Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 17:58, доклад

Краткое описание

Республика Беларусь, оказавшись в конце XX века в новой для себя геополитической реальности, ветала перед проблемой определения стратегии своего политического и социально-экономического развития в XXI веке. Задача заключается в поиске такой модели организации общества, которая была бы адекватна историческим особенностям страны и тенденциям современного мира.
Место Беларуси в мировой цивилизации будет зависеть, прежде всего, от того, насколько быстро придет осознание её народом собственного пути развития, стратегических целей и задач социально-экономического развития страны на ближайшую и на более длительную перспективу.

Содержание

Введение………………………………………………………………5 мин.
1 вопрос – Понятие общественного развития и его теоретическая интерпретация……………………………………………………….15 мин.
2 вопрос – Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития……………………………………………25 мин.
3 вопрос – Основные стратегические направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы......................................................................................................40 мин.
Заключение……………………………………………………………5 мин.

Вложенные файлы: 1 файл

Фондовая лекция по идеологии Тема 6.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

 

Целью второго этапа (2011-2020 гг.) НСУР является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные.

На этом этапе будут  формироваться основы нового постиндустриального общества с новым технологических базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу производства.

Постепенное движение к обществу постиндустриального типа на основе новых технологических укладов и формирования всесторонне развитого человека является стратегически долгосрочной целью социально-экономического развития Беларуси [10].

 

 

Среднесрочная перспектива  социально-экономического развития Республики Беларусь находит отражение в Программах, разрабатываемых на пятилетний период.

Три предыдущие пятилетки  были посвящены восстановлению и  частичной модернизации промышленности и сельского хозяйства. Наша страна демонстрировала солидные темпы  экономического роста: в среднем  почти 7,3%, в каждый из 15 лет [11]. Среднегодовой темп экономического развития  Беларуси в истекшей пятилетке составил в среднем около 8% в год. Выше он только у двенадцати стран мира. За пять лет у нас создано 185 новых предприятий, более 320 кардинально модернизированы. Выпуск инновационной продукции увеличился более чем в 4 раза. В целом страна вышла на объемы экспорта товаров и услуг свыше 25 миллиардов в год [12]. Промышленные товары поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных товаров увеличился в 2010 году по сравнению в 2005 году в 3 раза [13].

Заметны положительные  сдвиги в модернизации электроэнергетики  республики. В 2006-2010 годах реализован 21 проект, построено 6 мини-ГЭС и 3 ТЭЦ, введено в эксплуатацию 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива [12].

Значительные успехи достигнуты в развитии агропромышленного комплекса. Валовый сбор зерна за пятилетие достиг 38 млн.т., что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001-2005 гг. Урожайность зерновых составила в среднем по стране 30 центнеров с гектара. Сегодня Республика Беларусь по производству продовольствия на душу населения занимает первое место среди стран СНГ и выходит в число мировых лидеров по производству молока, картофеля, льна и другого [12].

Вместе с тем в  ходе реализации Программы социально-экономического развития Республика Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально-экономическое развитие страны.

Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся  в импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции.

Снижается эффективность  инвестиций и медленными темпами увеличивается объем прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

На решение этих и  других проблем направляются усилия государства в новой пятилетке.

 

 

  1. Основные стратегические направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Республика Беларусь в своей политике исходит из преемственности  целей и приоритетов, которые  были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально-ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

За прошедшие годы в нашей стране заложен мощный фундамент для долгосрочного, стабильного развития.

Теперь главная задача – перейти от восстановления и сохранения к многократному приумножению всего созданного.

Новое пятилетие станет периодом обновления, нацеленным на качественное развитие Беларуси. Предстоит огромная работа, которая по своим масштабам и сложности не идет в сравнение с тем, что сделано в предыдущие годы.

IV Всебелорусское народное собрание одобрило основные положения программы социально-экономического развития Республики на 2011-2015 годы, утвердило стратегию и определило задачи государственного строительства на ближайшую перспективу.

