Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:46, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование кредитной политики банка и разработка рекомендаций по совершенствованию кредитной деятельности в условиях кризисных финансовых явлений.
Для дocтижeния пocтaвлeннoй цeли нeoбхoдимo рeшить cлeдующиe зaдaчи:
- изучить теоретические основы процесса кредитования;
- исследовать особенности организации взаимодействия банка и заёмщика, а также специфические аспекты кредитования;
- прoвecти анализ деятельности Городского отделения № 2363 Сбербанка России (ОАО) в сфере кредитования юридических и физических лиц;
- провести анализ кредитного портфеля и кредитной политики банка;
- определить основные проблемы и пути повышения эффективности в сфере кредитования юридических и физических лиц.
- заявку;
- заключение кредитного эксперта;
- анкетный лист заемщика;
- заключение службы безопасности;
-заключение юридической службы;
При необходимости пакет документов может быть дополнен другими документами, имеющими существенное значение при принятии решения кредитным комитетом о выдаче кредита. Решение кредитного комитета по вопросу выдачи кредита клиенту оформляется протоколом согласования, являющимся конфиденциальным документом.
В случае положительного решения о выдаче кредита кредитный эксперт:
- доводит до клиента решение кредитного комитета в письменном виде (письмо, факс и т. д.);
- делает пометку о положительном решении в Книге регистрации заявок;
- готовит кредитное дело.
После того как получено решение на предоставление ссуды, банк приступает к разработке кредитного договора. Этот этап называется структурированием ссуды.
Кредитный договор представляет собой развернутый документ, подписываемый обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий. Основные разделы кредитного договора:
- общие положения.
Здесь указываются:
- права и обязанности заемщика;
- права и обязанности
банка. Права и обязанности
заемщика и кредитора вытекают
из действующего
- ответственность сторон;
- порядок решения споров;
- срок действия договора;
- юридические адреса сторон.
После составления кредитного договора он должен быть завизирован юридической службой банка. Подписание кредитного договора и договора залога осуществляют: со стороны заемщика – лица, имеющие полномочия на право подписи, подтвержденные документально (директор и главбух). Наличие полномочий на право подписи обязан проверить экономист кредитного отдела. Со стороны банка кредитный договор подписывают директор и главбух.
Кредитный договор и договор залога составляются в двух экземплярах, если не требуется нотариальное удостоверение и регистрация договора залога, в четырех экземплярах, если необходимо нотариальное удостоверение и регистрация договора залога: один - для залогодателя, другой – для банка, третий – остается у нотариуса, четвертый – в органе, регистрирующем сделку.
Кредитный эксперт обеспечивает выполнение следующих требований при оформлении кредитных документов:
- в текстах документов денежные суммы должны быть обозначены прописью (одного раза достаточно), адреса, фамилии, имена, отчества, наименования написаны полностью;
- договор подписывается теми лицами, которые упомянуты в тексте. Особое внимание следует обратить на недопустимость использования клиентом факсимиле при подписании договора;
- клиент подписывает каждую страницу договора.
После этого комплект всех документов передается клиенту, а другой комплект с сопроводительными документами идет в кредитное досье банка. Если решением кредитного комитета предусмотрено обязательное страхование обеспечения, договоры страхования оформляются в соответствии с Единой методикой страхования. Кредитный эксперт обязан проследить за оплатой страхового взноса клиентом. Клиент представляет в банк оригинал договора страхования, страховой полис и копию платежного документа об оплате страхового взноса. Кредитный договор вступает в силу с момента его подписания банком и заемщиком, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с кредитным договором, в котором определены основные экономические и юридические параметры ссуды, осуществляется выдача кредита. В зависимости от потребности заемщика и интересов банка могут быть открыты простой ссудный счет или овердрафт. Независимо от выбранного способа кредитования и формы ссудного счета задолженность (сумма выданного кредита) отражается по дебету активных ссудных счетов, по кредиту – погашение.
Обоснованность открытия ссудного счета подтверждается внутрибанковским документом – распоряжением операционному отделу, подписанным уполномоченным лицом (или его заместителем) и кредитным работником. В распоряжении указывается сумма кредита, срок, процентная ставка, основание для выдачи.
Документация по ссуде имеет исключительно важное значение, т.к. отсутствие каких-либо материалов или их неправильное оформление могут привести к крупным потерям в случае непогашения кредита и других недобросовестных действий заемщика. Банк должен хранить в кредитном досье следующие документы:
- заключение кредитного работника с визой начальника кредитного отдела или его особым мнением;
- выписку из протокола заседания кредитного комитета;
- все ранее перечисленные документы по выдаче ссуды, за исключением учредительных, которые хранятся в операционном отделе;
- кредитный договор;
- договор залога или
другие виды обеспечения
- акт оценки заложенного имущества;
- справки заключений
юридической службы и службы бе
- анализ банком деятельности заемщика за истекший период;
- распоряжения операционному отделу на открытие ссудного счета и выдачу ссуды и др.
