Анализ деловой активности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является изучение процедуры анализа деловой активности предприятия на примере ООО «Ремсервис-Авто» на основе данных его финансовой отчетности. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
— изучалась общая оценка деловой активности предприятия, подробно рассматривался расчет показателей деловой активности и их значение для анализа рентабельности предприятия;
— был проведен практический анализ деловой активности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Понятие деловой активности предприятия………………………...5
1.1. Сущность деловой активности предприятия………………………..7
1.2. Методика анализа деловой активности………………………………8
2. Анализ деловой активности ООО «Ремсервис-Авто» …………...24
2.1. Технико-экономические характеристики ООО «Ремсервис-Авто»..24
2.2. Анализ коэффициентов деловой активности ……………………….25
3. Направления улучшения деловой активности предприятия…….38
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы ………………………………………….45
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Цыбусова.docx

— 110.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

  1. Понятие деловой активности предприятия………………………...5
    1. Сущность деловой активности предприятия………………………..7
    2. Методика анализа деловой активности………………………………8
  2. Анализ деловой активности ООО «Ремсервис-Авто» …………...24
    1. Технико-экономические характеристики ООО «Ремсервис-Авто»..24
    2. Анализ коэффициентов деловой активности ……………………….25
  3. Направления улучшения деловой активности предприятия…….38

Заключение ………………………………………………………………………42

Список использованной литературы ………………………………………….45

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Процесс трансформирования централизованно планируемой экономики и постепенная замена её рыночными отношениями в Российской Федерации потребовали не только внедрения принципиально новых способов хозяйствования, но и изменения в отношении к управлению деятельностью предприятиями. Предприятия перешли к широкому использованию рыночных методов регулирования своей деловой активности. Основной целью предпринимательской деятельности предприятий стало получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия и его собственников.

В условиях рыночной экономики обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью. Важная роль в реализации такого управления отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий, анализу его деловой активности. С помощью такого анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. По итогам такого анализа можно определить общее финансовое состояние предприятия, знание которого необходимо для принятия верных управленческих решений.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую — заемные. Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.

Анализ деловой активности предприятия позволяет изучить состояние капитала в процессе его кругооборота, выявить способность предприятия к устойчивому функционированию и развитию в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.

Грамотно проведенный анализ даст возможность выявить и устранить недостатки в деятельности предприятия и найти резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности, спрогнозировать финансовые результаты, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных средств.

В настоящее время, когда предприятиям присуща хозяйственная самостоятельность, которая заключается в выборе организационной формы предприятия, видов деятельности, партнеров по бизнесу, в определении рынков сбыта продукции (услуг) и т.п., и финансовая самостоятельность, состоящая в его полном самофинансировании, выработке финансовой стратегии, политики ценообразования и др., анализ деловой активности предприятия стал одним из важнейших источников информации для руководства предприятия, необходимой для повышения эффективности деятельности организации.

В связи с вышеизложенным, тема исследования является достаточно актуальной в настоящий момент.

Основной целью исследования является изучение процедуры анализа деловой активности предприятия на примере ООО «Ремсервис-Авто» на основе данных его финансовой отчетности. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— изучалась общая оценка деловой активности предприятия, подробно рассматривался расчет показателей деловой активности и их значение для анализа рентабельности предприятия;

— был проведен практический анализ деловой активности.

Основными источниками информации для анализа деловой активности исследуемого предприятия служат его отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и т.д.

  1. Понятие деловой активности предприятия

Оценка финансового состояния, устойчивости и деловой активности предприятия является не просто важным элементом управления. Результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющими определить позицию предприятия при контактах с представителями различных партнерских групп. Система экономического рейтинга промышленных, торговых, финансовых корпораций в развитых капиталистических странах, основанная на такой оценке, четко определена. Она содержит фиксированный набор документов, содержащих финансово-экономические показатели, которые в обязательном порядке заверяются независимой аудиторской фирмой по итогам года. Заключение аудиторской фирмы, публикуемое в средствах массовой информации  вместе с балансовыми отчетами, необходимо не только для инвесторов, акционеров корпорации, налоговых инспекций, но и для банков и других кредиторов.  Высокая деловая активность предприятия – лучшая реклама в современном  бизнесе.

Актуальность понятия «деловая активность» очевидна. Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обусловливается главным образом именно его деловой активностью. Так как финансовое положение большинства российских предприятий в данное время является кризисным либо близким к кризисному, то данная ситуация отрицательно сказывается на экономическом положении в стране. Поэтому изучение деловой активности предприятия является одним из основных факторов улучшения экономической ситуации в стране.

В настоящее время существует достаточно большое количество определений «деловая активность предприятия». Однако все они не всесторонне характеризуют эту категорию.

Наиболее точно дал понятие деловой активности хозяйствующего субъекта В. В. Ковалев.1 Он считает, что ее показатели характеризуют «результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности».