Смысл этой стратегии  состоит в заботе государства о каждом человеке, живущем в Беларуси. [14 с. 6]

Главной целью  государства на 2011-2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

 

Реализации данной цели будут способствовать следующие приоритетные направления:

    • развитие человеческого потенциала;
    • радикальная модернизация всех отраслей экономики, создание новых высокотехнологичных производств;
    • стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
    • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
    • развитие импортозамещающих производств;
    • устойчивое развитие регионов;
    • строительство качественного и доступного жилья;
    • повышение эффективности агропромышленного комплекса.

За пять лет предусматривается увеличение ВВП на 62-68%, индекса промышленного производства – на 54-60, продукции сельского хозяйства – на 39-45%, производства услуг – в 1.96 – 2 раза. [13]

Основным ориентиром во всех сферах деятельности является качество. Качество производимых товаров и оказываемых услуг. Качество управления. И самое главное – качество жизни. По качеству жизни мы должны выйти на средний европейский уровень.

В нашей стране жизненно необходим качественный прорыв в экономике. Этот прорыв, считает Президент А. Г. Лукашенко, могут обеспечить пять новых стратегий развития страны: технологическая, транзитная, энергетическая, деловой активности и всеобъемлющей информатизации. [15]

Составными частями новой технологической стратегии являются:

    • структурные преобразования экономики, предполагающие преобладание отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью;
    • создание высокотехнологичных производств, способных предложить миру новые виды товаров и услуг;
    • формирование рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования.

 

«Наша стратегическая цель, – подчеркивает Глава государства, – вывести Беларусь в число лидеров технологического и интеллектуального развития. Придать белорусской экономике новый облик, модернизируя ее структуру, а также промышленность и сельское хозяйство на основе самых передовых производств и технологий, создавая стимулы для отечественных и иностранных инвестиций» [16].

 

Беларусь в настоящее  время находится в начальной  стадии перехода к инновационной  модели развития. В общем объеме экспорта белорусских товаров доля высокотехнологических в последние годы составляет 2.7%. Невысоким пока остается количество инновационных предприятий. В промышленности Беларуси они оставляют 16% от общего числа, тогда как в отдельных странах ЕС уровень инновационной активности крупного бизнеса (более 250 занятых) доходит до 60-70%, среднего (50-249 занятых) – до 40-50%. [17, c.3]

Для дальнейшего социально-экономического развития Беларуси необходима большая динамика инновационной деятельности. Но мы сегодня не располагаем прорывными инновациями, связанными с разработкой и внедрением собственных новейших технологий.

Планируется довести  долю новой продукции до 25%, сертифицированной – до 73.9%, количество инновационно активных предприятий – до 30.5%, сертифицировать систему менеджмента качество ISO9001 на 3-ех тысячах производств; увеличить финансовые затраты на исследования и разработки за счет средств республиканского бюджета до 1.5% к ВВП [18, с.96]. Показатель наукоемкости ВВП поднимется до 3% [12]. Сейчас у нас этот показатель не соответствует современным требованиям, менее 1% [19, с.49].

В новой пятилетке  основное внимание будет сконцентрировано на реализации нескольких национальных проектов технологического прорыва, призванных решить важнейшие государственно значимые задачи.

