Анализ конкурентной среды компании МОЭСК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследованияоценка потенциала конкурентоспособности компании МОЭСК
Для достижения целей исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить факторы, определяющие конкурентоспособность
- выявить ключевые элементы потенциала конкурентоспособности;
- рассмотреть методы оценки конкурентоспособности компании;
-проанализировать внутреннюю и внешнюю среду и выделить основные позитивные и негативные аспекты в конкуренции.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты проведения анализа конкурентной среды
1.1 Понятие конкуренции и ее виды
1.2 Этапы проведения анализа конкурентной среды
1.3 Способы ведения конкурентной борьбы
2.Анализ деятельности компании МОЭСК
2.1. Общая характеристика деятельности компании МОЭСК
2.2 Анализ хозяйственной деятельности компании МОЭСК
2.3. Анализ конкурентной среды компании МОЭСК
3. Разработка предложений по совершенствованию деятельности компании МОЭСК на основе анализа
3.1 Мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности
Компании МОЭСК
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 78.29 Кб (Скачать файл)

Андрианов В. предполагает, что синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных ее граждан.

Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической литературе чаще всего определяется:

- либо особенностями постановки задачи и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности, но не принимается в расчет последующими исследователями;

- либо особенностями выбора предмета исследования (товар, услуга); субъекта конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство); объекта конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природно-сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть); масштаба деятельности (товарные, отраслевые, региональные, межрегиональные, мировые рынки).

При оценке конкурентоспособности используется два показателя: качественный и количественный.

Под качественным показателем подразумевается соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта у товара и другое.

Под количественным показателем соответственно подразумевается производительность, потребляемая мощность выпускаемого товара и другое.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что критерий конкурентоспособности - это качественная и (или) количественная характеристика продукции.

Критерии конкурентоспособности можно классифицировать по двум признакам: виду удовлетворяемых потребностей и количеству учитываемых характеристик.

Критерии как характеристики, учет и оценка которых позволяют судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение различных групп потребностей можно подразделить на базовые и продвинутые, а исходя из степени выраженности - явные и скрытые.

На основании исследований английского экономиста М.Портера  на любом  конкурентном рынке состояние конкуренции  можно охарактеризовать  пятью конкурентными силами[20,c.115]

- конкуренция со стороны  товаров, которые производят фирмы  других отраслей и считаются  достойными заменителями ;

-соперничество  конкурирующих  продавцов;

- угроза появления новых  конкурентов;

-экономические возможности  и торговые   способности покупателей  и продавцов.

Эти  пять сил конкуренции   в итоге, и определяют  условия,  на основании который функционируют каждый рынок  и экономические единицы предприятия, определяя  конкретный тип рыночной структуры  в конкурентной борьбе и его потенции.

Поставщики и покупатели  в модели М.Портера  пытаясь  использовать благоприятную  для них ситуацию, уменьшают прибыль  предприятия,  в силу влияния каждого фактора  конкуренции способствуют изменению  от рынка к рынку, определяя  цены, расходы, размеры капиталовложений в производство.

Теоретические  модели конкурентных рынков были разработаны  в 60-х годах ХХ века, когда возникла необходимость в преодолении монополистической рыночной структуры.

Рисунок 1 - Многоугольник конкурентоспособности

Подводя итог можно отметить, что  в современных условиях   приоритетное распространение  получили  типы  рыночной структуры как монополистическая конкуренция , являющаяся  разновидностью  разумной конкуренции.

Поэтому при эффективном функционировании современной рыночной системы   в обязательном порядке предполагается  сознательное государственное регулирование разумной конкуренции, которое осуществляется  посредством разграничения тех масштабов  концентрации и централизации капитала, при которых  начинается монополия, то есть разумная конкуренция с сознательно  поддерживаемой государственным регулированием конкуренции, что и становится препятствием  монополизации экономики.

 

1.2 Этапы проведения  анализа конкурентной среды

Фирма осуществляет свои функции, пребывая, как правило, в конкурентной среде, которая характеризуется наличием некоторого числа независимых покупателей и продавцов, обладающих правом и возможностью свободно выступать на рынке и покидать его. Естественно, они соперничают между собой в праве продать свой товар потребителю. Покупатели тоже могут вести между собой спор за право купить определенный товар у определенной фирмы. Чем больше участников рынка, тем острее соперничество между ними.

Конкурентная  среда – рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю.

 

    Единственным  арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар.

 

    На  рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и  тем же категориям покупателей. Каждая фирма стремится создать товар с лучшими свойствами, чем у конкурента. В известном смысле конкурентная борьба – это спор старого с новым, своего рода война технологий.

Конкурентная среда - условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке [5, с.34].

Цель проведения исследования конкурентной среды - изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов.

Исследование конкурентной среды, как правило, производится или в целом по отрасли, или по отдельным сегментам рынка и включает в себя следующие этапы:

Определение существующих и потенциальных конкурентов.

Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:

Первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;

Второй ориентируется на группировку конкурентов в соответствии с применяемыми ими типами рыночных стратегии [4, с.20].

Такие исследования позволяют выявлять наиболее опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся:

Рыночный лидер - организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Такие организации обычно бывают также лидерами в области ценовой политики, разработки новых продуктов, использования разнообразных распределительных систем, оптимизации затрат на маркетинг.

Рыночный претендент - организация в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров.

Рыночный последователь - организация в отрасли, которая проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений.

Организации, действующие в рыночной нише, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие организации-конкуренты или не заметили, или не приняли в расчет [6, с.92].

Маркетинговый анализ условий конкуренции в отрасли.

Анализ условий конкуренции на рынке предполагает оценку степени его подверженности процессам конкуренции на основе анализа основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции.

