Типы и виды образовательных учреждений и организаций, их правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2014 в 15:56, реферат

Краткое описание

После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения -- ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны.

Вложенные файлы: 1 файл

3.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 

Оперативное планирование в ДОУ: еженедельное планирование воспитательно-образовательной работы в каждой возрастной группе. Общие требования к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Многообразие форм планирования и их общая характеристика. Календарное и перспективное планирование в ДОУ.

^ 27.Организация  как функция управления дошкольным  учреждением 

 

Организация как деятельность по реализации плана работы. Условия ее исполнения: правильный подбор и расстановка кадров, четкое определение обязанностей каждого члена коллектива, строгая дисциплина.

 

Организационная структура управления. Организационная структура управления в дошкольном образовательном учреждении как совокупность всех его органов с присущими им функциями. Уровни управления ДОУ. Осуществление заведующей ДОУ руководства и контроля за деятельностью всех структур.

 

Основные документы, регламентирующие выполнение организационной функции управления: Устав детского сада, Правила внутреннего трудового распорядка для работников детских садов, «Квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений», «Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений» и другие инструктивные документы.

 

Организация педагогического процесса как сложная система - цели, задачи, средства, формы и методы, субъект, объект управления, принципы и функции, определяющие его деятельность. Реализация личностно-ориентированного подхода в организации деятельности.

 

Научное и практическое обоснование, распределение функциональных обязанностей между аппаратом органов управления, руководителями ДОУ и членами педагогического кол Рациональная организация труда.

^ 28. Контроль  как функция управления дошкольным  образованием. Система контроля  в ДОУ 

Общее понятие контроля как функции управления: назначение, сущность.

 

Государственный контроль в системе дошкольного образования. Функции и содержание деятельности государственной инспекции в образовании. Изучение состояния работы в дошкольных учреждениях - комплексное изучение и анализ результатов управленческой деятельности руководителей ДОУ как основная задача инспектирования. Методы инспектирования; сбор фактических данных, обработка и анализ, диагностика деятельности ДОУ.

 

Контроль в ДОУ как система наблюдений и проверок соответствия воспитательно - образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, приказам.

 

Требования к проведению контроля.

 

Виды контроля. Общая характеристика контроля с учетом следующих критериев: по времени (предварительный, текущий, отсроченный и последующий; по содержанию

 

( фронтальный, тематический, оперативный, сравнительный, самоконтроль и т.д.).

 

^ 29.Методы  управления в ДОУ и их общая  характеристика

 

Общая характеристика понятия «методы управления». Место методов руководства в системе управления ДОУ. Методы управления ДОУ как неразрывное и взаимодополняемое единство способов достижения поставленных целей и реализации функций управления: организационно-административные, психолого-педагогические, общественного воздействия.

 

Характеристика основных групп методы управления: административные; экономические; социально-психологические.

 

Направленность административных методов на соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Способы организационного воздействия: организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

 

Экономические методы управления как элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается поступательное движение организации. Создание системы материального стимулирования. Способы регулирования материальной заинтересованности работников. Новые подходы к системе оплаты труда дошкольных работников.

 

Социально-психологические методы управления: цели и сущность и отличительные особенности. Способы воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы. Формирование в коллективе положительного социально-психологического климата. Убеждение как средство воздействия на коллектив.

 

Требования к подготовленности руководителя, его компетентности, организаторским способностям в области применения разнообразных методов управления дошкольным образовательным учреждением.

 

^ 30.Содержание  деятельности старшего воспитателя  ДОУ. Методические основы руководства  педагогическим процессом.

 

Содержание деятельности старшего воспитателя. Профессиональные функции и умения старшего воспитателя. Характеристика основных функций управления педагогическим процессом:

 

- контроль  и диагностика педагогического  процесса;

 

-коррекция  и прогнозирование (планирование);

 

- организационно-педагогическая.

 

Педагогические функции: воспитывающая и развивающая; обучающая; коммуникативная; исследовательская; гностическая. Соответствие должностных обязанностей старшего воспитателя ДОУ квалификационной характеристике.

 

Методические основы руководства педагогическим процессом. Эффективность педагогического и делового общения старшего воспитателя, причины трудностей во взаимодействии и общении. Старший воспитатель как организатор методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

 

^ 31 . Основы  финансирования ДОУ. Финансирование  как порядок выделения и раходования денежных средств.

 

Финансирование как порядок выделения и расходования денежных средств. Основные источники финансирования образовательных учреждений являются. Бюджетное финансирование как основной источник финансирования дошкольных образовательных учреждений. Нормативное финансирование. Внебюджетное финансирование. Муниципальные ДОУ как организация, финансируемая из бюджета на основании сметы доходов и расходов.

