Анализ затрат на производство и себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 07:20, курсовая работа

Краткое описание

Главными задачами развития экономики на современном этапе является повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятия на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей заключены в себестоимости продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4
1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1 Значение и задачи анализа затрат на производство и себестоимости продукции 5
1.2 Объекты и источники информации анализа затрат на производство и себестоимости продукции 7
1.3 Методика анализа затрат на производство и себестоимости продукции 9
2 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 14
2.1 Анализ общей суммы затрат на производство 14
2.1 Анализ прямых материальных, прямых трудовых и косвенных затрат 20
2.3 Анализ переменных и постоянных издержек 29
2.4 Анализ себестоимости отдельных видов продукции 33
2.5 Резервы снижения затрат на производство и себестоимости продукции 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Вложенные файлы: 1 файл

2 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.docx

— 188.88 Кб (Скачать файл)

-  ведомственная отчетность  – «Отчет о себестоимости произведенной  продукции по статьям калькуляции  и о мероприятиях по ее снижению».

Себестоимость является одной  из составных частей хозяйственной  деятельности и соответственно одним  из важнейших элементов этого  объекта управления. Анализ, выполняя одну из основных управленческих функций, входит в управляющую подсистему, и недостаточное его функционирование в этом звене приводит к снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом. В качестве источников информации для анализа  затрат на производство и себестоимости  продукции, как отмечалось выше, можно  использовать бизнес-план; данные бухгалтерского учета по соответствующим счетам учета затрат; плановые и отчетные калькуляции важнейших изделий, нормы расхода.

Себестоимость продукции  является одним из основных показателей  производственно-хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. Поэтому на государственном уровне отраслевыми министерствами и ведомствами  разработана соответствующая нормативно-правовая документация, регламентирующая методику учета затрат на производства и анализа  себестоимости продукции.

В число таких документов входят:

1. Основные положения  по составу затрат, включаемых  в себестоимость продукции (работ,  услуг), утвержденные Министерством  экономики Республики Беларусь, Министерством финансов Республики  Беларусь, Министерством труда и  социальной защиты Республики  Беларусь от 20.10.2010 г. № 145/114/149. Затраты будут включаются в плановую себестоимость, определяемую субъектом предпринимательской деятельности, если иное не будет установлено законодательством. При этом могут использоваться отраслевые рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости с учетом принятой субъектом предпринимательской деятельности учетной политики.[6]

2. Закон Республики Беларусь  от 13 октября 1994 г. «О бухгалтерском  учете и отчетности» в редакции  закона № 42-3 от 25 июня 2001 г.,  
от 17.05.2004 N 278-З, от 29.12.2006 N 188-З. Устанавливает общую методологию ведения бухгалтерского учета, в том числе и процедуры учета затрат на производство. 

3 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов (Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30.09.2011 №102)

4.Инструкции по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утв. постановлением Минфина от 26.12.2003 № 182 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 182).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций». Утверждено постановлением Министерства финансов РБ от 17.04.2002 г. № 62. Закрепляет принцип ведения бухгалтерского учета о том, что все выбранные методы и способы учета,  метод учета затрат на производство продукции, метод учета выпущенной из производства продукции на складе и т.п., должны быть неизменными в учетной политике предприятия в течение отчетного года.

 

1.3  Методика анализа  затрат на производство и себестоимости  продукции

 

Методика анализа затрат в целом, по экономическим элементам  и по статьям калькуляции предполагает следующую последовательность выполнения следующих исследовательских процедур.

● Рассчитываются абсолютные, средние и относительные отклонения от показателей плановых и прошлого года по себестоимости продукции. Динамика показателей позволяет оценить  степень выполнения плановых заданий, рассчитать общую сумму затрат на выпуск валовой продукции, а также по каждому элементу, определить потребности в оборотных средствах и материально-техническом снабжении на новый планируемый период, выявить возникающие в процессе производства отклонения фактических расходов от нормативных.

● Определяется удельный вес  каждого элемента в общей сумме  затрат и отклонения удельного веса фактических затрат по соответствующим  элементам, что дает возможность  проследить основные тенденции развития производства.

● Дается оценка изменению  общих базовых затрат за счет изменения  отдельных статей. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации  увеличивается, то это свидетельствует  о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается  и в том случае, если увеличивается  доля доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что в свою очередь  свидетельствует о повышении  уровня кооперации и специализации.

● Дается оценка эффективности  использования ресурсов в целом  и по элементам затрат. Затраченные  ресурсы по экономическим элементам  оцениваются с точки зрения степени  их экономического и рационального  использования как факторов снижения себестоимости и увеличения прибыли  и рентабельности. Для характеристики эффективности использования затраченных  ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

● Обобщающими показателями являются ресурсоемкость продукции, ресурсоотдача, удельный вес затрат в себестоимости  продукции, коэффициент использования  ресурсов, прибыль на рубль затрат.

● Определение раздельного  влияния на изменение себестоимости  инфляции и ресурсоемкости. На себестоимость  продукции оказывают влияние  изменение цен на потребленные ресурсы (фактор инфляции) и уровень ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости). Чтобы  учесть инфляционный фактор, необходимо фактическое количество потребленных ресурсов на производство продукции  умножить на изменение среднего уровня цены по каждому виду ресурсов и  результаты сложить:

Где З – фактическое количество потребленных ресурсов.

