Социально-экономические права человека и гражданина и их закрепление в зарубежных конституциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 00:13, реферат

Краткое описание

Данная тема актуальна тем, что права человека можно рассматривать как основу конституционализма. Выше уже неоднократно отмечалось, что главный смысл создания конституций заключался в обеспечении свободы и безопасности человека, прежде всего от произвола государственной власти. Только свободный человек - производитель необходим был обществу, переходившему от аграрного строя к индустриальному, или, если пользоваться терминологией Карла Маркса, от феодализма к капитализму.

Вложенные файлы: 1 файл

соц-эк права граждан.docx

— 59.57 Кб (Скачать файл)

 

Общие принципы и подходы, касающиеся организации охраны здоровья граждан, закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Государство гарантирует  охрану здоровья каждого человека в  соответствии с внутренним законодательством, общепризнанными принципами и нормами  международного права, международными договорами Российской Федерации.

 

В соответствии с Законом  Российской Федерации от 28 июня 1991 года «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации»3граждане имеют  право на обязательное и добровольное медицинское страхование.

 

Сотрудникам органов внутренних дел медицинская помощь предоставляется  бесплатно в медицинских учреждениях  системы МВД России. Медицинская  помощь включает в себя профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и иные виды помощи.

 

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи обеспечивается в соответствии с программами  обязательного медицинского страхования, соответствующими нормативными правовыми  актами.

 

Гражданам Российской Федерации  предоставляются бесплатно следующие  виды медицинской помощи:

 

• скорая медицинская помощь;

 

• амбулаторно-поликлиническая  помощь и стационарная помощь.

 

К членам семьи сотрудника, которым обеспечивается гарантированный  объем бесплатной медицинской помощи, относятся жена (муж), дети до 18 лет  и иждивенцы. Другие родственники сотрудника, хотя бы и проживающие вместе с  ним, правом на бесплатное медицинское  обеспечение в медицинских учреждениях  системы МВД России не обладают.

 

При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту  нахождения сотрудников медицинских учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинская помощь оказывается им беспрепятственно и бесплатно в иных медицинских учреждениях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Оплата этих услуг производится из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения органов внутренних дел.

 

Право на социальное обеспечение  закреплено в статье 39 Конституции  Российской Федерации, которая гарантирует  каждому социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом.

 

Социальное обеспечение - это прежде всего материальные выплаты гражданам, имеющим на это право (пенсионеры, инвалиды, дети, больные и др.), из специальных источников (бюджеты, фонды). Они являются государственными либо находятся под патронажем государства. Государственные пенсии и пособия устанавливаются законом4.

 

И хотя социальное обеспечение  охватывает различные виды помощи, поддержки, его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию (абз. 4 п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 года).

 

Право на образование гарантируется  статьей 43 Конституции Российской Федерации. Это право получило широкое закрепление  на международном уровне. Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 26) говорит о том, что каждый человек  имеет право на образование. Образование  должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования.

 

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации  каждому дано право на конкурентной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении. Допускаются частные платные вузы. Право на образование - это возможность выбора получения образования5.

 

В зависимости от видов  образовательных программ и типов  образовательных учреждений предложена следующая классификация прав на образование6: право на дошкольное образование; право на начальное общее образование; право на основное общее образование; право на среднее (полное) общее образование: право на профессиональную подготовку; право на начальное профессиональное образование; право на среднее профессиональное образование; право на неполное высшее образование (в объеме двух курсов); право на высшее профессиональное образование с квалификацией «бакалавр»; право на высшее профессиональное образование с квалификацией «специалист»; право на высшее профессиональное образование с квалификацией «магистр»; право на высшее профессиональное образование по программам подготовки специалистов; право на послевузовское профессиональное образование по программе кандидата наук; право на послевузовское профессиональное образование по программе доктора наук; право на дополнительное образование. Такая классификация, нашедшая отражение в законодательстве об образовании, соответствует принципу непрерывности и преемственности процесса образования (п. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

 

Как и любая деятельность, служба в органах внутренних дел  требует определенного профессионализма. Обязанности сотрудника способен успешно  выполнять лишь тот человек, который  владеет комплексом специальных  знаний и практических навыков, приобретенных  в результате общей и специальной  подготовки, в процессе соответствующей  работы. Эти знания и навыки должны обеспечивать качественное выполнение служебных задач, постоянную готовность сотрудника к выполнению сложных, порой  рискованных заданий, способность  улучшать свои профессиональные качества и т.д.

 

Профессиональные кадры  сотрудников органов внутренних дел готовят несколько десятков высших и средних специальных  учебных заведений системы МВД  России.

 

Помимо учебных заведений  системы МВД России профессиональные кадры органов внутренних дел  готовят также гражданские образовательные  учреждения профессионального образования.

 

Жилищные права граждан  закреплены в статье 40 Конституции  Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право  на жилище. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления  права на жилище.

