Пути увеличения рентабельности и улучшения финн. Состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели выделены и решены следующие задачи:
- дано определение понятия рентабельности, раскрыто его значение для финансового анализа и охарактеризованы основные области его применения;
- рассмотрена система показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
- проведён анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО «»
- дана оценка уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;

Содержание

Введение
Экономическое содержание рентабельности
Виды рентабельности, методы её распределения
Задачи и источники анализа рентабельности
Этапы проведения анализа рентабельности
Организационно – экономическая характеристика предприятия ЗАО
Анализ финансовых результатов предприятия
Методика анализа рентабельности
Пути увеличения рентабельности и улучшения финн. Состояния предприятия
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)
  1. Введение
  2. Экономическое содержание рентабельности
  3. Виды рентабельности, методы её распределения
  4. Задачи и источники анализа рентабельности
  5. Этапы проведения анализа рентабельности
  6. Организационно – экономическая характеристика предприятия ЗАО
  7. Анализ финансовых результатов предприятия
  8. Методика анализа рентабельности
  9. Пути увеличения рентабельности и улучшения финн. Состояния предприятия
  10. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто весьма приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности. Данное качество придает рентабельности, с одной стороны, форму экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования факторов капитала, а с другой – характер объекта и инструмента финансового менеджмента

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Целью написания данной работы определение значения  анализа рентабельности для повышения эффективности деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели выделены и решены следующие задачи:

-     дано определение понятия рентабельности, раскрыто его значение для финансового анализа и охарактеризованы основные области его применения;

-    рассмотрена система показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

-    проведён анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО «»

-    дана оценка уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;

В настоящее время в России наблюдается тенденция к значительному снижению уровня рентабельности производства, что означает убыточность многих хозяйств. Поэтому меня, как будущего специалиста, интересует в чём заключается сущность рентабельности, как она рассчитывается и каковы пути её повышения. Этот круг вопросов я и хотел бы рассмотреть в данной теме курсовой работы.

Методическим обесп курс работы являются мат отчетности Зао за 2011 год а также труды известных росс экономичстов и авторов учебни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическое содержание  рентабельности

Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является рентабельность.

     Рентабельность - это  обобщающий показатель, характеризующий  качество работы промышленного  предприятия, так как при всем  значении массы  получаемой прибыли  наиболее полную качественную  оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства и расходов на него.

     К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие  на увеличения уровня рентабельности  на предприятиях, относятся:

     1. Рост объема производства  продукции;

     2. Снижение ее себестоимости;

     3. Сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных средств;

     4. Рост массы прибыли;

     5. Лучшее использование  фондов;

     6. Система ценообразования  на оборудование, здания и сооружения  и другие  носители основных  производственных  фондов;

    7. Установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции.

     Для достижения высокого  уровня рентабельности необходимо  планомерно и систематически  внедрять передовые достижения  науки  и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды.

     По  методу исчисления  в народном хозяйстве  существует  рентабельность предприятий  Рпр. и рентабельность продукции Рпрод. Первый показатель определяется  как отношение балансовой прибыли  П к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фоп и оборотных средств Фоб:

 

     Рпр  = (П / (Фоп + Фоб)) х 100% (6)

 

     Второй  показатель  рентабельности выражается отношением  балансовой прибыли П  к себестоимости  готовой продукции  С:

 

     Рпр = (П / С) х 100% (7)

 

     Методы  определения  рентабельности наглядно показывают, что уровень рентабельности и  его изменение непосредственно  связаны с ценами на промышленную  продукцию. Следовательно, объективная  система ценообразования является  важной предпосылкой определения обоснованного уровня рентабельности, который в то же время может оказывать влияние на изменение уровня цен на продукцию. Таким образом, обоснованные методы установления и планирования рентабельности находятся в тесной взаимосвязи с системой ценообразования. Величина прибыли, а следовательно, и уровень рентабельности, прежде всего, зависят от изменения цен на продукцию и ее себестоимости.

     В понятии рентабельности  производства сопоставляются накопления, создаваемые  в процессе изготовления продукции, с первоначально выделенными  данному предприятию производственными фондами. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия.

     Экономический смысл  рентабельности производства не ограничивается снижением затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции. Масса средств, участвующих в производственном процессе, существенно отличается от их количества, которое входит в сумму затрат, связанных с изготовлением продукции. В процессе производства принимает участие огромное количество основных фондов, материализованных в зданиях, сооружениях, оборудовании и инвентаре. В издержки же производства включается их амортизация, то есть доля их стоимости, переносимая в тот или иной период времени на себестоимость производимой продукции. Стоимость оборотных фондов включатся в издержки производства только в сумме, израсходованной при изготовлении продукции.

