Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 17:58, доклад

Краткое описание

Республика Беларусь, оказавшись в конце XX века в новой для себя геополитической реальности, ветала перед проблемой определения стратегии своего политического и социально-экономического развития в XXI веке. Задача заключается в поиске такой модели организации общества, которая была бы адекватна историческим особенностям страны и тенденциям современного мира.
Место Беларуси в мировой цивилизации будет зависеть, прежде всего, от того, насколько быстро придет осознание её народом собственного пути развития, стратегических целей и задач социально-экономического развития страны на ближайшую и на более длительную перспективу.

Содержание

Введение………………………………………………………………5 мин.
1 вопрос – Понятие общественного развития и его теоретическая интерпретация……………………………………………………….15 мин.
2 вопрос – Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития……………………………………………25 мин.
3 вопрос – Основные стратегические направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы......................................................................................................40 мин.
Заключение……………………………………………………………5 мин.

Вложенные файлы: 1 файл

Фондовая лекция по идеологии Тема 6.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)


План лекции

Введение………………………………………………………………5 мин.

1 вопрос – Понятие  общественного развития и его теоретическая интерпретация……………………………………………………….15 мин.

2 вопрос – Стратегические  цели и особенности белорусского пути общественного развития……………………………………………25 мин.

3 вопрос – Основные  стратегические  направления   социально-экономического   развития   Республики Беларусь   на   2011 - 2015 годы......................................................................................................40 мин.

Заключение……………………………………………………………5 мин.

Учебная литература

    1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск, 2006.
    2. Мельник, В.А. Основы идеологии белорусского государства: пособие/ В.А. Мельник – Минск: Выш. шк., 2009 – 416 с.
    3. Чуешов, В.И., Таркан, И.И. Основы идеологии белорусского государства. Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах/ В.И. Чуешов, И.И. Таркан / Минск: ИВЦ Минфина, 208-188 с.

Цель лекции:

- учебная – вооружить  курсантов знаниями теории общественного развития, политической стратегии Республики Беларусь

- воспитательная –  сформировать у обучаемых понимание  сущности белорусской модели, целей  и задач социально-экономического  развития страны, определяющей роли человеческого фактора в их решении. 

 

Введение

 

Республика Беларусь, оказавшись в конце XX века в новой для себя геополитической реальности, ветала перед проблемой определения стратегии своего политического и социально-экономического развития в XXI веке. Задача заключается в поиске такой модели организации общества, которая была бы адекватна историческим особенностям страны и тенденциям современного мира.

Место Беларуси в мировой  цивилизации будет зависеть, прежде всего, от того, насколько быстро придет осознание её народом собственного пути развития, стратегических целей и задач социально-экономического развития страны на ближайшую и на более длительную перспективу.

1.Понятие общественного  развития и его теоретическая  интерпретация

 

Термин «развитие» в общенаучном смысле означает направленное изменение какого-либо объекта или явления во времени, переход его от одного качественного состояния к другому.

Развитие может осуществляться эволюционно (путем медленных изменений объекта) и революционно (путем резкого перехода объекта из одного качественного состояния в другое).

Всякий объект в своем  развитии проходит ряд стадий –  от своего зарождения через внутреннее движение и устойчивое существование  к упадку и разрушению. Понятие  развития применяется во всех областях науки и практической деятельности людей. [1, с. 479-480]

Понятие «общественное развитие» применятся для характеристики динамики общественной жизни, отражения содержания процесса изменений, происходящих в различных сферах жизнедеятельности людей.

Данным понятием обозначается не любое изменение в системе  общественных отношений, а вся совокупность динамических процессов, развертывающихся в данном обществе и определяющих возрастающие способности постоянно адаптироваться к новым усложняющимся условиям. [2, с 336]

Проблема общественного  развития – его причины, направления, стадии, результаты – издавна занимала умы мыслителей. Так, в античное время широкую известность получила цикличная теория развития общества, или теория исторического круговорота. В различных модификациях она продержалась в обществоведении практически до конца XVIII века.

В эпоху просвещения  появились теории, утвердившие идею поступательного характера общественного развития.

В XIX – XX веках возникают новые теории развития общества: локальных цивилизаций, общественных формаций, постиндустриального общества.

Авторы теории постиндустриального общества (Д.Белл, Э.Тоффлер и др.) исходят из того, что характер общественного устройства определяют техника и технологии. В зависимости от их развития и влияния на жизнь человека выделяются три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.

  • Доиндустриальное общество определяется сельскохозяйственным фактором, как главным в общественном производстве, с церковью и армией как основными его институтами.
  • Индустриальное общество определяется промышленностью, в который господствует корпорация, фирма.
  • Постиндустриальное общество – понятие, означающее общественный порядок, проходящий на смену индустриальному. Одни исследователи (Д. Белл, Ж. Фурастье) связывают его со сферой услуг; другие (Г. Бэккер, А.Турен) – с интеллектуальной сферой (наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи – с постэкономическим  человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на ценности качества жизни [3, с.264].

Многие философы новой постиндустриальной волны убеждены в том, что человеческий  фактор выходит на первый план в формировании картины новой социальной реальности и что фундаментом исторического прогресса станут не только и не столько информационные, сколько интеллектуальные технологии, напрямую зависящие от человеческого потенциала [4, с.99].