В принципе на силу конкурентной борьбы влияет множество факторов, но некоторые из них повторяются чаще других. К таким факторам можно отнести:

Численность и сравнительную силу конкурирующих предприятий. Численность конкурирующих фирм и их сравнительная сила в наибольшей мере определяют уровень конкуренции в отрасли. Интенсивность конкуренции наибольшая, когда на рынке между собой борется значительное количество фирм и, когда они сравнимы между собой сточки зрения размеров и возможностей.

Изменение объема спроса и его динамику. Изменения объема спроса также влияют на условия конкуренции. Так, быстрое, но сравнительно непродолжительное по времени расширение спроса может ослабить конкуренцию, а его сокращение - усилить.

Степень дифференциации продукта, предлагаемого на рынке (степень диверсификации производственно-рыночной деятельности конкурентов). Чем выше степень дифференциации продукта, тем, при прочих равных условиях, ниже уровень конкуренции на рынке.

Барьеры для вступления на рынок. Барьеры для вступления в рынок представляют собой факторы, препятствующие проникновению на рынок новых фирм.

Барьеры при уходе с рынка. Барьеры при уходе с рынка представляют собой препятствия, которые возникают в случае прекращения деятельности на определенном рынке. Конкуренция становится интенсивнее, когда уход из бизнеса становится дороже, чем продолжение конкуренции. Чем выше барьеры для выхода, тем сильнее фирмы расположены остаться на рынке.

Ситуация на смежных товарных рынках. Существует прямая зависимость между общим уровнем конкуренции на данном рынке и на смежных товарных рынках.

Реализуемые стратегии конкурентов. При наличии различий в реализуемых стратегиях уровень конкуренции относительно снижается.

Все перечисленные факторы ставят конкурирующие фирмы в определенные условия функционирования, оказывают существенное влияние на конкурентные стратегии фирм.

Анализ показателей деятельности конкурентов.

Анализ показателей деятельности конкурентов может быть осуществлен на основе характеристики фирмы или конкурентного досье для каждого конкурента, являющегося необходимым элементом банка данных маркетинговой информации [4, с.24].

Анализ конкурентных стратегий на рынке.

Маркетинговая конкурентная стратегия, как уже отмечалось, определяется исходя из:

1)Внешних факторов (анализа условий  среды);

2) Внутренних факторов (имеющиеся  ресурсы фирмы) [4, с.24-25].

3) Выявление преимуществ и недостатков  в деятельности конкурентов.

4)  Выявление слабых и сильных сторон деятельности конкурентов представляет собой конечный итог МИС конкуренции на рынке [4, с.26]. 

Схема анализа конкурентов, представленная на рисунке 1.2, состоит из пяти последовательных блоков. 

 

Рисунок 1.2 – Этапы анализа конкурентов[7, с.97]. 

 

Блок будущие цели подразумевает ответы на следующие вопросы. Является ли целью конкурента завоевание наибольшей доли рынка, то есть лидерство на рынке, или фирма-конкурент рассматривает себя лишь как ведомая другим лидером?

Добивается ли конкурент превосходства в отдельных областях технологии, и как он извлекает выгоду из своих преимуществ? Каково отношение конкурента к получению дохода, объему продажи, прибыльности и завоеванию доли рынка? Готов ли он пожертвовать одной задачей для повышения значимости других? Таким образом, блок "будущие цели" позволяет понять стратегическую направленность конкурента, а, следовательно, и его возможные действия при долгосрочных продажах.

Блок текущие стратегия и тактика содержит ответы на следующие вопросы. Какова основная стратегия конкурента? Является ли она "уникальным проектом продажи"? Как конкурент уравновешивает победу своего дела и проникновение в существующую структуру клиента? Какой тип перспективных действий он предпочитает? Как конкурент использует управление процессом продажи? Таким образом, блок текущих стратегии и тактики позволяет разобраться с методическими приемами конкурентов при планировании продажи своего товара.

Блок возможности включает ответы на следующие вопросы. Каковы сильные и слабые стороны конкурента в управлении клиентом? Насколько строго требование клиента к техническим параметрам товара применительно к конкуренту? Где конкурент уязвим? Следовательно, блок возможностей конкурента дает вам описание сильных и слабых сторон конкурирующей фирмы и выявляет те уязвимые места, которые могут явиться основой для выигрыша вашей фирмы.

Блок достижения содержит следующие вопросы. Какие факторы рассматривает конкурент как ключевые факторы успеха на будущее? Каким образом организационная структура конкурента и процесс принятия решений способствуют влиянию на клиента? Как победный подход к процессу продажи видоизменен данным конкурентом? Как видим, блок достижений конкурента конкретизирует тактические и стратегические приемы конкурентной фирмы применительно к процессу продажи данного товара.

Блок профиль конкурента является суммирующим и содержит, главным образом, следующие вопросы. Каково разделение ответственности между главным офисом, региональным представителем и лидером группы успеха? Какие уникальные преимущества подчеркивает конкурент при презентациях товара покупателю? Ключевым результатом составления блока профиля конкурента является прогнозирование действий конкурента и подготовка к ним.

1.3 Способы ведения конкурентной борьбы

Конкурентная  борьба – совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснении с него конкурента.

         Форма конкурентной борьбы зависит от сложившихся  условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: стремление продать товаров больше, чем конкурент, отобрав у него часть потенциальных клиентов, и, в конечном счете, получить ту прибыль (или часть ее), на которую рассчитывал конкурент. Иначе говоря, захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы – достигнуть конкурентного преимущества, т. е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке. По некоторым расчетам, каждые 10% прироста доли фирмы на рынке позволяют увеличить рентабельность продукта тоже на 10%.

Информация о работе Анализ конкурентной среды компании МОЭСК