  • Прежде всего, освоение недр Беларуси: добыча и комплексная переработка железной руды, сланцев, бурого угля, наращивание мощностей по калию, нерудным материалам.
  • Переработка вторичного сырья: макулатуры, стекла, изношенных шин, батареек и других видов. У нас извлекается менее 15% вторичных ресурсов, в то время как европейские страны уже переходят к планке 80, а некоторые 100% [12].
  • Комплексная переработка минерального калийно-натриевого хлоридного сырья. Беларусь – третья в мире по величине разведанных промышленных запасов калийных солей после Канады и России.
  • Системная информатизация Беларуси, широкомасштабное внедрение IT-технологий. Вместо отдельных программ будет разработана единая глобальная стратегия.
  • Проекты, направленные в будущее. Прежде всего – это космические технологии. В ближайшие 5 лет космические технологии войдут в повседневный обиход при принятии коммерческих и управленческих решений в сельском, лесном, водном хозяйстве, мелиорации, предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, разведке недр, обновлений топографических карт, навигации. В этом секторе есть хороший экспортный потенциал.
  • К высоким технологиям относится и строительство атомной электростанции. Это один из ключевых проектов не только для энергобезопасности, но и для развития всей инновационной системы. Этот проект поднимет нашу экономику на качественно более высокий уровень и даст импульс новым отраслям.
  • На уровень масштабного промышленного производства должны выйти нано- и биотехнологии. В стране, по сути, будет создан биотехнологический сектор экономики, включающий 20 новых модернизированных предприятий и производств [12].

Для решения этих задач  в нашей стране имеются необходимые предпосылки. Беларусь вошла в тридцатку лучших в мире стран по индексу научно-технического потенциала [12]. С 2006 года начал работать белорусский Парк высоких технологий. Он стартовал фактически с нуля, и сегодня мы имеем один из ведущих технологических парков в Центральной и Восточной Европе.

В этом пятилетии мы станем одними из самых заметных игроков на рынке разработки компьютерных программ и информационных технологий не только в нашем регионе, но на всем европейском пространстве.

Транзитная  стратегия предусматривает расширение транспортных, коммуникационных и финансовых коридоров. Это должно стать тем основным звеном, которое обеспечит качественный рывок в экономическом развитии страны и позволит, используя географические преимущества Беларуси, занять свою нишу в международном разделении труда.

Мы – центр Европы. На белорусской земле сходятся важнейшие  транспортные пути между Европой  и Азией.

Президентом поставлены задачи: привлечь грузопассажирские потоки сюда, и от этого получить определенный доход. Повысить конкурентоспособность отечественных транспортных услуг на мировом рынке, расширить перечень транспортных услуг и эффективное использование транспортных коридоров, проходящих через территорию Беларуси.

Энергетическая  стратегия должна быть усилена за счет более эффективного использования возобновляемых источников энергии, строительства новых современных энергетических мощностей, а также диверсификации поставок традиционных ресурсов.

В новой пятилетке  энергетическая стратегия станет основным направлением деятельности всех органов власти. Это главный фактор обеспечения суверенитета и независимости нашего государства. К 2015 году планируется обеспечить получение более 30% первичной энергии из собственных источников, а оставшиеся 70% диверсифицировать как по поставщикам, так и по видам [12].

Важнейшей задачей экономического развития является энергосбережение и рациональное использование всех видов материальных ресурсов. К этому призывает Директива Президента Республики Беларусь №3. Экономия становится не просто принципом хозяйствования, но и важнейшим требованием национальной безопасности. «Для Беларуси энергобезопасность – понятие не статистическое, а стратегическое. Это вопрос независимости нас как государства и гарантия стабильности нашей экономики», - отмечается в докладе Президента на четвертом Всебелорусском народном собрании. [12]

Сегодня на мировом рынке  побеждает тот, кто имеет наиболее низкую материало- и энергоемкость  продукции. Беларусь же в два-три  раза все ещё отстает от высокоразвитых стран [15]. Поэтому без принятия соответствующих  мер, позволяющих преодолеть этот разрыв, успешная конкуренция белорусских товаров на мировых рынках невозможна.

За пять лет энергоемкость  валового внутреннего продукта уже  сокращена на четверть [12]. Но этого  категорически недостаточно. В новом  пятилетии по энергоэффективности  экономики Беларусь должна войти в клуб европейских стран.

Стратегия деловой  активности, либерализация условий осуществления экономической деятельности направляется на создание в стране благоприятного делового климата, стимулирование инвестиционной активности, снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, устранение иных ограничений, сдерживающих эффективное развитие экономики.

Информация о работе Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития