Принятие решения в базе маржинального анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности . Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства.
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Содержание

Введение……………………………………………………………….2
1. Использование маржинального анализа в принятие управленческих решений……………………………………3
2. Анализ безубыточности предприятия……………………..13
Заключение…………………………………………………………....18
Список используемой литературы………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

принятие решения в базе маржинального анализа1.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

В процессе анализа дается оценка плана (прогноза) прибыли. Результаты анализа используются и для выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия с учетом перспектив.

По результатам анализа разрабатываются конкретные рекомендации по наиболее эффективному использованию заработанной прибыли, выявленных резервов ее роста. Анализ должен дать ответ и на вопросы о влиянии на прибыль нарушения договорной, технической, технологической, финансовой дисциплины.

Источниками информации для анализа прибыли являются учетные данные, формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли и др.

Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от продажи по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Выделяют несколько методов анализа и планирования прибыли. Главные из них — метод прямого счета и аналитический.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от продажи продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

П = (В х Ц) - (В х С),

где П — плановая прибыль; В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

Рассмотрим пример расчета прибыли методом прямого счета.

Исходные данные:

фирма выпустит в плановом году 30 тыс. ед. готовой продукции;

оптовая цена за единицу (без НДС и акцизов) – 15 тыс. руб.;

производственная себестоимость по отчету за истекший год – 10 тыс. руб.;

в плановом году снижение производственной себестоимости готовой продукции должно составить 5%;

расходы по реализации продукции – 0,5% реализуемой продукции по производственной себестоимости;

остаток готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало планового года – 1500 ед., на конец планового года – 500 ед.

Прежде всего определим остаток готовой продукции и товаров отгруженных на начало планового года по производственной себестоимости, учитывая, что эта продукция произведена в отчетном году: 10 тыс. руб. * 1500 ед. = 15 млн. руб.

Производственная себестоимость единицы продукции в плановом году составит 9,5 тыс. руб. (10 * 95 / 100), тогда объем товарной продукции в плановом году по производственной себестоимости определится в сумме 285 млн. руб. (9,5 * 30 000).

Остаток готовой продукции и товаров, отгруженных на конец планового года (считая, что они произведены в плановом году) по производственной себестоимости составит 4750 тыс. руб. (9,5 * 500). Итак, объем реализации продукции по производственной себестоимости в плановом году с учетом переходящих остатков составит 295 250 тыс. руб. (15 000 + 285 000 – 4750).

Для того чтобы определить эту продукцию по полной себестоимости, следует исчислить величину расходов по реализации продукции: (295 250 * 0,5:100) – 1476,25 тыс. руб. Следовательно, объем реализации продукции по полной себестоимости равен 296 726,25 тыс. руб. (295 250+1476,25).

Объем реализации в натуральном выражении равен 31 тыс. ед. (1500 + 30 000 – 500), а в оптовых ценах – 465 млн. руб. (15 * 31 000).

При этих условиях прибыль от реализации продукции в плановом году составит 168 273,75 тыс. руб. (465 000 – 296 726,25).

          Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.

Используя данный метод, прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Следует отметить, что при прямом методе оценки и анализа плановая прибыль определяется как общая сумма, без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе проявляются как положительно, так и отрицательно воздействующие на прибыль факторы.

На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. По степени соподчиненности — это факторы первого и второго порядков.

К факторам первого порядка относятся изменения: прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг); прибыли от прочей реализации; внереализационных результатов.

Факторами второго порядка являются изменения объема, структуры, полной себестоимости реализованной продукции, цен на реализованную продукцию; доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях; штрафов, пени, неустоек, полученных за вычетом уплаченных; прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; поступлений долгов и дебиторской задолженности; финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли, а повышение — к ее снижению.

Маржинальный анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Он должен ответить на вопрос: каковы источники и суммы денежных средств, которыми располагает фирма, на какие цели и нужды они расходуются?

В рамках анализа оценивается эффективность использования денежных ресурсов, капитала. Обязательный раздел анализа — изучение состава и источников доходов и направлений расходов фирмы, рассмотрение объемов продаж товаров и услуг, себестоимости реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек. Должны быть выделены и оценены показатели прибыли и рентабельности, выявлены тенденции их динамики.

Анализ итогового баланса фирмы дает представление о ее финансовом положении на конец истекшего периода, оценку собственного капитала, его объемов, динамики и структуры.

Необходимая часть маржинального анализа — рассмотрение источников формирования и направлений использования денежных средств предприятия, оценка влияния движения этих средств на использование оборотного капитала.

 

2.Анализ безубыточности предприятия.

 

Прежде чем принимать те или иные управленческие решения на базе маржинального анализа, то есть осуществлять альтернативный выбор вариантов решения проблемы на основе наиболее оптимального соотношения трех основных показателей – прибыли, издержек и объема производства, необходимо определить такое их соотношение, при котором предприятие не будет являться убыточным. А затем уже рассматривать варианты, которые позволят сделать его более рентабельным. Это сокращает диапазон возможным вариантом, делая расчеты более рациональными и менее трудоемкими. Поэтому рассмотрим методику анализа безубыточности предприятия.

