Понятие и сущность кадровой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Производство каждой страны и каждой отрасли зависит от ряда факторов. Сфера образования, как и любая другая отрасль народного хозяйства, существует в прямой зависимости от этих факторов. Одним из важнейших факторов, влияющих на уровень производительности труда, а, следовательно, и эффективности производства, являются кадры (персонал) предприятия.

Содержание

1. Введение 3
2. Понятие, критерии и сущность «Кадровой политики» 4
2.1 Понятие “Кадровой политики” 4
2.2 Критерии кадровой политики 9
2.3 Сущность кадровой политики 10
3. Планирование и организация подбора и расстановки управленческих кадров. 12
4. Прогнозирование и планирование кадрового резерва 21
5. Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

понятие и сущность кадровой политики.docx

— 65.27 Кб (Скачать файл)

Многое предстоит сделать для  того, чтобы улучшить отбор, воспитание и оценку управленческих кадров, преодолеть сложившиеся стереотипы и инерцию  хозяйственного мышления. Но в настоящее  время, когда на первый план выдвигаются  задачи по ускорению работы по совершенствованию  всей сферы руководства экономикой – управления, планирования, хозяйственного механизма, актуальность реализации конкретных задач кадровой политики неизмеримо возрастает.7

Есть исследователи, понимающие под  кадровой политикой систему принципов  и вытекающих из них форм, методов, направлений и критериев работы с управленческим персоналом, направленных на обеспечение общественного производства и других сфер народного хозяйства  высококвалифицированными управленческими  кадрами, обладающими необходимыми политическими и деловыми качествами.  При этом важно подчеркнуть, что  в понятие «кадры»  они включают «всех работников, занятых в системе  управления».

Однако встречаются и более  полные трактовки состава кадров.

Кадровая политика в узком смысле – это работа администрации и  общественных организаций предприятия  со всем коллективом, с его социальными  и функциональными группами, с  каждым человеком.

Кадровая политика как инструмент управления – это организующая деятельность, имеющая целью слияние усилий всех работников предприятия для решения поставленных задач. В данном случае авторы распространили понятие «кадры» на всех работников предприятия, на весь коллектив с его группами, но только на уровне предприятия.

Организационные функции подбора, расстановки, выдвижения и подготовки кадров, занятых в управлении, все  в большей степени ориентируются  на социальные процессы. Это способствует повышению единства и сплоченности действий, ответственности за порученную работу, росту эффективности управленческого  труда в целом и в конечном итоге росту эффективности системы  управления.8

В настоящее время планы социального  развития составляют часть государственного плана, они включены в официальную  плановую отчетность по реализации планов технического и экономического развития. Это означает, что социальные проблемы наряду с техническими и экономическими приобретают решающее значение. Иными словами, кадровая политика реализуется в планировании социального развития на всех уровнях управления – от производственного коллектива предприятия до министерства. Такое соотношение кадровой политики и планов социального развития определяет соответствующее ей место в планах социального развития, выделяет кадровую политику в один из важнейших разделов планов социального развития.

 

  1. Планирование и организация подбора и расстановки управленческих кадров.

 

Одна из важнейших частей системы работы с кадрами предприятия  – планирование и организация  их подбора и расстановки.

Можно выделить ряд принципов  работы с кадрами предприятия:9

  • сочетание проверенных, опытных работников с молодыми кадрами, систематическое пополнение руководящих кадров за счет растущих, энергичных работников;
  • обеспечение необходимой преемственности кадров;
  • создание условий для роста и выдвижения кадров, соблюдение объективных, научно обоснованных критериев их оценки;
  • всестороння помощь кадрам управления в овладении знаниями и опытом;
  • сочетание доверия к кадрам с проверкой исполнения ими принятых решений;
  • четкое определение обязанностей и ответственности кадров;
  • учет общих и специальных требований при подборе работников.

В настоящее время обязательным должно быть соответствие уровня подготовки, квалификации, личных и деловых качеств  кандидата, выдвигаемого на руководящую  должность, характеру деятельности и профилю управляемого объекта. Для этого оцениваются должность  и качества работника. Однако в связи  с тем, что не всегда на практике разрабатываются положения о  конкретном цехе, участке, отделе, отсутствуют  четкие должностные инструкции, бывает не ясно, какие конкретные требования предъявляются к работнику на той или иной должности.

Конечно, на предприятиях есть типовые положения, но отражают ли они  специфику конкретного объекта  управления? На этот вопрос приходится отвечать отрицательно. Не созданы  пока и эффективные методики оценки деловых и личных качеств кандидатов на ту или иную руководящую должность. В хозяйственной практике отсутствие предварительного изучения личных и  деловых черт кадров управления может  привести, например, к тому, что хороший  руководитель функционального отдела при назначении его линейным руководителем  без учета личных и деловых  качеств не справляется с обязанностями. В результате резко снижается  качество его работы.

Важное значение имеет гармоничное сочетание нужных качеств руководителя и качеств его ближайших помощников. Подобрать работника, отвечающего всем необходимым требованиям и характеру выполняемых задач, довольно трудно. Такая проблема решается, если недостающими руководителю качествами обладает его заместитель.

Процесс подбора кадров –  это их изучение с целью определения  пригодности выдвигаемых кандидатов для выполнения функциональных обязанностей на определенной должности. Он включает в себя следующие основные виды работ:

  • сбор информации о возможных кандидатах;
  • оценку необходимых качеств кандидатов и составление характеристики на каждого из них;
  • сопоставление совокупности качеств кандидатов и предъявляемых к ним  требований;
  • сравнение характеристик кандидатов на одну должность и выбор более подходящего по качествам работника;
  • назначение кандидата на должность;
  • проверка в течение определенного времени выполнения данным работником возложенных на него функций и принятие решения о целесообразности его назначения на эту должность.

Такая последовательность работ  обеспечивает, по моему мнению, необходимый при  нынешних условиях научный уровень  процесса подбора кадров. Определение  пригодности кандидата для выдвижения на руководящую должность требует  разработки профессиограммы, т. е. перечня качеств, которыми должен обладать руководитель в соответствии с должностью, на которую он выдвигается.

В нашем обществе работа с кадрами осуществляется по определенному  плану. Ведется плановая подготовка молодых специалистов в учебных  заведениях для всех отраслей народного  хозяйства и их планомерное распределение  с учетом потребностей каждой отрасли.

Задачи современного этапа  хозяйственного строительства, развития экономики по пути интенсификации и  радикальных сдвигов в использовании  производственного и научно-технического потенциалов требуют усиления планомерности  в подборе и расстановке кадров управления.

В течение долгого времени  многие предприятия и организации  занимались подбором кадров лишь по мере необходимости, используя для этого  краткосрочные прогнозы потребности  в кадрах управления. Планы работы с кадрами составлялись обычно на год, в редких случаях на несколько  лет и лишь по некоторым направлениям этой работы. Планировалось главным  образом повышение квалификации специалистов и хозяйственных руководителей, специальная подготовка хозяйственных  руководителей ни по отраслям, ни по народному хозяйству в целом  планами не охватывалась.

Усиление внимания к долгосрочному  планированию и прогнозированию  создает более благоприятные  условия и для разработки долгосрочных планов работы с кадрами управления. При этом очень важно добиться того, чтобы эти планы были тесно  увязаны с масштабами и темпами  развития производства. Долгосрочное перспективное планирование должно стать основной  формой планирования системы работы с кадрами управления, так как оно позволяет учесть долговременные последствия принимаемых в этой области решений.

Дальнейшее развитие планирования работы с кадрами управления –  это и совершенствование системы  показателей планов.

Анализ существующей практики приводит к тому, что планирование работы с кадрами должно быть существенным образом перестроено в соответствии с возросшими требованиями и возлагаемыми на нее все более сложными задачами.

Прежде всего, необходимо разработать планы потребности  в кадрах управления, определить оптимальную  численность и структуру резерва  руководящих кадров, осуществить  организационную работу пот подбору  кадров и формированию резерва, т. е. Найти научно обоснованные формы  и методы отбора кандидатов в резерв на выдвижение. Нужно сформировать требования к работникам, выдвигаемым  в резерв, создать стройную систему  их обучения, определить виды стажировки работников, зачисленных в резерв, отработать систему их аттестации, и, наконец, разработать систему  контроля за работой с резервом. В результате решения этих задач уменьшится вероятность ошибок при назначении кадров на руководящие должности, станет возможным своевременно заменять менее подготовленных работников более подготовленными и, что наиболее важно, соблюдать плановость в работе с кадрами.

