Анализ и выявление резервов роста объема производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – на основе теоретических положений освоить методику проведения анализа и выявления резервов роста объема производства и реализации продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
определить задачи и источники анализа и выявления резервов роста объема производства и реализации продукции;
рассмотреть основные виды анализа производства и реализации продукции.

Содержание

Введение ……………………………….………………………..……..................3
1.Задачи и источники информации анализа производства и реализации продукции……………………………………………………………………….. 5
2. Анализ динамики и выполнения плана производства продукции………...8
3. Анализ ритмичности производства……………………………………….…13
4.Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации
продукции……………………………………………………………………….16
5.Факторный анализ объема производства и реализации продукции...........23
Заключение…………………………………………………………………..….26
Список использованной литературы………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсак ахд брут гот!!!!!.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

    В процессе анализа необходимо выявить  причины образования сверхплановых  остатков на складах, несвоевременной  оплаты продукции покупателями, снижения объема выпуска и разработать  конкретные меры по ускорению реализации продукции и получению выручки.

    Объем реализации определяет в основном объем производства, поэтому необходимо конкретное изучение факторов, определяющих объем выпуска, а, следовательно, и объем реализации. Эти факторы можно объединить в три группы:

    1.Обеспеченность предприятия основными средствами производства  и эффективности их использования:

    ВП = ОФ* Фо

    РП = ОФ * Фo x jрп(вп)

    где: ВП – стоимость валовой продукции;

    РП  – стоимость реализованной продукции;

    ОФ  – стоимость основных фондов;

    Фо- фондоотдача;

    jрп(вп) - доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода.

    2.Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

    ВП = МЗ * Мо

    РП = МЗ * Мо * jрп(вп)

    где:

      МЗ - сумма потребленных материалов для производства продукции;

    Мо  – материалоотдача.

    3.Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами эффективность их использования:

    ВП = N * Вг

    ВП = N * Вг * jрп(вп)

    где:

    N – численность персонала;

    Вг  – выработка среднегодовая.

    Расчет  влияния факторов на объем выпуска  и реализации можно осуществить, используя способ цепных подстановок.

    Зная  причины изменения фондоотдачи, материалоотдачи и среднегодовой  выработки, можно определить их влияние  на выпуск продукции путем умножения  их прироста (снижения) за счет i-го фактора  соответственно на фактическую среднегодовую стоимость основных фондов, фактическую сумму потребленных материальных ресурсов и фактическую численность персонала:

    ±РПоф.xi = ±Фoxi * ОФф * jрп(вп)ф,

    ±РПмз.xi = ±Мoxi * МЗф * jрп(вп),

    ±РПNxi = ±Вгxi * Nф * jрп(вп)ф,

    где:

    ±РПоф – изменение объема реализованной продукции за счет изменения использования основных фондов;

    ±Фо – изменение фондоотдачи;

    ОФф – фактическая стоимость основных фондов;

    ±РПмз – изменение стоимости реализованной продукции за счет изменения материальных затрат;

    ±Мо — изменение материалоотдачи;

    МЗф – фактическая стоимость материальных затрат;

    ±РПN – изменение объема реализации за счет трудового фактора;

    ±Вг – изменение среднегодовой выработки;

    Nф – фактическая численность.

    Определение величины резервов за счет эффективного использования трудовых ресурсов:

    Р↑ВПрм = P↑PM * Вгф,

    Р↑Впфэ = Р↑Фэ * Вчф,

    Р↑ВПвч= Р↑Вчф * Вфэ,

    где:

      Р↑ВПрм, Р↑Впфэ, Р↑ВПвч – резерв  роста валовой продукции за  счет создания новых рабочих  мест, увеличения фонда рабочего  времени и увеличения среднечасовой выработки;

    P↑PM – резерв увеличения за счет  количества рабочих мест;

    Р↑Фэ  – резерв увеличения за счет фонда  рабочего времени, за счет сокращения потерь;

    Р↑Вчф – резерв увеличения за счет среднечасовой  выработки;

    Вгф, Вчф – соответственно среднегодовая и среднечасовая фактическая выработка;

    Вфэ – возможный фонд рабочего времени  с учетом выявленных резервов его  роста.

    Резерв  увеличения производства продукции  за счет эффективного использования основных фондов:

    Р↑ВПоф = P↑Qоф * Вчф,

    Р↑ВПт = Р↑Т * Вчф,

    Р↑ВПвч = Р↑Вч * Тв,

    где:

    Р↑ВПоф, Р↑ВПт, Р↑ВПвч – соответственно резерв увеличения производства за счет увеличения количества оборудования, времени его  работы и выпуска продукции на один машино-час;

    P↑Qоф  – резерв увеличения за счет  количества основных фондов;

    Р↑Т – резерв увеличения за счет времени  работы оборудования;

    Р↑Вч  – резерв увеличения за счет среднечасовой выработки;

    Вчф – среднечасовая фактическая  выработка;

    Тв  – возможный фонд рабочего времени.

