Социально-экономические права человека и гражданина и их закрепление в зарубежных конституциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 00:13, реферат

Краткое описание

Данная тема актуальна тем, что права человека можно рассматривать как основу конституционализма. Выше уже неоднократно отмечалось, что главный смысл создания конституций заключался в обеспечении свободы и безопасности человека, прежде всего от произвола государственной власти. Только свободный человек - производитель необходим был обществу, переходившему от аграрного строя к индустриальному, или, если пользоваться терминологией Карла Маркса, от феодализма к капитализму.

Вложенные файлы: 1 файл

соц-эк права граждан.docx

— 59.57 Кб (Скачать файл)

 

Право частной собственности - одно из основных прав гражданина, закрепленное статьей 35 Конституции Российской Федерации. Данная норма установила, что право  частной собственности охраняется законом. Каждый человек может иметь  имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно  с другими лицами. Конституция  установила и гарантии сохранения собственности, поскольку никто не может быть лишен своего имущества иначе  как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных  нужд может быть признано только при  условии предварительного и равноценного возмещения.

 

Разновидностью частной  собственности в Российской Федерации  является собственность на землю. Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляется их собственниками свободно. Условия и порядок пользования  землей определяются на основе федерального закона.

 

Сотрудник органов внутренних дел не может владеть частными предприятиями, быть соучредителем  предприятий смешанной формы  собственности, учредителем (участником) хозяйственных обществ и товариществ, производственных и потребительских  кооперативов, муниципальных предприятий, а также заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

 

При поступлении на службу гражданин, владеющий долями (пакетами акций) в уставном капитале коммерческих организаций, обязан передать эти доли (акции) в доверительное управление под гарантию государства.

 

Среди социально-экономических  прав важное место занимает право  на труд, закрепленное в статье 37 Конституции  Российской Федерации. Содержание и формы реализации этого права сотрудниками органов внутренних дел установлены статьями 19, 20 Закона Российской Федерации «О милиции», подробно порядок службы урегулирован Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, а также в ряде других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных правовых актах.

 

Право на труд реализуется  сотрудниками органов внутренних дел  посредством прохождения ими  службы, которая является особым видом  федеральной государственной службы и представляет собой предусмотренное законодательством исполнение обязанностей в органах внутренних дел Российской Федерации.

 

Законодательством установлен запрет на прямые или косвенные ограничения  либо преимущества в прохождении  службы для каких-либо сотрудников  в сравнении с другими. Ни национальность, ни социальное положение, ни отношение  к религии, ни убеждения, ни членство в общественных объединениях сотрудника не могут влиять на его перемещение  по службе. Все определяет профессиональная подготовленность сотрудников, наличие  у них необходимых личных и  деловых качеств, отвечающих требованиям  соответствующей должности. Это  положение в полной мере соответствует  части 4 статьи 32 Конституции Российской федерации и статье 25 (п. «с») Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 год), которые провозглашают  равный доступ к государственной  службе и налагают запрет на какие-либо формы дискриминации и необоснованные ограничения при прохождении  государственной службы.

 

На сотрудников распространяются нормы трудового законодательства, определяющие недельную продолжительность  рабочего времени - 40 часов. Продолжительность  ежедневного служебного времени  зависит от того, какая (пятидневная  или шестидневная) рабочая неделя установлена в том или ином органе, учреждении или подразделении. Равным образом в компетенцию руководства органа внутренних дел входит определение времени начала и окончания ежедневной службы. Все эти вопросы регулируются правилами внутреннего распорядка.

 

Учитывая специфику решаемых задач, законом разрешено привлекать сотрудников к выполнению служебных  обязанностей сверх установленной  продолжительности рабочего времени, а также в ночное время, дни  еженедельного отдыха и праздничные  дни.

 

Интересами службы и обеспечения  беспристрастности в работе продиктовано запрещение сотрудникам заниматься предпринимательской деятельностью и работать по совместительству.

 

Названный выше запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую  деятельность сотрудника. Он также  не ограничивает право сотрудника вести  личное хозяйство.

