Анализ кредиторской задолженности (на примере ЧТУП «Альмедия»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Классификация задолженностей 8
1.2 Понятие кредиторской задолженности 11
1.3 Состав кредиторской задолженности 12
1.4 Задачи анализа кредиторской задолженности 14
2. АНАЛИЗ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧТУП «АЛЬМЕДИЯ») 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 16
2.2 Анализ динамики, состава и структуры кредиторской задолженности
предприятия 21
2.3. Анализ платёжеспособности предприятия 28
3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧТУП “АЛЬМЕДИЯ”) 32
3.1 Проблемы в рамках управления кредиторской задолженностью 32
3.2 Пути повышения эффективности управления кредиторской задолженностью 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Вложенные файлы: 1 файл

123.docx

— 150.28 Кб (Скачать файл)

В ЧТУП «Альмедия» краткосрочные обязательства составили на конец 2011 года 479 млн. руб. (0+479+0), а на конец 2012 года – 1159 млн. руб. (0+1159+0).

Коэффициент абсолютной ликвидности исчисляют отношением денежных средств и финансовых вложений (строки 260 + 270) к краткосрочным обязательствам. В ЧТУП «Альмедия» этот показатель составил на конец 2011 года 0,53 ((156+100)/479), а на конец 2012 года 0,65 ((313+440)/1159). Значение коэффициента абсолютной ликвидности свидетельствует о платежеспособности организации на конец 2011 года и о дальнейшем ее повышении в динамике.

Промежуточный коэффициент покрытия определяют как частное от деления совокупной суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности (строки 230 + 260 + 270) на краткосрочные обязательства.

В ЧТУП «Альмедия» на конец 2011 года промежуточный коэффициент покрытия составил 0,96 ((202+156+100)/479), а на конец 2012 года - 0,7 ((26+313+440)/1159). Его величина выше теоретического значения показателя, что подтверждает высокую платежеспособность организации.

Общий коэффициент покрытия (коэффициент текущей ликвидности) исчисляют отношением совокупной величины оборотных активов (стр. 290) к краткосрочным обязательствам. Минимальное критическое значение этого показателя составляет 1,0. Если значение показателя меньше 1,0, структура баланса признается неудовлетворительной, а организация неплатежеспособной.

В ЧТУП «Альмедия» этот показатель составил на конец 2011 года 1,58 (756/479), а на конец 2012 года 1,38 (1595/1159).

Рассчитаем вышеперечисленные коэффициенты для ЧТУП «Альмедия» за 2011-2012 гг. (таблица 2.5).

Таблица 2.5
Оценка ликвидности за 2011-2012 г.

Показатели

Конец 2011 года

Конец 2012 года

Отклонение

Норм. коэф.

Коэффициент  абсолютной ликвидности

0,53

0,65

0,12

0,2-0,25

Промежуточный коэффициент покрытия

0,96

0,7

-0,26

0,7-0,8

Коэффициент текущей ликвидности

1,58

1,38

-0,2

1


 

Источник: собственная разработка

 

По данным таблицы 2.5 и рисунка 2.4 можно сделать выводы, что промежуточный коэффициент покрытия был на конец 2011 года выше нормативного, но в динамике снижался.

 

Рис. 2.4 - Оценка ликвидности ЧТУП «Альмедия» за 2011-2012 год

Источник: собственная разработка

 

Коэффициент абсолютной ликвидности на конец 2011 года был выше нормативного и в динамике повышался.

Коэффициент текущей ликвидности на конец 2011 года был выше нормативного, но в динамике снижался.

Общая обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств характеризуется коэффициентом текущей ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности на конец 2011 года составил 1,58, на конец 2012 года – 1,38.

Проведем факторный анализ коэффициента текущей ликвидности, как основного показателя платежеспособности.

Определим, как изменялся коэффициент текущей ликвидности за счет таких факторов, как величина оборотных активов и краткосрочные обязательства:

Кт.л.0=756/479=1,58

Кт.л.усл=1595/479=3,33

Кт.л.1=1595/1159=1,38

Тогда:

- коэффициент текущей ликвидности изменился за счет величины оборотных активов:

Кт.л.ОА=3,33-1,58=1,75

- коэффициент текущей ликвидности изменился за счет краткосрочных обязательств:

Кт.л.ОА=1,38-3,33=-1,95

Таким образом, за счет увеличения суммы оборотных активов коэффициент ликвидности повысился на 1,75, а за счет увеличения суммы краткосрочных обязательств коэффициент ликвидности снизился на 1,95, что в результате привело к снижению коэффициента ликвидности на 0,2.