Выдача кредита может производиться путем оплаты расчетных документов за ценности и услуги, минуя расчетный счет заемщика, или непосредственно на расчетный счет заемщика и отражается бухгалтерской проводкой. Одновременно с открытием ссудного счета и выдачей кредита создается резерв на возможные потери по ссудам (РВПС).
Формирование резерва на возможные потери по ссудам. Кредитные операции являются высокорисковыми видами деятельности коммерческих банков. В целях снижения этих рисков банки с 1 января 1995 года стали формировать специальные резерв на возможные потери по ссудам.
В настоящее время формирование резерва осуществляется в соответствии с Положение ЦБ РФ от 26 марта 2004 г. №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»
Указанный резерв обеспечивает создание банкам более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли банков в связи со списанием потерь по ссудам.
Классификация ссуд и формирование резерва осуществляются на основании следующих принципов:
- соответствие фактических
действий по классификации
- комплексный и объективный анализ всей информации, относящейся к сфере классификации ссуд и формирования резерва;
- своевременность классификации
ссуды и формирования резерва
и достоверность отражения
В целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества:
Ссуды, отнесенные к второй-пятой категориям качества, являются обесцененными.
Оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе.
Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних его обязательствах, о функционировании рынка, на котором он работает.
Источниками получения информации о рисках заемщика являются его правоустанавливающие документы, бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность, дополнительно предоставляемые сведения, средства массовой информации и другие источники, определяемые кредитной организацией самостоятельно. Кредитная организация должна обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерва.
Вся информация о заемщике, включая информацию о рисках, фиксируется в кредитном досье заемщика. Информация, использованная кредитной организацией для оценки качества ссуды, включая оценку финансового положения заемщика, должна быть доступна органам управления, подразделениям внутреннего контроля кредитной организации, аудиторам и органам банковского надзора.
Формирование резерва осуществляется кредитной организацией на момент получения информации о появлении кредитного риска. При изменении финансового положения заемщика, изменении качества обслуживания ссуды, а также при наличии иных сведений о рисках заемщика кредитная организация обязана осуществить реклассификацию ссуды и при наличии оснований уточнить размер резерва.
Финансовое положение
заемщика оценивается в соответствии
с методикой, утвержденной внутренними
документами кредитной
Перечень показателей, используемых для анализа финансового положения заемщика, и порядок их расчета определяются кредитной организацией самостоятельно в зависимости от отрасли и сферы деятельности заемщика, задач анализа, с учетом всей имеющейся информации, как на отчетные, так и на внутримесячные даты.
Сопровождение кредита. Возврат банковских ссуд означает своевременное и полное погашение заемщиком выданных им ссуд и соответствующих сумм процентов за пользование заемными средствами. Обеспечение возврата кредита – это сложная целенаправленная деятельность банка, включающая систему организационных, экономических и правовых мер, составляющих особый механизм, определяющий способы выдачи ссуд, источники, сроки и способы погашения, документацию, обеспечивающую возврат ссуд.
Источники возврата ссуд подразделяются на первичные и вторичные (дополнительные). Первичным источником является доход заемщика (для юридических лиц – выручка в наличной или безналичной форме, для физических лиц – заработная плата или другие поступления). Вторичными считаются выручка от реализации заложенного имущества, перечисление средств гарантом или страховой организацией.
Порядок использования банком первичных и вторичных источников погашения различен. Погашение ссуд за счет дохода заемщика регулируется кредитным договором, срочным обязательством или поручением на перечисление соответствующих средств. Погашение осуществляется в день наступления срока платежа или в другой определенный период при наличии средств на расчетном счете клиента. Погашение ссуды за счет вторичных источников означает включение банком в действие механизма принудительного взыскания причитающейся ему долга. Данный механизм также имеет правовое обеспечение (помимо кредитного договора) в виде договора залога, гарантийного письма, договора поручительства, страхового полиса.
Использование дополнительных
источников даже при наличии указанных
юридических документов требует
от банка особых усилий и немалого
времени. Так, реализация прав по возврату
кредита при использовании
Учитывая трудоемкость работы с вторичными источниками и длительность процедур включения их в реальный механизм погашения банковской ссуды, основной акцент при решении вопроса о возможности выдачи ссуды следует отводить первичному источнику – доходу. Если возникает серьезное сомнение в реальности использования дохода в качестве основного источника погашения ссуды, в выдаче ссуды лучше отказать. Вторичные источники лишь подкрепляют первичный, но не замещают его.
После того как кредит выдан, главной задачей банка является активная работа по наблюдению за кредитом с целью управления им. Условия, при которых предоставлялся кредит, постоянно меняются, что имеет определенные последствия для финансового положения заемщика и его возможности погасить кредит. Поэтому в период действия кредитного договора кредитный работник, работающий с заемщиком повседневно, осуществляет контроль исполнения последним условий договора, целевым использованием кредита, финансовым состоянием заемщика (т.е. осуществляет сопровождение кредита до полного его погашения). Наблюдение предполагает наличие достоверной и оперативной информации обо всех изменениях, происходящих у заемщика.