 

Что касается работы сотрудника по совместительству, то закон не допускает  его работу на условиях совмещения вне системы МВД России.

 

Право на денежное довольствие  предоставлено сотрудникам органов  внутренних дел в соответствии с  характером и условиями службы. Оно  является основной составляющей, обеспечивающей необходимый уровень социальной защиты личного состава органов  внутренних дел.

 

 

Под денежным довольствием лиц  рядового и начальствующего состава  органов внутренних дел понимается вознаграждение, во-первых, за труд в  соответствии с его количеством  и качеством по заранее установленным  и гарантированным государством нормам, во-вторых, за время, в течение  которого сотрудники фактически не работали, в случаях, предусмотренных законодательством (например, за время болезни, очередного отпуска и т.д.).

 

Основные принципы оплаты труда сотрудников органов внутренних дел установлены Федеральным законом от 30 июня 2002 года «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)»1.

 

Размеры окладов по типовым  штатным должностям и окладов  по специальным званиям сотрудников  не должны быть ниже размеров должностных  окладов и ежемесячных надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий  федеральных государственных служащих органов исполнительной власти.

 

Размеры окладов денежного  содержания сотрудников должны индексироваться  или повышаться в порядке и  в сроки, которые предусмотрены  для индексации или повышения  должностных окладов и ежемесячных  надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд федеральных  государственных служащих федеральных  органов исполнительной власти.

 

Размеры окладов по должностям и специальным званиям сотрудникам  в настоящее время установлены  постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года «Об установлении окладов денежного содержания сотрудникам  органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов  уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной  противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации»60. Оклады сотрудников органов внутренних дел по штатным должностям и оклады по специальным званиям Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2008 года «О повышении в 2008 году денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти» повышены с 1 февраля 2008 года в 1,09 раза и с 1 октября 2008 года - в 1,09 раза.

 

В соответствии с Федеральным  законом от 30 июня 2002 года, Постановлением Правительства Российской Федерации  от 21 января 2003 года, приказом МВД России от 13 марта 2003 года дополнительные выплаты  сотрудникам органов внутренних дел также включают:

 

•премии за образцовое исполнение служебных обязанностей;

 

•единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных  обязанностей по итогам календарного года;

 

•материальную помощь;

 

•единовременную выплату  при награждении почетной грамотой МВД России.

 

В соответствии с Указом Президента от 18 февраля 2005 года «О ежемесячном  денежном поощрении отдельных категорий  военнослужащих и сотрудников, имеющих  специальное звание» с 1 марта 2005 года сотрудникам органов внутренних дел выплачивается ежемесячное  денежное поощрение в размере  одного оклада по должности.

 

Одной из дополнительных мер  обеспечения социальной защищенности личного состава в условиях рыночной экономики, имеющих место инфляционных процессов является практика установления дополнительных выплат сотрудникам сверх установленного размера денежного довольствия в субъектах Российской Федерации.

 

Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, министром внутренних дел Российской Федерации установлены надбавки и дополнительные выплаты сотрудникам  органов внутренних дел. Все надбавки, выплаты, компенсации устанавливаются  и изменяются каждому конкретному  сотруднику приказом руководителя органа внутренних дел.

 

Сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются следующие  ежемесячные процентные надбавки к  должностному окладу:

 

• за сложность, напряженность  и специальный режим службы;

 

• за ученую степень;

 

• за знание иностранных  языков и их практическое применение;

 

• сотрудникам органов  внутренних дел, допущенным к государственной  тайне;

 

• за шифровальную работу;

 

• за особые условия службы (сотрудникам медицинских вытрезвителей, изоляторов временного содержания подозреваемых  и обвиняемых и др.).

 

Кроме того, в соответствии с приказом МВД России от 30 сентября 1999 года надбавки и выплаты установлены  и другим категориям сотрудников.

 

Однако, несмотря на неоднократные  повышения окладов денежного  содержания, денежные доходы сотрудников  органов внутренних дел отстают  от среднего уровня доходов по стране. В большинстве семей сотрудников  среднедушевой доход остается ниже прожиточного минимума, за чертой бедности.