     Для повышения рентабельности  производства используются различные средства. Одним  из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет.

     Основным  фактором  роста прибыли является снижение  себестоимости продукции. Однако на величину балансовой прибыли  оказывает влияние еще ряд  факторов - изменение цен на продукцию, величина остатка нереализованной продукции, объем реализации, структура производства и др. Первый фактор учитывается только в тех случаях, когда имеются достаточно резкие основания считать, что в предстоящем периоде произойдет изменение цен (их повышение в связи с повышением качества продукции или снижения из-за старения отдельных видов продукции, насыщенности рынка потребителей некоторыми изделиями или в связи с переходом на новую технику и технологию производства). Повышение рентабельности производства означает рост отдачи на каждую гривну авансированных средств и, тем самым, более эффективное их использование.

     Показатели  рентабельности являются важными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

     Показатели  рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

 

     Система показателей  рентабельности.

     Показатели  рентабельности  являются основными  характеристиками  эффективности хозяйственной  деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительный показатель финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, их количественная оценка.

     Основные  показатели  рентабельности можно объединить  в три группы:

показатели рентабельности капитала (активов);

показатели рентабельности продаж продукции;

показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

     Первая  группа показателей  рентабельности формируется как  отношение прибыли к различным  показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.

     Например,

     Спецификация  данных  показателей заключается  в том, что они отвечают интересам  всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия  интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д.

     Показатели  рентабельности  активов рассчитываются как отношение  показателей прибыли к показателям  средних за отчетный период  активов предприятия. Рентабельность  активов – важнейший показатель  эффективности деятельности коммерческой организации, основной норматив (т.е. средняя величина в рыночной экономике),с которым соотносится индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), как отношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к общей величине активов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основным показателем для определения эффективности инвестиционных проектов. Норма рентабельности (или норма прибыли) имеет тенденцию к понижению и в настоящее время. По данным зарубежных институтов экономического анализа, она составляет примерно 18-20 %. Отсюда в мировой рыночной экономике для определения эффективных проектов часто используют коэффициент 0,20.

     Каждый  из перечисленных показателей легко  моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую зависимость:

 

       Где  -чистая  прибыль;

 

              К- все активы;

 

             N – продажи.

 

     Эта формула показывает  связь между  рентабельностью  всех активов, рентабельностью  продаж и оборачиваемостью активов. Формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

     Рассмотрим  еще одну  факторную модель рентабельности:

     Где -собственные средства (капитал).

     Как видим, рентабельность  собственного (акционерного) капитала  зависит от изменения уровня  рентабельности продукции, скорости  оборота совокупного капитала  и соотношения собственного и  заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

     Вторая  группа показателей  формируется на основе расчета  уровней рентабельности по показателям  прибыли, отражаемым в отчетности  предприятия. Например,

Заметим, что стрелка указывает на логику формирования показателей прибыли.

      Приращение  прибыли  может быть связано как  с  интенсивным, так и с экстенсивным  использованием производственных  ресурсов. Поэтому показателем истинной  эффективности может быть только  рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручке от продаж.

      В зависимости  от числителя, отражающего  определенные  стороны хозяйственной  деятельности, различают:

рентабельность продаж по прибыли от продажи :

Где -прибыль от продаж;

       N –выручка от  продаж в отпускных ценах-нетто (стр. 010 ф. № 2отчета о прибылях и убытках);

2. рентабельность  пробаж по  бухгалтерской ( до  налогообложения) прибыли 

Где - бухгалтерская прибыль ( стр. 140 № 2);

3.рентабельность  продаж по чистой  прибыли ( ):

Где - чистая (нераспределенная) прибыль (стр.190 ф. №2).

      В управленческом учете и анализе  используется показатель рентабельности продаж как отношение прибыли  о т продаж к себестоимости (полной или производственной) продаж продукции ( )

Где - себестоимость реализованной продукции.

 

 

 

      Третья  группа  показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли принимается в расчет чистый приток денежных средств.

      Данные  показатели  дают представление о  степени  возможности предприятия  расплатиться  с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием денежного  притока. Концепция рентабельности, исчисляемой на основе денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, являются существенным признаком «здоровья» финансового состояния предприятия.

Информация о работе Пути увеличения рентабельности и улучшения финн. Состояния предприятия