Типы и виды образовательных учреждений и организаций, их правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2014 в 15:56, реферат

Краткое описание

После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения -- ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны.

Вложенные файлы: 1 файл

3.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

 

образовательное детское дошкольное учреждение сад

 

 Список  литературы

 

Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. 1. С. 148

 

Детский сад // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). -- СПб., 1890--1907

 

Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф.А. Сохина. -- М.: Просвещение, 1978. -- 429 с

 

Закон об Образовании от 17.12.2009 N 313-ФЗ

 

История дошкольной педагогики / М.Ф. Шабаева, В.А. Ротенберг, И.В. Чувашев / под ред. Л.Н. Литвина. -- М.: Просвещение, 1989

 

История дошкольной педагогики / М.Ф. Шабаева, В.А. Ротенберг, И.В. Чувашев / под ред. Л.Н. Литвина. -- М.: Просвещение, 1989

 

Комментарий к Закону РФ «Об образовании»/Отв. ред. профессор В.И. Шкатулла.-М.: Юристъ, 1998.-с.313

 

Крулехт, М.В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -- 112 с

 

Поздняк Л.В. Факультету дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета 80 лет / Л.В. Поздняк // Стратегия дошкольного образования в ХIХ веке: проблемы и перспективы: матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921--2001 гг.). -- М.: МПГУ, 2001. -- С. 3

 

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.1997 № 179, от 23.12.2002 № 919


История становления дошкольного образования в России до 1917г. Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране. Развитие системы общественного дошкольного воспитания по ВОВ. реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов

^  Виды  ДОУ по формам собственности.

 

Принципы, характерные для работы современных дошкольных учреждений: многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использования образовательных программ.

 

^ 3.Характеристика  современных форм организации  дошкольного образования. Виды и типы современных дошкольных учреждений

 

Типы учреждений, представленные в современном дошкольном образовании.

 

Виды дошкольных образовательных учреждений (в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).

 

Традиционно дошкольные образовательные учреждения.

 

Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

 

детский сад – начальная школа; детский сад компенсирующего вида (с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся) – начальная школа; прогимназия (с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.)

 

Новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания детей, центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребёнка; центры игровой поддержки ребёнка (ЦИПР); консультативные пункты (КП); лекотеки и службы ранней помощи (СРП).

 

^ 4.Детство  как культурно – исторический  и психолого–педагогический феномен. Субкультура ребенка

 

Понятие «детство» в педагогике и «дошкольное детство» в дошкольной педагогике. Основные характеристики детства и дошкольного детства. Отношение к детству на исторически разных этапах развития общества.

 

Дошкольник как субъект педагогического процесса в ДОУ. Психолого-педагогический феномен детства. Обусловленность законов внутреннего развития ребенка социальными условиями и законами воспитания. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного детства определяется

 

Детская субкультура, носителем которой является детское сообщество. Основные педагогические механизмы в дошкольном возрасте. Педагогические задачи.

 

^ 5.Проблема  целеполагания в дошкольной педагогике. Закономерности и принципы воспитания дошкольников.

 

Понятие о цели воспитания, ее объективный характер. Определение цели воспитания социальным заказом общества. Историческая трансформация цели воспитания. Цель воспитания: разностороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Цель идеальная и реальная. Задачи воспитания детей дошкольного возраста.

 

Создание условий для развития личности в современном дошкольном учреждении и семье.

 

Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

 

Гуманизация цели и принципов педагогической работы с детьми. Личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса. Системный и комплексный подход в воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста. Основные направления воспитания ребенка-дошкольника

^ 6.Содержание  дошкольного образования его  отражение в современных образовательных  программах.

 

Определение содержания образования в отечественной дидактике.

 

Нормативны документы, определяющие содержании дошкольного образования: Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования; программы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста; учебные и методические материалы, рекомендации, пособия, руководства.

 

Государственный образовательный стандарт для ступени дошкольного образования как нормативный документ.

 

Образовательная программа как нормативный документ, определяющий содержание обучения.

 

Содержание обязательного обучения. Основные принципы построения содержания дошкольного образования.

 

.

^ 7.Образовательная  программа ДОУ. Структура образовательной  программы и требования к ее  разработке.

 

Образовательная программа ДОУ как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности.

 

Определение цели и задач образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

 

Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы.

 

Содержание основной программы: совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

 

Интеграция образовательных областей.

 

^ 8.Обучение  в целостном педагогическом процессе  ДОУ. Интеграция видов деятельности в образовании дошкольников.

 

Разработка вопросов теории дошкольного обучения в зарубежной и русской педагогике (Я.А. Коменский, И.Г. Пестолоции, Ф. Фребель, М. Монтессори, В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и др). Теория дошкольного обучения в современной отечественной педагогике. Ведущая роль обучения в развитии ребенка (Е.А. Флерина, А.П. Усова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.М. Аксарина, Н.Н. Поддьяков и др.).

 

Сущность обучения. Особенности обучения дошкольников. Структура обучения.

 

Дидактические принципы обучения детей, их психолого-педагогическое обоснование. Развивающий характер обучения.

 

Умственная активность. Элементы обучения в повседневной жизни, вне занятий. Роль обогащенной предметной среды. Актуализация знаний и способов познания.