На основании вышеперечисленных значений коэффициентов можно сделать вывод об удовлетворительной структуре баланса ЧТУП «Альмедия» и платежеспособности организации, поскольку все коэффициенты ликвидности удовлетворяют нормативным значениям, но следует также отметить тенденцию к ухудшению финансового состояния организации, о чем свидетельствует снижение промежуточного коэффициента покрытия и коэффициента текущей ликвидности.

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧТУП “АЛЬМЕДИЯ”)

 

3.1 Проблемы в рамках управления кредиторской задолженностью

 

Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. При инфляции, например, в 30% в год в конце года можно приобрести всего 70% того, что можно было купить в начале года. Поэтому не выгодно держать деньги в наличности, не выгодно продавать товар в долг. Однако выгодно иметь кредитные обязательства к оплате в денежной форме, т.к. выплаты по различным видам кредиторской задолженности производится деньгами, покупательская способность которых к моменту выплаты уменьшается [3, c.173].

Для того, чтобы эффективно управлять долгами предприятию необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами предприятия и принять определенные значения таких показателей за плановые.

Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений.

На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

Для того чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) предприятия и увеличению его прибыльности и конкурентоспособности, менеджерам предприятия необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством предприятия это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств?

Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала.

Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы предприятия и многое другое).

Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития предприятия отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным [10, c.95].

 

3.2 Пути повышения эффективности управления кредиторской задолженностью

 

Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ без предварительной оплаты. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как неизбежный. Она хотя и позволяет временно использовать "чужие" средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.

Но менеджеры предприятий в своем стремлении максимально использовать возможности всех доступных кредитных средств, в том числе и в виде задержек по зарплате, нарушения сроков плановых платежей поставщикам, должны оценивать возможности каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких отсрочек могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного кредитора [2, c.304].

Таким образом, менеджеры ЧТУП «Альмедия» в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач - максимизации прибыли, минимизации издержек, достижения динамичного развития ЧТУП «Альмедия», утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов.

При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.

Таким образом, важное значение в ЧТУП «Альмедия» имеет разработка направлений совершенствования работы с кредиторами.

Одним из важнейших направлений совершенствования работы с кредиторами в ЧТУП «Альмедия» имеет управление кредиторской задолженностью.

Управление кредиторской задолженностью – это оптимизация суммы задолженности организации перед другими юридическими и физическими лицами.

Необходимость управления кредиторской задолженностью следует из того, что умелое использование временно привлеченных средств способствует максимизации прибыли от деятельности организации.

Управление кредиторской задолженностью предполагает:

- правильный  выбор формы задолженности (банковская  или коммерческая) с целью минимизации процентных выплат и затрат на приобретение материальных ценностей;

- установление  наиболее удобной формы банковского  кредита и его срока (краткосрочная  ссуда без обеспечения, кредит  под залог);

- недопущение  образования просроченной задолженности, связанной с дополнительными  затратами (штрафные санкции, пени).

Для того, чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

Для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность необходимо определить ее "плановые" характеристики. Наиболее часто используемый коэффициент, связанный с оценкой кредиторской задолженности предприятия - это коэффициент ликвидности, который рассчитывается как отношение величины оборотного капитала к краткосрочным долговым обязательствам.

Менеджеры и финансисты также часто используют, так называемый коэффициент "кислотного теста", который представляет собой отношение разницы между текущими активами и стоимостью товарно-материальных активов к текущим обязательствам. И первый и второй показатели должны характеризовать способность предприятия покрывать свои обязательства перед кредиторами. Эти коэффициенты обладают двумя существенными недостатками:

  1. Они оперируют такими понятиями как "краткосрочные" или "текущие" обязательства, срок которых может колебаться от одного дня до одного года. Поэтому не учитывается более детально соотношение сроков платежей в составе как кредиторской, так и дебиторской задолженностей;
  2. Расчет производится, как правило, на дату баланса, или какой либо иной фиксированный момент, что не может в полной мере говорить о действительном состоянии ликвидности компании. Это связано с влиянием множества различных (в том числе и случайных) обстоятельств в какой-то определенный момент (например, на дату баланса предприятие получило "грант" или "дотацию", что не ведет к увеличению кредиторской задолженности, а на следующий день возвратило их).

Устранить подобные "недочеты" в системе анализа состояния предприятия позволяют:

Информация о работе Анализ кредиторской задолженности (на примере ЧТУП «Альмедия»)