    Резервы увеличения производства продукции за счет эффективного использования материальных запасов:

    - за счет дополнительного поступления  материала. 

    Дополнительное  количество j-ro материала разделить  на норму расхода (Нр) данного ресурса (i) и умножить на плановую цену единицы  продукции (результаты суммировать по всем видам продукции):

    Р↑ВП±мр = ∑(Р↑Мi/Hpji) * Ziпл

    где:

    Р↑ВП±мр – резерв увеличения производства за счет дополнительного поступления материалов;

    Р↑Мi – дополнительное количество j-го материала;

    Zпл  – плановая цена;

    - за счет сокращения нормы расхода j-го материала на единицу i-го материала планируемое сокращение нормы расхода j-гo ресурса на единицу i-гo вида продукции (Р↑Нpji) умножается на планируемый к выпуску объем производства i-гo вида продукции (VBПiпл), разделить на плановую норму расхода (Нpji) и умножить на плановую цену данного изделия (Ziпл):

    Р↑ВПнр↓ = ((∑P↓Нpji * Vвпiпл)/ Нpji) * Ziпл,

    где:

      Р↑ВПнр↓ – резерв роста выпуска  продукции за счет снижения  нормы расхода;

    - за счет сверхплановых отходов.  Увеличение отходов материалов сверх плана (Р↓Отх) разделить на норму их расхода на единицу i-гo вида продукции (Нpjiпл) и умножить на плановую цену единицы соответствующего вида продукции (Ziпл). Результаты просуммировать:

    Р↑ВПотx↓ = (∑P↓От*j/ Нpjiпл) * Ziпл,

    где:

      Р↑ВПотx↓ – резерв увеличения выпуска продукции за счет снижения отходов.

    Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам  ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере по другим группам ресурсов.

    В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и  реализации продукции.

    При определении резервов увеличения реализации продукции также необходимо учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции. Чтобы выявить данные резервы, на предприятиях обычно более детально анализируют использование трудовых ресурсов, средств и предметов труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5.Факторный анализ объема производства и реализации продукции 

    Изучив  динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема.

         Возможны  два варианта анализа  реализации продукции.

    1.Если  выручка в организации определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

               ГПн + ТП = РП + ГПк.

         Отсюда:

               РП = ГПн + ТП – ГПк.

       2.  Если  выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

               ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк,

               РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк – ГПк,

          Где:

      ГПн, ГПк – остатки готовой  продукции на складах на начало  и конец периода;

          ТП  – стоимость выпуска товарной  продукции;

          РП  – объем реализации продукции   за отчетный период;

         ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, неоплаченные покупателями.

         Расчет  влияния данных факторов  на объем  реализации продукции  производится путем сравнения  фактических уровней факторных  показателей с плановыми показателями и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

         В процессе анализа необходимо  установить причины образования  сверхплановых остатков на складах,  несвоевременной оплаты продукции  покупателями и разработать конкретные  мероприятия по ускорению реализации  продукции и получению выручки.

         Недовыполнение  плана по договорам  для предприятия оборачивается  уменьшением выручки, прибыли,  выплатой штрафных санкций. Кроме  того, в условиях конкуренции  организация может потерять рынки  сбыта продукции, что повлечет  за собой спад производства.

         В процессе анализа необходимо  изучить  также причины увеличения  неоплаченных остатков продукции,  отгруженной покупателям. Если  сроки оплаты ее еще не наступили,  то это нормальное явление.

         Следующий этап анализа – изучение факторов, влияющих на выпуск товарной продукции организации, а, следовательно, и на объем ее реализации. По экономическому содержанию все факторы можно объединить в три группы:

         1) обеспеченность организации трудовыми  ресурсами и эффективность их  использования:

                ВП = ЧР ∙ ГВ,

                РП = ЧР ∙ ГВ ∙ Дв,

          2) обеспеченность организации основными  фондами, в том числе машинами  и оборудованием, и эффективность  их использования:

          ВП = ОПФ ∙ ФО 

          РП = ОПФ ∙ ФО ∙Дв 

          3) обеспеченность организации сырьем и материалами и эффективность их использования:

          ВП = МЗ ∙ МО 

          РП = МЗ ∙ МО ∙ Дв,

Информация о работе Анализ и выявление резервов роста объема производства и реализации продукции