 

Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте (элементарных учебных навыков: умения слушать и слышать, понимать и принимать словесное задание, планировать деятельность, находить способы выполнения задания, организовать рабочее место, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности).

 

 

^ 9. Педагогическая  характеристика основных форм  обучения дошкольников.

 

Организация жизнедеятельности детей в разных возрастных группах.

 

Режим как важнейшее условие правильного развития детей. Основными компонентами режима: обязательные организованные занятия, игры, прогулки на св. воздухе, прием пищи, сон, проведение гигиенических процедур.

 

Формы организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ: индивидуальная, групповая, фронтальная.

 

Особенности индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.

 

^ 10.Педагогическая  характеристика методов образовательной  работы с дошкольниками.

 

Общее понятие о методах воспитания и обучения. Взаимосвязь методов и приемов обучения и воспитания. Функции методов. Требования к методам.

 

Классификации методов обучения и воспитания в современной дошкольной педагогике.

 

Характеристика методов обучения и воспитания дошкольников по источнику передачи информации: практических, наглядных, словесных, игровых.

 

Методы стимулирования и мотивации: стимулирование интересом; стимулирование поощрением (похвала, одобрение, поддержка); стимулирование через предъявление требований (просьба); стимулирование обращением к: чувствам, совести, стыду, чувству справедливости, самолюбию, любви.

 

Методы контроля в воспитании и обучении.

^ 11.Средства  обучения и воспитания в современных  ДОУ. Педагогические условия построения  развивающей среды в ДОУ.

 

Средства обучения и воспитания в современных ДОУ. Средства в широком смысле слова: виды детской деятельности, виды искусства, спортивный инвентарь и оборудование, детский коллектив, воспитательно-образовательная среда.

 

Средства в узком смысле слова: обучающие средства (без использования техники): наглядные; предметные; словесные; обучающие технические средства (электрические и электронные).

 

Перспективные направления построения предметно-развивающей среды как средства развития ребенка.

 

Принципы построения развивающей среды:

 

- принцип  дистанции и позиции при взаимодействии;

 

- принцип  активности;

 

- принцип  стабильности- динамичности;

 

- принцип  комплексирования и гибкого зонирования;

 

- принцип  эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

 

- принцип  сочетания привычных и неординарных  элементов в эстетической организации  среды;

 

- принцип  открытости-закрытости;

 

- принцип  учета половых и возрастных  различий детей.

 

^ 12. Методические  основы использование игрушки  в педагогическом процессе.

 

Основные понятия темы: игрушка, предметно-игровая среда, игровые материалы, виды игрушек.

 

История игрушки как предмета искусства и средства воспитания. Отражение в игрушке жизни общества, целей воспитания. Народная игрушка, ее художественные и педагогические достоинства.

 

Значение игрушки для удовлетворения потребности ребенка в игре, для осуществления замысла. Образовательная и воспитательная ценность игрушки (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, АС. Макаренко, Е.А. Флерина).

 

Основные виды игрушек. Исследование Е.А. Флериной о видах игрушек, их место в детских играх. АС. Макаренко об игрушках. Современная классификация игрушек.

 

Использование различных игровых материалов для развития у ребенка познавательных способностей. Умение пользоваться схемами, моделями, действовать не только с игрушками, но и с предметами заместителями. Педагогические, эстетические, гигиенические требования к игрушке.

 

Характеристика предметно-игровой среды, целесообразность ее организации. Компоненты предеметно-игровой среды: сюжетно-образные игрушки, игровые материалы, средообразующие предметы – модули, компьютер.

^ 13.Игра  как вид деятельности и средство (метод) воспитания и обучения  дошкольников. Сущность феномена игры, функции игры, классификация игр детей дошкольного возраста.

 

Игра как социокультурный феномен и как ведущий вид детской деятельности. Психолого-педагогические основы игры. Генезис сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Игровой опыт детей дошкольного возраста. Творческая направленность игровой деятельности. Игра как фактор саморазвития ребенка. Роль игры в социокультурном развитии ребенка.

 

Классификации игр детей дошкольного возраста. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные) и игры с правилами как разновидности детских игр. Игровые интересы дошкольников. Интеграция игры с детскими видами деятельности. Особенно­сти конструктивно-игровой деятельности в дошкольном возрасте.

 

Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности. Характеристики субъектной позиции ребенка в игровой деятельности; индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности. Своеобразие игрового общения дошкольников. Игровая субкультура современного дошкольника.

^ 14. Характеристика игр с готовым содержанием и правилами для дошкольников, методика руководства ими.

 

Игры с готовым содержанием и правилами в дошкольной педагогике. Игра с правилами как один из видов традиционных игр (т.е. игр, передаваемых из поколения в поколение. Отличительные особенности дидактической игры: стабильность формы, сохранение базовой структуры при разнообразии вариантов.

 

Основные характеристики игр с готовым содержанием и правилами. Виды игр с готовым содержанием и правилами: дидактические, подвижные. Классификация дидактических игр: словесные, предметные, настольно-печатные. Структура дидактической игры. Руководство дидактическими играми; подготовка к проведению игры, проведение игры, подведение итогов.

 

Подвижные игры. Классификация подвижных игр: по происхождению: народные, авторские; по характеру организации: игры без распределения играющих, игры с распределением играющих на группы; по типу основного движения: игры с бегом, с прыжками, с лазанием, с метанием.

Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений и организаций, их правовой статус