Фо́рма госуда́рственного правле́ния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:56, контрольная работа

Краткое описание

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 112.00 Кб (Скачать файл)

  • Правонарушение совершается людьми, а не животными или силами природы. Однако не все люди могут являться субъектами правонарушений, что связано с вменяемостью и достижением определенного возраста.

  • Правонарушение — это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.

  • Правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им.

  • Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права.

  • Правонарушения обладают общественно опасным характером, то есть наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом.

Виды[править | править вики-текст]


Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть дисциплинарными, процессуальными, международными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные правонарушения, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести. В странах англосаксонской правовой семьи распространено деление преступлений дополнительно на мисдиминоры и фелонии.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную,административную, гражданскую.

Юридический состав[править | править вики-текст]


В составе правонарушения принято выделять четыре элемента, отсутствие хотя бы одного из которых исключает существование правонарушения.

  • Объект — то, что охраняется правом, на что направлено правонарушение, чему причиняется вред. То есть охраняемый правом сложившийся порядок общественных отношений, общественные интересы. Конкретные социальные блага, на которые направлено правонарушение, именуют его предметом.

  • Объективная сторона — само деяние, причинная связь между деянием и наступившими вредными последствиями. Правонарушением может быть как действие, так и бездействие лица. Оно должно бытьпротивоправно, то есть представлять собой нарушение норм, содержащихся в правовых актах. Оно должно быть общественно опасно, то есть нести вред или создавать угрозу вреда. Закон может допускать освобождение лица от ответственности или её смягчение, если устранённая в результате правонарушения опасность превышала опасность самого правонарушения (например, в случае крайней необходимости,необходимой обороны, обоснованного риска)

  • Субъективная сторона — психическое состояние лица, совершившего правонарушение. Оно должно предполагать виновность, то есть возможность волевого выбора субъектом варианта неправомерного поведения. Иначе законом может быть предусмотрено освобождение от ответственности или её смягчение (например, в случае невменяемости, аффекта).

  • Субъект — лицо (индивидуальный субъект) или лица (коллективный субъект), совершившее нарушение нормы права. Лицо должно быть деликтоспособным, то есть достигшим определённого возраста и сознающим характер своих действий. Делинквента в зависимости от тяжести правонарушения называют правонарушителем или преступником.

 

 

Виды правонарушений


Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.

Поскольку и преступление, и проступок — разновидности правонарушения, то их основные характеристики — противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественная направленность — совпадают. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.

Рис. 7.2. Разновидности правонарушений

Преступление - это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.

Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.

Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.

За проступки полагаются наказания неуголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:

  • дисциплинарные (связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на работника трудовых обязанностей или нарушающие порядок отношений подчиненности по службе и т. д.);

  • административные (посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти и др.);

  • гражданско-правовые (связанные с имущественными и такими неимущественными отношениями, которые представляют для человека духовную ценность).

Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, поскольку причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. В Особенной части УК РФ закреплен исчерпывающий перечень преступлений.

 

 

37. Основы конституционного статуса Президента Российской Федерации, его положение в системе органов государства

 

 

Согласно Конституции Президент РФ – глава государства. Это определяет его место в системе государственной власти. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства.

Действующая Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ, не несет за свой политический курс, проводимую политику, за свои законные действия политической ответственности перед парламентом. Исключение составляет лишь юридическая ответственность его в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления с соблюдением сложной, в несколько этапов, процедуры отрешения от должности, осуществляемой палатами Федерального Собрания. Глава государства обладает, таким образом, неприкосновенностью, что обеспечивает повышенную защищенность, устойчивость президентской власти. Естественно, Президент РФ должен реализовывать государственную власть в соответствии с Конституцией РФ, не выходя за рамки своих полномочий, исполняя федеральные законы, в том числе и при определении им основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ выполняет особую роль в системе государственной власти. Прежде всего Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Принося президентскую присягу, глава государства обязуется сам уважать, соблюдать и защищать эти важнейшие государственные и социальные ценности, но у него для их обеспечения и охраны есть реальные правовые средства воздействия на другие органы власти. Президент РФ наделен действенными конкретными полномочиями, обеспечивающими реализацию этих его важнейших прав и обязанностей. Их осуществлению служат полномочия Президента в области внешней политики, обороны и безопасности, другие его правомочия.

 

     Как гарант Конституции  РФ Президент может принимать  не противоречащие Конституции  России и федеральным законам  нормативные указы по широкому  кругу вопросов, восполняющие пробелы  в законодательстве. Он вправе  принимать определенные Конституцией  меры в отношении актов, противоречащих  Конституции РФ, нарушающих права  и свободы человека и гражданина. Президент РФ может отменить  постановления и распоряжения  Правительства РФ в случае  их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам (и указам  Президента РФ). В его компетенции  приостанавливать действие решений органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам государства или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом. Глава государства может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ нормативных актов государственных органов Федерации и ее субъектов (ст. 125). Президент (и также Правительство РФ) обеспечивает (в соответствии с Конституцией РФ) осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России, гарантируя ее целостность и суверенитет.

На Президента РФ возложена очень важная функция в системе  органов государственной власти: он в установленном Конституцией РФ порядке обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Это способствует и выполнению его роли гаранта Конституции РФ, ее защите, обеспечивая реализацию конституционных норм, регламентирующих организацию и деятельность органов государственной власти, осуществление принципов их взаимоотношений, в том числе разделения власти, поддержание законности в деятельности органов исполнительной власти. Он может быть своего рода «арбитром» в системе органов государственной власти (в определенной степени и в рамках Конституции – даже координатором их деятельности), помогая разрешению противоречий между ними, согласованию их работы. Это, прежде всего, относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации. Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов. Если же не удается достичь согласованного решения, он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент занимает особое место в государственном механизме, в системе разделения властей.

Президент РФ тесно связан с исполнительной властью, занимая по отношению к ней определяющее, верховное положение и существенно воздействуя на ее осуществление, хотя нынешняя Конституция РФ (в отличие от прежней) не применяет к нему формулу «глава исполнительной власти». Конституция РФ наделяет Президента РФ весомыми, эффективными полномочиями по формированию Правительства РФ, воздействию на его работу (при определенной его самостоятельности), на исполнительную власть.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет решающие права по назначению Председателя Правительства, других его членов, может отменять акты Правительства РФ (в случае их противоречия его указам), может принять решение об отставке Правительства, имеет право председательствовать на его заседаниях. Правительство издает свои постановления и распоряжения на основании и во исполнение не только Конституции РФ, федеральных законов, но и нормативных указов главы государства. Председатель Правительства РФ, определяя основные направления его деятельности и организуя его работу, руководствуется не только Конституцией и федеральными законами, но и указами Президента РФ. Он, согласно ст. 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями*, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Президенту РФ непосредственно подведомственны Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности, другие силовые структуры, а также некоторые другие ведомства. Он осуществляет полномочия исполнительной власти, принимает ключевые решения по управлению страной, обязательные для Правительства РФ, всех органов исполнительной власти. Поэтому Президента РФ правомерно рассматривать как верховного руководителя исполнительной власти, даже как ее фактического главу, т.е. считать Российскую Федерацию в основном президентской республикой**.

*СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

 

  **Но эта точка зрения  в государствоведении не является единственной. Есть и другая, в соответствии с которой он не является главой исполнительной власти, а занимает положение как бы «над ветвями власти», будучи лишь «арбитром» в системе органов государства.

Информация о работе Фо́рма госуда́рственного правле́ния