 

Механизм бюджетного финансирования. Принципы бюджетного финансирования: финансирование ДОУ учредителем; на основе государственных и местных нормативов; установление местных нормативов финансирования. Осуществление бюджетного финансирования на основе сметы.

 

Смета как документ, представляющий план финансовой деятельности ДОУ. Основные разделы сметы: данные об образовательном учреждении; данные общих доходов и расходов; распределение расходов по статьям. Исполнение бюджета: казначейская система, банковская система, смешанная система.

 

Финансирование образовательных учреждений через лицевые счета как форма документа для учета плановых объемов бюджетных назначений.

 

Внебюджетное финансирование. Наиболее распространенные источники внебюджетного финансирования детского сада. Оказание платных услуг. Благотворительные и спонсорские взносы.

^ 32. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие делопроизводство в дошкольных образовательных учреждениях

 

Управление образовательным учреждением. Документ как основной носитель информации для принятия управленческого решения. Делопроизводство как отрасль деятельности, обеспечивающая организацию работы с документами. Документ. Регламентирование нормативными документами делопроизводства. Единая государственная система делопроизводства. Государственные стандарты в делопроизводстве. Унифицированная система документации как основной действующий нормативный документ по делопроизводству. Важнейшие нормативные документы в делопроизводстве ДОУ. Закон РФ «Об образовании». Типовое положение о ДОУ. Письмо Министерства образования РФ «О направлении пакета образцов документов, реализующих новое положение о ДОУ в РФ». Положение о порядке лицензирования ОУ. Трудовой Кодекс РФ.

 

 

^ 33. Экспертная  оценка работы педагогов и  руководителей ДОУ.

 

Цели, задачи и основные принципы аттестации педагогических и руководящих кадров в образовании. Самоанализ как первоначальный этап педагогической экспертизы. Выявление достоинств и недостатков в деятельности дошкольного учреждения, ее возможные улучшения.

 

 

Оценка качества методических пособий. Методические рекомендации к созданию авторской разработки.

 

Технология экспертной оценки при аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений. Пакет документов по самоаттестации, технология их оформления. Предмет экспертизы на этапе работы экспертной комиссии. Порядок создания, сроки и график работы экспертных комиссий. Механизм проведения и обеспечения гуманистического характера аттестации, основные методы работы экспертов. Процедура принятия и формирования заключения экспертной комиссии по аттестации дошкольного образовательного учреждения.

 

Возможность обжалования экспертного заключения комиссии по аттестации в судебном порядке.

 

^ СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО  ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

 

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольника. – М., 1991.

 

Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М., 1985.

 

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

 

Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2010.

 

Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

 

Буре Р. С. Готовим детей к школе. – М., 1987.

 

Венгер Л.А., Пилюгина Ф.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.

 

Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2004

 

Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой. – М., 1986.

 

Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М., 1984.

 

Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.

 

Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. – М., 2000.

 

Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989

 

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников/ Под ред. Л.Г. Нисканен. – М., 2004.

 

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2009

 

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2006.

 

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

 

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М., 1994.

 

Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. – М., 1995.

 

Нравственное и трудовое воспитание дошкольников/ Под ред С.А. Козловой. – М., 2002

 

Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.

 

Особенности психического развития детей 6 – 7- летнего возраста / Под Ред Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М., 1988.

 

Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. – М., 2007

 

Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. – М., 2001.

 

Петровский В., Кларина Л., Смывина Л., Стрелкова Л. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

 

Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996.

 

Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. – СПб., 2010

 

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.

 

Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1980.

 

Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.С. Сохина. – М., 1984.

 

Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1985.

 

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

 

 

^ СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО  УПРАВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

 

 

Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.- М.: Айрис Пресс, 2006.

 

Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие/С.А. Езопова, 2003. – 320 с.

 

Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч. I: Практ. пособие: Для рук. ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2008.

 

Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч.II: Концептуальное, программное и методическое обеспечение: Практ. пособие: Для рук. и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2008.

 

Кочешкова Л.А. Технология управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении. ВИРО.- 2005.

 

Лукина Л.И. Организация делопроизводства и документооборота ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2009

 

Микляева Н. Программа развития и образовательная программа ДОУ: Технология составления,.М: Айрис-Пресс, 2011.

 

Третьякова ПИ., Белая К.Ю Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам.- М.: Новая школа. 2007.

 

Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие /А.Н. Троян, 2005. -160 с.

 

Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для рук. ДОУ. — М.: Аркти, 2004.

Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений и организаций, их правовой статус