Анализ безубыточности предприятия позволяет найти точку равновесия, или безубыточности, так называемый критический объем продаж – точку, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам. Величина этих затрат складывается из общей величины постоянных затрат и тех переменных затрат, которые возникают как результат производства продукции, продажа которой должна полностью покрыть себестоимость производства и реализации. Точка безубыточности (точка равновесия, мертвая точка, критическая точка, порог рентабельности) – ситуация, при которой деятельность предприятия не приносит не убытков не прибыли.

Продажа ниже точки безубыточности означают для предприятия убытки, выше точки равновесия – прибыль.

Основными методами анализа безубыточности являются балансовый, маржинальный и графический.

При балансовом методе исходят из следующей зависимости:

 

                        П = р  *    х – (А + в  * х),                  

 

где  П – прибыль от продаж;

р – продажная цена единицы продукции;

х – количество единиц продукции, которое необходимо продать для достижения точки равновесия;

А – сумма постоянных затрат;

в – переменные затраты на единицу продукции.

 

Поскольку в точке равновесия прибыль нулевая, формула принимает следующий вид:

                                         р  *  х = А + в  *   х  .                 

 

Предположим, что продажная цена единицы продукции – 200 тыс. д.е., сумма постоянных затрат – 15 млн  д.е., переменные затраты на единицу продукции – 50 тыс. д.е.

 

Точка равновесия определится из уравнения:

 

200  *  х = 15000 + 50х

150х = 15000

х = 100 единиц .

 

Маржинальный метод анализа предполагает, что каждая проданная единица продукции обеспечивает получение определенного маржинального дохода (удельного маржинального дохода), который в первую очередь идет на покрытие постоянных затрат, а затем – на формирование прибыли. Иначе говоря, для достижения точки безубыточности необходимо реализовать такое количество единиц продукции, которое обеспечит сумму удельных маржинальных доходов, равную величине постоянных затрат. Таким образом, для нахождения точки безубыточности следует сумму постоянных затрат разделить на удельный маржинальный доход. Эту зависимость можно также получить, преобразуя формулу, из которой

 

                                   Х = А : (р – в)  .                                        

 

В рассматриваемом примере величина удельного маржинального дохода составляет 150 тыс. д.е. (200 тыс. – 50 тыс.).

Точка безубыточности, соответственно,

15000 : 150 = 100 единиц.

 

Для определения координат точки безубыточности с помощью графического метода соблюдается такая последовательность. На координатной плоскости (ось абсцисс - объем продукции в количественном выражении, ось ординат – стоимостное изменение показателей выручки, затрат, прибыли) проводится горизонталь – график прямой, описывающий поведение постоянных затрат, которые по мере наращивания объема продукции не изменяются. График постоянных затрат берет свое начало на вертикальной стоимостной оси на уровне, соответствующем сумме постоянных затрат.

Далее строится график выручки - прямая, начало которой в нулевой точке координат, окончание - в точке, соответствующей координатам: по оси абсцисс - общему количеству продукции; по оси ординат – денежному выражению продаж (Количество продукции * Цена единицы продукции).

График совокупных затрат представляет собой прямую линию, которая начинается от оси ординат на отметке, соответствующей сумме постоянных затрат, и заканчивается точкой с координатами по оси абсцисс - общего количества продукции, по оси ординат – денежного выражения суммы постоянных и переменных затрат. Порог рентабельности определяется координатами точки пересечения графиков выручки и себестоимости (суммы переменных и постоянных затрат)

Как только порог рентабельности преодолен, график выручки оказывается выше графика совокупных затрат. В этой ситуации постоянные затраты полностью компенсированы продажами, а каждая дополнительно проданная единица продукции несет в себе частицу прибыли при условии, что цена реализации превышает сумму переменных затрат, приходящихся на единицу продукции. Чем дальше от точки безубыточности окажется точка фактических продаж, тем больше прибыли получит предприятие. Графическое отображение порога рентабельности рассматривается на рис. 1.

 

Рис.1. Графическое отображение порога рентабельности

Графический метод имеет то преимущество, что дает наглядное представление о том, как будут изменяться затраты и прибыль для многих возможных в действительности объемов производства, а также  какие объемы необходимы для достижения безубыточности продаж и (или) заданной величины прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для предприятий, стремящихся к повышению эффективности хозяйственной деятельности, необходимо разработать действенную стратегию и соответствующие ей инструменты обоснования управленческих решений по оптимальному сочетанию прибыли, себестоимости и объема производства выпускаемой продукции (выполнения работ или оказания услуг). Главной целью коммерческого предприятия, работающего в рыночных условиях, является получение максимально возможной  величины прибыли. Однако добиться этого можно на основе разумного сочетания объема продаж и цены реализации выпускаемой продукции (работы, услуги).

Информация о работе Принятие решения в базе маржинального анализа