 

Надлежащее жилище входит составной частью в достойный  жизненный уровень человека, провозглашенный  Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

 

Право на жилище - это возможность  для человека пользоваться имеющимся  у него на законном основании жилым  помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения  по каким-либо причинам. Однако это  не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стесненные жизненные условия, вправе требовать  от кого бы то ни было немедленного предоставления жилья или улучшения жилищных условий7.

 

Право граждан на жилище может  быть сведено к трем юридическим  возможностям: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в  домах всех разновидностей жилищного  фонда; обеспечение здоровой среды  обитания, жилой среды, достойной  цивилизованного человека8.

 

Статья 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года «О милиции», Положение о службе в органах  внутренних дел Российской Федерации  устанавливают некоторые дополнительные гарантии обеспечения жильем сотрудников, обусловленные особенностями их труда.

 

Нуждающимися в улучшении  жилищных условий в соответствии с ЖК РФ признаются сотрудники, которые:

 

• имеют обеспеченность жилой  площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого субъектом  Российской Федерации;

 

• проживают в жилом  помещении (доме), не отвечающем установленным  санитарным и техническим требованиям;

 

• проживают в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых  хронических заболеваний, при которых  совместное проживание с ними в одной  квартире невозможно;

 

• проживают в смежных  неизолированных комнатах по две  семьи и более при отсутствии родственных отношений;

 

• проживают в общежитиях, за исключением лиц, поселившихся в  связи с обучением;

 

• проживают длительное время  на условиях поднайма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов или в домах, принадлежащих  гражданам на праве личной собственности, и не имеют другой жилой площади9.

 

В соответствии с законодательством  Российской Федерации сотрудники органов  внутренних дел могут реализовать  свое право на жилое помещение  различными способами, прежде всего  путем получения жилых помещений  в жилищном фонде Российской Федерации  или жилищном фонде субъекта Российской Федерации на основании договора социального найма жилого помещения.

 

Жилищным кодексом Российской Федерации определен порядок  принятия на учет граждан, нуждающихся  в жилых помещениях, а также  порядок предоставления самих жилых  помещений.

 

Порядок учета сотрудников  органов внутренних дел, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, и  распределения жилой площади  в органах внутренних дел урегулирован приказом МВД России от 24 мая 2003 года.

 

В соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального  найма предоставление жилого помещения  государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется малоимущим гражданам, признанным по установленным  ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых  помещениях.

 

При этом малоимущими граждане признаются с учетом дохода, приходящегося  на каждого члена семьи, и стоимости  имущества, находящегося в собственности  членов семьи.

 

Согласно части 1 статьи 63 ЖК РФ договор социального найма  жилого помещения заключается в  письменной форме на основании решения  о предоставлении жилого помещения  жилищного фонда социального  использования.

 

Предоставление жилья  сотрудникам органов внутренних дел, исходя из особенностей прохождения  службы, регламентируется и другими  нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

 

Жилищные права сотрудников  органов внутренних дел могли  бы реализоваться также путем  строительства и приобретения жилого помещения с использованием ипотечного жилищного кредитования, а также  с помощью безвозмездных жилищных субсидий.

 

Принимая во внимание политику государства, направленную на расширение возможностей системы ипотечного жилищного  кредитования, представляется необходимым  усилить помощь государства таким  категориям граждан, как сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, которым без содействия государства реализовать свое право  на жилище с помощью системы ипотечного кредитования достаточно сложно.

 

Дополнительным источником решения жилищной проблемы в МВД  России могло бы стать распространение  на сотрудников органов внутренних дел льготных условий ипотечного кредитования, аналогичных разработанным  для военнослужащих. Министерством  внутренних дел инициирован этот вопрос в Правительстве РФ10.

 

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года, регулирующим обеспечение жильем увольняемых  со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также  граждан, уволенных со службы, установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел, а также  члены их семей обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем  выпуска и погашения государственных  жилищных сертификатов.

 

Предоставление их сотрудникам  осуществляется в соответствии с  Правилами выпуска и погашения  государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой  программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными  Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года.

 

Право на получение субсидий имеют признанные в установленном  порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий сотрудники органов внутренних дел, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы (по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями), общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.

 

Сертификат является именным  свидетельством, удостоверяющим право  гражданина - участника подпрограммы на получение субсидии.

 

Конституция Российской Федерации  определила, что государство и  органы местного самоуправления содействуют  и поощряют жилищное строительство (ч. 2 ст. 40).

 

Сотрудники органов внутренних дел имеют право получения  беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство. Рассматриваемая льгота может быть предоставлена сотруднику один раз  в течение службы. Равным образом  один раз за время службы может  быть предоставлена беспроцентная  ссуда на строительство жилья  с рассрочкой на 20 лет и погашением 50 процентов предоставленной ссуды.

 

Кроме того, сотрудники органов  внутренних дел имеют право на получение безвозмездной финансовой помощи в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 2 июля 2002 года. Необходимо отметить, что  ссуда может быть использована лишь на индивидуальное или кооперативное  жилищное строительство. Приобретение жилья другими способами или  использование денежных средств  на иные цели недопустимо.

Информация о работе Социально-экономические права человека и гражданина и их закрепление в зарубежных конституциях