Основы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:53, контрольная работа

Краткое описание

Аудит в условиях рыночной экономики является важнейшей составной частью финансового контроля. Он представляет собой основную форму контроля для коммерческих организаций, когда участники хозяйственных обществ хотят получить объективную оценку достоверности отчетности, а часто и целесообразности использования авансированного в бизнес капитала. Аудит проводится на государственных унитарных предприятиях и муниципальных унитарных предприятиях с целью контроля над сохранностью государственной собственности и эффективностью ее использования. К услугам аудиторов прибегают правоохранительные органы и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Аудит расчетов с поставщиками, покупателями, заказчиками, с дебиторами и кредиторами, с подотчетными лицами 6
1.1 Ознакомительный этап 7
1.2 Основной этап 10
1.3 Заключительный этап 16
Заключение 18
2. Примеры тестовых заданий 20
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ основы аудита в 10.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Уральский Государственный Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: «Основы аудита»

 

 

на тему (вариант): 10

 

 

 

Исполнитель:

студент группы:

 

____________________________________

  (Фамилия, имя, отчество студента)

                                   _____________

                                                                    (подпись)

 

Преподаватель:

 

_____________________________________

 (Фамилия, имя, отчество преподавателя)

                                   _____________

                                                                  (подпись)

 

г. Екатеринбург

2013г.

 

Содержание

 

 

 

Введение

Аудит в условиях рыночной экономики является важнейшей  составной частью финансового контроля. Он представляет собой основную форму  контроля для коммерческих организаций, когда участники хозяйственных обществ хотят получить объективную оценку достоверности отчетности, а часто и целесообразности использования авансированного в бизнес капитала. Аудит проводится на государственных унитарных предприятиях и муниципальных унитарных предприятиях с целью контроля над сохранностью государственной собственности и эффективностью ее использования. К услугам аудиторов прибегают правоохранительные органы и т.д. Наряду с аудитом активно развивается государственный финансовый контроль, основной задачей которого является контроль над целевым использованием бюджетных средств; сохраняет значимость контрольно-ревизионная работа [1].

Аудит как наука представляет собой систему знаний о методах  и приемах независимого финансового  контроля. Аудит как практика – вид управленческой деятельности, сводящийся к независимому финансовому контролю и оценке финансовой (бухгалтерской) отчетности. Независимый финансовый контроль определяет сущность аудита, отделяет его от других видов контроля и выделяет его в самостоятельную научную (и учебную) дисциплину и практику.

Таким образом, предметом  аудита как науки является одна из основных функций управления, обеспечивающая независимый контроль достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица для принятия решений пользователями этой отчетностью. Не следует путать предмет науки и объект (объекты) изучения на практике. Так, хозяйственная (экономическая) деятельность организаций на практике является объектом изучения многих наук. Объектом аудита также является хозяйственная деятельность организаций, т.е. совокупность производственных отношений, рассматриваемая во взаимодействии с техническими, социальными и природными ее условиями. Хозяйственная деятельность отражается в рыночной экономике в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такая отчетность является непосредственным объектом аудита, но не может, на наш взгляд, ограничивать аудит при изучении хозяйственной деятельности аудируемого лица.

Метод аудита как общий  подход к исследованию базируется, как и в других науках, на диалектике. Ее основные черты – единство анализа и синтеза, изучение показателей в их взаимосвязи, в развитии и др. как нельзя лучше подходят к аудиту и определяют его методологию и методику. Метод как общий подход к изучению определяет методологию аудита, т.е. философию методики. Методика аудита – совокупность специальных приемов, т.е. конкретных процедур, методов расчета (в отличие от метода как общего подхода), сопоставлений, применяемых для обоснования мнения о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторские процедуры включают аналитические процедуры для обоснования степени достоверности финансовой отчетности [6].

Необходимо  особо отметить, что под аудитом  следует понимать комплексное исследование, проверку всей финансовой отчетности с целью общей оценки о степени ее достоверности. В отличие от комплексной проверки, т.е. аудита, исследование отдельных элементов, составных частей финансовой отчетности следует называть просто проверкой или аудиторской проверкой. Следует также отличать собственно аудит именно финансовой отчетности от определений таких видов «аудита», как экологический, производственный, технический, управления, эффективности и т.д., где используется понятие аудита как анализа, проверки каких-либо сторон хозяйственной или общественной жизни. Так, Счетная плата Российской Федерации и ее региональные органы используют методику аудита эффективности использования государственных финансовых ресурсов. Анализ эффективности хозяйственной деятельности входит в понятие аудиторской деятельности как одна из услуг, сопутствующих собственно аудиту. Услуги, сопутствующие аудиту, – это не аудит, это использование специалиста-аудитора попутно для решения близких к его специальности проблем. В современных условиях аудитор – это не просто профессиональный бухгалтер, это профессиональный бухгалтер с дополнительными профессиональными навыками, профессиональными ценностями и этикой, профессиональными возможностями и компетенцией, т.е. с дополнительными знаниями и умениями.

 

1. Аудит расчетов с поставщиками, покупателями, заказчиками, с дебиторами и кредиторами, с подотчетными лицами

 

Целью аудита расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами является выражение мнения о достоверности  отражения в учете и отчетности показателей дебиторской, кредиторской задолженности.

Задачи данного  вида аудита – установление правильности определения и отражения в учете расчетов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами.