Рассчитывается увеличение себестоимости за счет инфляционного  фактора (увеличение цены ресурсов), можно  определить влияние изменения уровня ресурсоемкости по следующей формуле:

● Проводится факторный  анализ общей суммы затрат. Факторы  влияющие на динамику производственных затрат (в зависимости от выбранной  факторной модели для анализа), можно  разделить на следующие группы:

• объем выпуска продукции  в целом по предприятию (VВПОБЩ);

• структура (УДi);

• уровень переменных затрат на единицу продукции (ПрЗi);

• сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции (ПЗ).

Влияние факторов рассчитывается способом цепной подстановки по следующему алгоритму (табл.1.1)

Таблица 1.1 - Последовательность расчета для факторной модели общей суммы затрат

Общая сумма затрат

Алгоритм расчета

Влияние факторов

1

2

2

З0

 

 

Увеличение объема производства продукции:

Зусл1 – З0

Зусл1

По плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции при сохранении плановой структуры

Зусл2

По плановому уровню на фактический выпуск продукции при  фактической ее структуре 

Изменение структуры производства:

Зусл2 – Зусл1

Зусл3

Фактические затраты при  плановом уровне постоянных затрат

Изменение переменных затрат:

Зусл3 – Зусл2

Зусл1

Фактические затраты

Изменение постоянных затрат:

З1 – Зусл3


Источник: [7]

Анализ себестоимости  продукции состоит:

● из изучения общего уровня себестоимости и факторов, определяющих размер всех или большинства элементов  затрат;

● анализа отдельных видов  затрат с целью выявления резервов экономии по отдельным элементам  затрат.

На себестоимость влияют различные факторы, которые можно  объединить в две группы:

  1. внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики и не зависящие от деятельности субъекта. Влияние этой группы факторов проявляется в уровне цен на сырье, материалы, товары и др.;
  2. внутренние факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности хозяйствующего субъекта, с его предпринимательской активностью, — объем выпуска и реализации продукции, форма и система оплаты труда и др.

На уровень себестоимости  существенно влияет выручка от реализации продукции. Все затраты по отношению  к объему выручки можно разделить  на две группы: условно-постоянные и  переменные.

Условно-постоянные затраты  — это затраты, сумма которых  не изменяется при изменении выручки  от реализации продукции. Это арендная плата, амортизация основных фондов, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т. д.

Переменные затраты —  это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции. Это  расходы на сырье, транспортные расходы, на оплату труда рабочих основного  производства, топливо, газ и т. д.

Деление затрат на условно-постоянные и переменные позволяет вывести  зависимость между выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации продукции.

Общий анализ себестоимости  проводится путем расчета следующих  показателей:

Общая себестоимость —  сумма затрат по отдельным статьям.

Уровень себестоимости —  отношение общей себестоимости  к объему выпущенной продукции.

Абсолютная сумма экономии или перерасхода — разница  между фактической и плановой суммой затрат.

Изменение уровня себестоимости  — разница между фактическим  и плановым уровнями себестоимости.

Темп изменения уровня себестоимости — отношение изменения  уровня себестоимости к базисному (плановому) уровню себестоимости.

Индекс уровня себестоимости.

Прибыль на рубль затрат является наиболее обобщающим показателем  эффективности использования ресурсов: П / З.

Ресурсоотдача определяется делением стоимости произведенной  продукции на сумму затрат. Этот показатель характеризует отдачу, т. е. сколько произведено продукции  с каждого рубля потребленных ресурсов: ВП / З.

Ресурсоемкость продукции  – отношение суммы затрат к  стоимости произведенной продукции  – показывает, сколько затрат фактически приходится на производство единицы  продукции. Ресурсоемкость продукции  характеризует уровень влияния  ресурсоемкости производства на себестоимость  продукции. Изменение материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, фондоемкости производства показывает основные направления  поиска резервов снижения себестоимости  продукции: З / ВП.

Коэффициент соотношения  темпов роста объема реализации и  затрат определяется отношением индекса  товарной продукции к индексу  затрат. Он характеризует в относительном  выражении динамику ресурсоотдачи  и одновременно раскрывает факторы  ее роста: IРП / IЗ.

Коэффициент использования  затрат представляет собой отношение  фактической суммы затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем  выпущенной продукции. Он показывает, насколько экономно используются ресурсы  в процессе производства, нет ли их перерасхода по сравнению с  установленными нормами. Если коэффициент  больше 1, то это свидетельствует  о перерасходе материальных ресурсов на производство продукции, и наоборот, если меньше 1, то материальные ресурсы  использовались более экономно: ЗФ/(ЗП*IРП)

Относительная экономия или  перерасход по себестоимости. Методика анализа состоит в сопоставлении  фактических показателей с плановыми  величинами и данными за предыдущие периоды.[8, стр.50]

Мы рассмотрели теоретические  вопросы связанные с понятием затрат и себестоимости продукции. Нами рассмотрены понятие себестоимости, определено значение и выявлены задачи анализа затрат на производство и  себестоимости продукции. Рассмотрели  объекты анализа затрат и определились с источниками информации анализа  затрат на производство и себестоимости  продукции. В третьем пункте первой главы нами рассмотрена методика анализа затрат на производство и  себестоимости продукции. В следующей  главе на основе теоретических знаний изложенных в данной главе рассмотрим практические аспекты анализа затрат и себестоимости продукции на базе предприятия ООО «Сморгоньпосуда». 

 

 

2  АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО  И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

2.1 Анализ общей  суммы затрат на производство

 

Изучение структуры затрат на производство и ее изменения за отчетный период по отдельным элементам  затрат является первоначальным этапом углубленного анализа себестоимости  с целью  изыскания путей и  источников снижения затрат и увеличения прибыли.

Информация о работе Анализ затрат на производство и себестоимости продукции