльностью продаж (этот показатель принадлежит к группе показателей операционной деятельности) и оборачиваемостью активов (группа показателей эффективности использования активов). На самом деле, каждый предприниматель понимает, что высокую отдачу от использования вложенных средств можно обеспечить высокой «маржей продаж» и/или высокой оборачиваемостью оборотных средств. Оценка показателей ликвидности является неотъемлемой частью диагностической процедуры. Их назначение состоит в том, чтобы предостеречь менеджмент фирмы от излишнего увеличения оборачиваемости. Наконец, отдачу от использования вложенных собственником средств можно увеличить за счет использования долгосрочных заемных ресурсов. Эту часть деятельности компании (она называется финансовой) характеризует группа показателей структуры капитала.

                После определения структуры финансовых показателей возникает вопрос о временном аспекте диагностики, т.е. когда и в каком объеме производить диагностику фирмы. Данное положение может быть охарактеризовано с помощью принципа временной согласованности финансовой диагностики. Согласно этому принципу диагностика фирмы должна производиться согласно определенному временному регламенту.          Наиболее привлекательным с практической точки зрения представляется регламент диагностики, при котором:

  1. один раз в году (в период подготовки годового отчета) производится фундаментальная диагностика, предполагающая использование всего диагностического инструментария, представленного на рисунке 2;
  2. ежемесячно производится оценка ограниченного количество показателей по результатам текущего месяца (обычно это делается в первых числах последующего месяца).

         Последняя процедура носит название «мониторинга» деятельности фирмы. В процессе мониторинга осуществляется контроль показателей, которые характеризуют оперативные результаты деятельности. В частности, в состав показателей мониторинга не имеет смысла вводить показатель прибыльности активов или собственного капитала. Данный показатель является интегральным, он формируется в течение всего года. В то же время в состав показателей мониторинга следует обязательно включить показатель валовой прибыльности (отношение валовой прибыли к выручке). Эту характеристику следует мониторить как можно чаще, чтобы вовремя обнаружить негативную тенденцию ухудшения операционной эффективности фирмы.

            В качестве последнего положения финансовой диагностики выступает принцип законченности, суть которого состоит в том, что когда рассчитаны все финансовые коэффициенты, сделан горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности и описаны ее особенности характерные для анализируемого периода, необходимо сделать выводы, ради которых, собственно, и были выполнены все указанные выше работы. Представление таких выводов должно быть лаконичным и конструктивным, т.е. направленным на поиск путей улучшения деятельности компании. В качестве такого представления может быть рекомендован формат так называемого SWOT-анализа. Все множество факторов деятельности компании группируется по четырем областям:

S (Strengths) — сильные  стороны деятельности фирмы;

W (Weaknesses) — слабые стороны деятельности фирмы;

O (Opportunities) — возможности фирмы, позволяющие ему улучшить свое положение;

T (Threats) — угрозы (опасности), с которыми может столкнуться фирма на пути улучшения своей деятельности.

         В рамках каждой группы необходимо сформулировать несколько (не более десяти) лаконичных утверждений — выводов по результатам диагностики. Эти утверждения должны быть связаны с какими-либо показателями или свойствами фирмы. Например, «за текущий период ухудшились показатели оборачиваемости, о чем свидетельствует увеличение длины финансового цикла», или «показатели маржинальной прибыли стабильны». Важно различать сферы ответственности отмеченных выше групп. Первые две буквы S и W «отвечают» за текущее состояние фирмы, в то время как две другие O и T связаны с прогнозом состояния фирмы на ближайшую перспективу.

         Прагматическая целесообразность SWOT-анализа заключается в том, что он делает попытку конструктивного улучшения результативности деятельности фирмы. На основе этих основных позиций SWOT-анализа менеджмент фирмы должен сформулировать рекомендации по основным направлениям улучшения деятельности. Только тогда процесс диагностики можно считать законченным.

       

   

                                                                                                              

 

 

 

          1.2 Особенности формирования диагностики финансового состояния фирмы

          Важной составной частью механизма управления финансовой деятельностью фирмы являются системы и методы его анализа. Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности фирмы с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития. Своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния фирмы и его платежеспособности – главная цель диагностики финансового состояния фирмы.

          Содержание диагностики составляют:

а) анализ результатов  деятельности фирмы;

б) анализ основных бизнес-процессов  фирмы.

Диагностика начинается с обзора основных показателей деятельности фирмы.         В ходе этого обзора необходимо рассмотреть следующие вопросы: 
-имущественное положение фирмы на начало и конец отчетного периода; 
-условия работы фирмы в отчетном периоде;

-результаты, достигнутые предприятием в отчетном периоде;

-перспективы финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

           Имущественное положение фирмы на начало и конец отчетного периода характеризуются данными баланса. Сравнивая динамику итогов разделов актива баланса, можно выяснить тенденции изменения имущественного положения. Информация об изменении в организационной структуре управления, открытии новых видов деятельности фирмы, особенностях работы с контрагентами и др. обычно содержится в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Результативность и перспективность деятельности фирмы могут быть обобщенно оценены по данным анализа динамики прибыли, а также сравнительного анализа элементов роста средств фирмы, объемов его производственной деятельности и прибыли. Информация о недостатках в работе фирмы может непосредственно присутствовать в балансе в явном или завуалированном виде.

           Устойчивость финансового положения фирмы в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы.

         В процессе функционирования фирмы величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикальной и горизонтальной диагностики отчетности.

        Вертикальный анализ показывает структуру средств фирмы и их источников. Вертикальный анализ позволяет перейти к относительным оценкам и проводить  хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности фирмы, различающихся по величине использованных ресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.

        Горизонтальная диагностика отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.

        Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. Поэтому на практике не редко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру бухгалтерской отчетности, так и динамику отдельных ее показателей. Оба этих вида диагностики особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, так как позволяют сравнивать отчетность различных по виду деятельности и объемам производства фирм.

           Финансовое положение фирмы можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового положения — ликвидность и платежеспособность фирмы, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

           Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.  Говоря о ликвидности фирмы, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами.

           Платежеспособность означает наличие у фирмы денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются:

а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;

б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

         Финансовые показатели должны анализироваться в комплексе с остальными «нефинансовыми» показателями.

         Для целей диагностики следует использовать только те показатели, которые являются информационной основой для принятия управленческих решений.

Информация о работе Разработка авторской модели диагностики финансового состояния фирмы