Переход к обществу постиндустриального типа – всеобщая тенденция [2, с.117]. Развитый мир вступил в постиндустриальную эпоху, которая  в каком-то смысле, является и «посткапиталистической». Социальная ткань такого общества невероятно усложнилась. Средний класс, а не буржуазия и пролетариат, играет теперь роль заглавной движущей силы общества [5, с.214].

Будущее нашей страны, как и западной цивилизации, также  находится на пути формирования общества постиндустриального типа, с сохранением и приумножением традиционных национальных ценностей и приоритетов как важнейшего условия цивилизационной идентичности белорусского народа, восточных славян [4, с.104].

Идеология любого государства  предполагает разработку стратегии общественного развития, которая является тем компасом, который указывает путь государству.

Стратегия задает перспективные  цели политической деятельности, а  также долгосрочные цели экономического, социального и духовного развития общества, способы (средства) их реализации с использованием механизма власти.

Цель – это ориентация развития. Общая характеристика цели состоит в интегративном выражении общих интересов, стремлений людей к лучшей жизни, благосостоянию.

В основе стратегии лежит  определенный идеальный образ (модель) будущего общества, политической системы, отдельных политических институтов, наиболее фундаментальные политические ценности и идеи [6, c. 137-138]. Её реализация предполагает решение крупномасштабных  задач, аналитического, кадрового, финансового обеспечения; мобилизацию ресурсов.

Стратегия воплощается  в политическом курсе, определяется идеологической доктриной, политической программой. И в зависимости от того, насколько правильно определены стратегические  приоритеты, настолько успешным окажутся усилия народа по достижению поставленных целей.

 

 

  1. Стратегические цели  и особенности белорусского пути общественного развития

 

Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке определяется Конституцией Республики Беларусь, согласно которой Республика Беларусь – это «унитарное демократическое социальное правовое государство» (ст. 1), где «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» (ст. 2).

Стратегические  цели Беларуси – построение экономически сильного, социально справедливого, независимого государства на основе поступательного социально-экономического развития страны и всестороннего гармонического развития человека.

Стратегия общественного  развития охватывает и определяет динамику всех сфер жизнедельятельности белорусского общества, начиная с социально-экономической и заканчивая духовно-культурной сферами. Тактика её реализации будет развиваться в ногу со временем, с учетом новых задач и потребностей общества.

В идеальном варианте стратегия – это научная  теория достижения целей [7, с. 367]. С обретением суверенитета перед страной встала задача: найти такую теоретическую модель общественного развития, которая бы была адекватна  историческим особенностям страны и тенденциям развития современного мира.

Общественное сознание и наука подошли к пониманию  особенностей Беларуси в современных условиях, получивших определение «белорусская модель развития», основанную на взвешенных, продуманных, эволюционных преобразованиях без обвальной приватизации и «шоковой терапии», с сохранением всего лучшего, что ранее мы имели в нашей экономике и традициях. Но одновременно мы, отмечает Глава государства, учились работать в новых, рыночных условиях, используя весь мировой опыт, учитывая современные тенденции в мировой экономике.

Белорусская модель включает в себя как традиционные принципы функционирования рыночных, так и специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких, как коллективизм и взаимопомощь, приверженность социальной справедливости.

Белорусская модель даст возможность сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.

В нашей стране осуществляется оптимальное использование новых  рыночных методов и элементов  перспективного научного прогнозирования. Возрождены пятилетние планы развития страны, внеся в них такое новшество как внедрение общегосударственных приоритетов.

Основными чертами белорусской модели социально-экономического развития являются:

  • сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
  • развитие частного сектора в сочетании с государственным и не в ущерб национальным интересам;
  • приватизация, выступающая не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника;
  • интеграция с Россией и другими странами СНГ прежде всего в экономической сфере;
  • сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности наряду с адресной помощью.

 

 

Идеологической основой  социально-экономической модели Республики Беларусь является Национальная стратегия устойчивого развития /НСУР/ до 2020 года [9, с. 265], главными составляющими которой являются: человек – окружающая среда – экономика.

В основе Концепции устойчивого развития, принятой на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) лежит необходимость переоценки общественного прогресса – переход на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека. Самоцелью и богатством общества является не рост производства или техногенных ценностей как таковых, а человек.

В Беларуси идея устойчивого  развития получила признание в силу сложной социально-экономической  ситуации в стране после распада  СССР и необходимости выработки новой модели развития общества. Сырьевая и энергетическая зависимость республики от бывшего единого народнохозяйствованного комплекса, ориентация экономики на союзный рынок, устаревшие многоотходные технологии, загрязняющие окружающую среду, последствия чернобыльской катастрофы – всё это предопределило глубину экономического и экологического кризисов, в тисках которых оказалась наша страна в начале 1990-х годов.

Национальная стратегия  устойчивого развития была разработана (1997) на основе глубокого анализа мировых и региональных социально-экономических, общественно-политических и гуманитарных проблем. В ней были определены цели, приоритеты и этапы долгосрочного развития, оценены национальные ресурсы, природный и социально-экономический потенциал республики, механизмы и средства реализации концепции устойчивого развития в целях снижения вредного воздействия на состояние окружающей среды.

 

Целью первого этапа (1997-2010 гг.) НСУР являлось дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе

  • развития и рационального использования человеческого потенциала,
  • повышения эффективности экономики,
  • роста ее конкурентоспособности.

На данном этапе осуществлялись меры по созданию необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство  благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамического роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны. Все это требовало усиления политико-управленческого регулирования со стороны государства процесса построения рыночной экономики.

Информация о работе Стратегические цели и особенности белорусского пути общественного развития