Как на практике планируются  и организуются подбор и расстановка  кадров управления?

В настоящее время кадры  управления формируются путем планового  распределения специалистов, заканчивающих  вузы и техникумы, выдвижения работников из кадрового резерва и подбора  кадров со стороны. Удовлетворение потребностей предприятий в специалистах происходит в основном за счет их подготовки в  учебных заведениях и планового  направления на работу, поэтому особых проблем с обеспеченностью специалистами  не возникает. Сложнее решаются вопросы  подбора и расстановки кадров хозяйственных руководителей различных уровней управления.

Наиболее распространенной формой подбора руководящих кадров предприятия является  использование  резерва хозяйственных руководителей  на выдвижение. Формирование кадрового  резерва в отраслях народного  хозяйства производится путем отбора среди линейных и функциональных руководителей и специалистов работников соответствующего уровня квалификации, политически грамотных, добросовестных, обладающих организаторскими способностями.

Резерв кадров управления постоянно пополняется и обновляется. Каждый год на предприятиях выявляются новые специалисты и руководители нижестоящих звеньев управления с хорошей теоретической подготовкой  и организаторскими способностями. Кроме того, происходит естественное перемещение зачисленных в резерв специалистов и хозяйственных руководителей  по самым разнообразным причинам (переход на другую работу, перемена места жительства и др.).

Однако создание общеминистерского (отраслевого) массива резерва хозяйственных  руководителей и специалистов в  отраслях народного хозяйства в  том виде, в каком он существует в настоящее время, еще не решает полностью проблему подбора кадров на выдвижение. Происходит это в  силу нескольких причин.10

Во-первых, созданный массив резерва на выдвижение не является полным. Практически он не охватывает все номенклатурные должности хозяйственных  руководителей. Это относится в  первую очередь к предприятиям с  небольшой численностью инженерно-технических  работников, которых можно было бы включить в резерв.

Во-вторых, далеко не на всех предприятиях, даже крупных, существует возможность выдвижения из состава  резерва двух-трех кандидатов на одну вакантную должность,  с тем, чтобы иметь впоследствии возможность выбора на них наиболее подходящих кандидатур.

В-третьих, в случае формального  отношения к отбору специалистов и руководителей в состав резерва  в его списках могут оказаться  такие работники, которые по каким-либо причинам (уровню профессиональной подготовки, моральным качествам и др.), несмотря на пребывание в резерве, не могут  быть выдвинуты на руководящую должность.

В-четвертых, как показывает практика, большинство зачисленных  в резерв специалистов и хозяйственных  руководителей низового уровня не имеют  еще достаточного опыта руководящей  деятельности, и поэтому необходимо определенное время для того, чтобы  они его приобрели.

Можно привести множество  примеров, показывающих трудности выбора из состава резерва, сформированного  на предприятии, необходимого кандидата  на вакантную должность. Конечно, с  целью очищения резерва от случайно попавших в него работников, а также  для его пополнения и обновления состав резерва ежегодно пересматривается. Однако до настоящего времени он еще  не стал в хозяйственной практике основным источником формирования кадров хозяйственных руководителей и  основной формой работы с ними.

По этим причинам до настоящего времени еще сохранил значение такой  порядок подбора кадров управления, как приглашение руководителей  со стороны. Конечно, это дает возможность  привлекать к управлению уже сформировавшихся, подготовленных руководителей, которые  без промедления могут приступить к выполнению новых обязанностей по руководству на предлагаемом участке  работы. Следует также принять  во внимание то обстоятельство, что  на небольших предприятиях не всегда есть возможности для выдвижения руководителей на вакантные должности  из числа работников предприятия, что  обусловлено малочисленностью резерва  кадров, недостаточными возможностями  для повышения их квалификации и  переподготовки, а также целым  рядом других факторов. Безусловно, для таких предприятий предпочтительнее подбирать кадры управления посредством приглашения руководителей со стороны.

Информация о работе Понятие и сущность кадровой политики