 

Результаты социологических  опросов в 2007 году показали, что в  настоящее время привлекательность  правоохранительной службы по контракту  на рынке труда может быть обеспечена при уровне денежного довольствия  рядового милиционера не менее 16,0 тыс. рублей в месяц (достижение такого уровня денежного довольствия не запланировано  даже к 2010 году). На сегодняшний день существует некоторая диспропорция в фактических размерах должностных  окладов в федеральных силовых  структурах. Кроме того, снижение удельного  веса окладов денежного содержания (должностного оклада и оклада по званию) и значительное увеличение доли дополнительных выплат в общем объеме денежного  довольствия (что и произошло  в предшествующие годы, когда это  соотношение составило в среднем 1:4) вообще ставят под сомнение роль денежного содержания как основы оплаты труда военнослужащих и сотрудников2.

 

Низкий уровень оплаты труда отрицательно сказывается  на морально-психологическом состоянии  сотрудников и их семей, приводит к снижению стимулов к исполнению служебных обязанностей, падению  престижа службы, оттоку квалифицированных  кадров из органов внутренних дел. При  этом на службу в органы внутренних дел далеко не всегда удается принимать  сотрудников, по своим деловым и  моральным качествам способных  на высоком профессиональном уровне исполнять возлагаемые на них  обязанности.

 

Установление достаточно высокого уровня денежного довольствия  сотрудников органов внутренних дел будет являться мощным стимулом для качественного исполнения сотрудниками своих обязанностей в служебной  деятельности, обеспечит заинтересованность в повышении уровня своего профессионального  мастерства, а также позволит подбирать  на службу в органы внутренних дел  новые хорошо подготовленные кадры. Высокие размеры денежного довольствия  сотрудников органов внутренних дел - это один из факторов, необходимых  для успешной работы в сфере искоренения  коррупции в органах внутренних дел, а также повышения авторитета сотрудников среди граждан Российской Федерации.

 

Право на отдых установлено  статьей 37 Конституции Российской Федерации. Государством гарантируется возможность  каждого в рамках трудовых отношений  иметь время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может  использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ от 30 декабря 2001 года).

 

В соответствии с законодательством  право на отдых включает в себя ограничение рабочего времени (установление нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени  для отдельных профессий и  категорий работников); перерывы в  течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; еженедельные выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск; а также неоплачиваемый отпуск (абз. «б» ст. 21, ст. 107, 128 ТК РФ).

 

Условия предоставления всех видов отдыха, а также связанные  с этим обязанности и ответственность  руководителей установлены законом  в разделе V «Время отдыха» ТК РФ.

 

Сотруднику органов внутренних дел предоставляется ежегодный  оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 суток с предоставлением времени, необходимого для проезда к месту  проведения отпуска и обратно.

 

Дополнительный оплачиваемый отпуск сотруднику предоставляется:

 

• после 10 лет службы - продолжительностью 5 суток;

 

• после 15 лет службы - продолжительностью 10 суток;

 

• после 20 лет службы - продолжительностью 15 суток.

 

Согласно действующему законодательству сотрудники имеют право и на иные виды отпусков: краткосрочные - продолжительность  до 10 суток (для решения неотложных социально-бытовых вопросов, выполнения родственного долга); по болезни; каникулярные; дополнительные (за особый характер службы); социальные (в связи с материнством и уходом за детьми); творческие (в  связи с обучением в учебных  заведениях по вечерней или заочной  формам).

 

Сотрудникам, проходящим службу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, очередной  отпуск предоставляется продолжительностью 45 суток независимо от стажа службы.

 

Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепила право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Каждый гражданин Российской Федерации  имеет право на охрану здоровья и  медицинскую помощь.

 

Медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения оказывается гражданам  бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

 

Право на медицинскую помощь является формой проявления конституционного права на охрану здоровья.

Информация о работе Социально-экономические права человека и гражданина и их закрепление в зарубежных конституциях