Качественными критериями этих показателей, по его мнению, являются:

    • широта рынков сбыта продукции;
    • наличие продукции, поставляемой на экспорт;
    • репутация предприятия, выражающаяся в известности клиентов, пользующихся его услугами.

Автор к количественным критериям деловой активности предприятия относит:

    • степень выполнения плана (установленного выше стоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям;  
    • обеспечение заданных темпов их роста;
    • уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

Другие исследователи имеют иную точку зрения. Так, по мнению Т. И. и С. В. Юрковых,2 показатели деловой активности позволяют определить эффективность использования средств хозяйствующего субъекта. Достоинством этого определения является его краткость. Однако оно не дает наиболее полную характеристику анализируемой категории.

Еще более узкое понятие деловой активности предприятия дали экономисты-финансисты А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин и Е. В. Негашев3. По их мнению, она характеризуется только «скоростью оборота оборотных средств хозяйствующего субъекта». Достоинством этого понятия является то, что в нем выделен основной фактор деловой активности предприятия.

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления. Деловую активность можно охарактеризовать также как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности.

Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству организаций: совершенствование договорной работы, улучшение образования в области менеджмента, бизнеса и планирования, расширение возможностей получения информации в области маркетинга и др. Значение анализа деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов организации и в выявлении резервов их повышения.

Однако перечисленные выше определения не учитывают влияние внешней среды на деловую активность хозяйствующего субъекта. Поэтому это понятие следует уточнить.

Итак, деловая активность предприятия – это его способность по результатам своей экономической деятельности занять устойчивое положение на конкурентном рынке Деловая активность имеет тесную взаимосвязь с другими важнейшими характеристиками предприятия. Прежде всего, речь идет о влиянии деловой активности на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Высокая деловая активность хозяйствующего субъекта мотивирует потенциальных инвесторов к осуществлению операций с активами этой компании, вложению средств.

 

    1. Сущность деловой активности предприятия

Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости. Они очень важны для организации4.

Во-первых, от скорости оборота средств зависит размер годового оборота. Во-вторых, с размерами оборота, а, следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов. В-третьих, ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях.

Финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. На длительность нахождения средств в обороте оказывают влияние разные внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: отраслевая принадлежность; сфера деятельности организации; масштаб деятельности организации; влияние инфляционных процессов; характер хозяйственных связей с партнерами. К внутренним факторам относятся: эффективность стратегии управления активами; ценовая политика организации; методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.

Таким образом, для анализа деловой активности организации используют две группы показателей: общие показатели оборачиваемости активов; показатели управления активами.

 

    1. Методика анализа деловой активности предприятия

Главной задачей анализа деловой активности является исследование длительности производственно-коммерческого цикла предприятия и его составляющих; выявление основных причин изменения длительности производственно-коммерческого цикла; определение соотношения длительности производственно-коммерческого цикла и периода погашения кредиторской задолженности; выявление причин расхождения финансового результата и изменения денежных средств; выявление основных факторов  оттока денежных средств; проведение анализа скорости оборота дебиторской задолженности и обоснованности сложившегося срока хранения товарно-материальных ценностей. Результаты проведенного анализа являются источником информации для выявления резервов ускорения оборачиваемости оборотных средств и разработки конкретных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования оборотных средств.

Главным источником анализа источников формирования и использования оборотных средств является бухгалтерский баланс. Для наглядности предоставления информации баланс предприятия представляют в агрегированном виде, для чего однородные по составу элементы балансовых статей объединяются в необходимых аналитических разрезах.

Кроме баланса, обязательно используются и другие формы бухгалтерской отчетности, а также оперативные данные о поступлении и расходовании материальных и денежных средств. Необходимую информацию о финансовых результатах деятельности предприятия получают из отчета о финансовых результатах и их использовании. Для согласованности информации, полученной из отчетных документов, используют бухгалтерские книги и документы, в первую очередь Главную книгу или оборотные ведомости, ведомости инвентаризаций.

Для большинства производственных предприятий характера следующая схема производственно-коммерческого цикла: заготовление производственных запасов – производство – хранение готовой продукции – продажа.

Первый этап (заготовление материалов) включает время пребывания капитала в авансах, выданных поставщикам, подотчетным лицам, а также период хранения производственных запасов на складах предприятия. Длительность хранения запасов можно установить двумя способами. Наиболее простой (и наименее точный) основан на оценке скорости движения материальных ценностей, учитываемый на счете 10 "Материалы". Более точный расчет основан на предположении, что материальные ценности на предприятии учитываются на отдельный субсчетах "Сырье и материалы", "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали", "Топливо". Тогда, определив оборачиваемость (подвижность) каждого из этих субсчетов, рассчитывают средний срок хранения производственных запасов на предприятии.

Информация о работе Анализ деловой активности предприятия