В процессе аудиторской проверки следует руководствоваться соответствующими нормативными документами:

Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.);

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 №32н (в ред. от 27.11.2006);

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н (в ред. от 27.11.2006);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденное Приказом Минфина России от 27.11.2006 №154н;

Приказ Минфина России от 22.07.2003 №67н (в ред. от 31.12.2004, 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 №49;

Порядок ведения  кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Банка России 22.09.1993 №40;

Унифицированная форма первичной учетной документации №АО-1 «Авансовый отчет», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 №55.

Аудитору необходимо внимательно проанализировать договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета-фактуры, принятую в организации учетную политику, акты сверок, авансовые отчеты, акты о зачете взаимных требований, учетные регистры по счетам 58 «Финансовые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», главную книгу, бухгалтерскую отчетность.

Работы при  проведении аудита финансовых результатов  и распределения прибыли можно  разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

1.1 Ознакомительный этап

Учитывая, что  основной задачей аудита расчетов с  поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами является установление правильности определения  и отражения в учете такого рода расчетов, аудитор должен прежде всего изучить договоры поставки сырья и материалов и другие хозяйственные договоры на выполнение работ (оказание услуг). Эти договоры должны отвечать нормам гражданского законодательства.

Сделки между  юридическими лицами должны заключаться в простой письменной форме (ст. 161 ГК РФ). Однако несоблюдение простой письменной формы сделки не всегда влечет ее недействительность, если имеются письменные доказательства ее совершения и законом не установлено, что она ничтожна (ст. 162 ГК РФ).

Одним из способов защиты гражданских прав является признание  оспариваемой сделки недействительной и применение последствий недействительности ничтожной сделки.

Любое заинтересованное лицо может предъявлять требования о применении последствий ничтожной сделки (ст. ст. 4, 41, 42 АПК РФ).

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски в случаях, предусмотренных этим Кодексом. В числе таких случаев иски о признании сделок недействительными не предусмотрены. Право подавать указанные иски закреплено в п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 №943-1 (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации»: налоговые органы имеют право предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего дохода, полученного по таким сделкам.

Соответствующие последствия предусмотрены в  ст. 169 ГК РФ. Заметим, что отсутствие аналогичной нормы в НК РФ не препятствует налоговым органам пользоваться правами, предоставленными иными законами.

Статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 названного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ. В ст. 2 Закона №147-ФЗ отсутствует указание на то, что положения п. 11 ст. 7 Закона №943-1 утрачивают силу. Эти положения также не противоречат НК РФ.

Таким образом, в настоящее время налоговые  органы вправе предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными.

Как правило, налоговый  орган обращается в суд с исками о признании сделок недействительными  по основаниям, предусмотренным ст. 168, 169 ГК РФ, в тех случаях, когда на расчетном счете налогоплательщика отсутствуют денежные средства.

Аудитор должен внимательно изучить договоры, с тем чтобы описать все возможные риски.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческая организация  осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные законом (общая правоспособность). Специальная правоспособность заключается в осуществлении отдельных видов деятельности, перечень которых определен законом, только на основании лицензии. Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ (от 05.02.2007) «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование конкретных видов деятельности осуществляют федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации. К полномочиям лицензирующих органов относится контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий.

Во избежание  рисков в отношениях проверяемого экономического субъекта и контролирующих органов  в обязанность аудитора при проверке операций с покупателями входит обязательное изучение лицензий на осуществляемые организацией лицензируемые виды деятельности.

 

1.2 Основной этап

При аудите дебиторской  задолженности аудитор должен учитывать, что в ее состав входит задолженность:

- поставщиков и подрядчиков по выданным им авансам, учтенная по дебету счета 60, субсчет «Авансы выданные»;

- покупателей и заказчиков по отгруженным им товарам (работам, услугам), учтенная по дебету счета 62;

- налоговой инспекции по излишне уплаченным налогам и сборам, учтенная по дебету счета 68;

- подотчетных лиц по выданным и не возвращенным в кассу фирмы подотчетным средствам, учтенная по дебету счета 71;

- работников организации по предоставленным им ссудам и займам, а также по возмещению материального ущерба, учтенная по дебету счета 73;

- учредителей по вкладам в уставный капитал фирмы, учтенная по дебету счета 75;

- по штрафам, пеням и неустойкам, признанным должником или по которым получены решения суда об их взыскании, учтенная по дебету счета 76.

Аудитор сопоставляет дебетовое  сальдо по указанным счетам с данными  бухгалтерского баланса (форма №1), указанными по стр. 230 «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты», стр. 240 «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты».

По стр. 620 «Кредиторская задолженность» формы №1 отражается общая сумма кредиторской задолженности организации, не погашенная на отчетную дату, и указывается задолженность:

- перед поставщиками и подрядчиками (стр. 621);

- перед персоналом фирмы (стр. 622);

- перед государственными внебюджетными фондами (стр. 623);

- по налогам и сборам (стр. 624);

- перед прочими кредиторами (стр. 625).

При заполнении формы №1 сальдо расчетов с поставщиками, покупателями и другими лицами следует показать в балансе развернуто, т.е. дебетовое сальдо – в активе баланса (стр. 230 и 240), кредитовое – в пассиве (стр. 620 и 625).

Аудитор должен сопоставить также данные о составе  дебиторской и кредиторской задолженности, указанные в приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5), с суммами на счетах 58, 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным», 62, 66-71, 73, 75, 76.. [2].

При проверке операций по выданным авансам необходимо выяснить, открыт ли специальный отдельный  субсчет «Расчеты по авансам выданным» к счету 60. Если в проверяемом периоде были получены материальные ценности (выполнены работы, оказаны услуги), то аудитор должен проверить зачет выданного аванса.

Информация о работе Основы аудита