Социально-экономические права человека и гражданина и их закрепление в зарубежных конституциях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 00:13, реферат

Краткое описание

Данная тема актуальна тем, что права человека можно рассматривать как основу конституционализма. Выше уже неоднократно отмечалось, что главный смысл создания конституций заключался в обеспечении свободы и безопасности человека, прежде всего от произвола государственной власти. Только свободный человек - производитель необходим был обществу, переходившему от аграрного строя к индустриальному, или, если пользоваться терминологией Карла Маркса, от феодализма к капитализму.

Вложенные файлы: 1 файл

соц-эк права граждан.docx

— 59.57 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

по дисциплине Конституционное  право зарубежных стран

 

на тему:

 

Социально-экономические  права человека и гражданина и  их закрепление в зарубежных конституциях

 

Москва - 2010

 

Введение

 

Данная тема актуальна  тем, что права человека можно  рассматривать как основу конституционализма. Выше уже неоднократно отмечалось, что главный смысл создания конституций  заключался в обеспечении свободы  и безопасности человека, прежде всего  от произвола государственной власти. Только свободный человек - производитель необходим был обществу, переходившему от аграрного строя к индустриальному, или, если пользоваться терминологией Карла Маркса, от феодализма к капитализму.

 

Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит  ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных  актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII- XVIII веков. В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы  считаться демократическим, не могло  не записать в своей конституции  определенный перечень прав человека. Тем самым права человека, оставаясь  нравственно-политическим императивом, приобретали юридическую форму  и становились важнейшим институтом конституционного права. Впоследствии они стали и институтом международного права.

 

Следует подчеркнуть, что  права и свободы человека принадлежат  каждому индивиду, а права и  свободы гражданина - только тем  лицам, которые состоят в гражданстве  данного государства. Права и  свободы гражданина не надо смешивать  и с гражданскими правами и  свободами, которые, как правило, принадлежат  каждому человеку.

 

Примечательно, что Конституция  Франции 1791 года, вновь перечислив и  уточнив личные права человека, указала: «Законодательная власть не может издавать законы, препятствующие осуществлению  естественных и гражданских прав, перечисленных в настоящем разделе  и обеспеченных Конституцией, или  нарушающие эти права; а так как  свобода состоит в том, чтобы  делать все, что не наносит ущерба правам других или общественной безопасности, то закон может установить наказание  за совершение деяний, которые, нарушая  общественную безопасность или права  других граждан, вредны для общества». Другими словами, в этой норме  была точно ограничена власть законодателя; проводилось разграничение между  правами и свободами человека и гражданина и правами государства  по регулированию правового положения  индивида.

 

Итак, целью моей работы будет  являться изучение социально-экономических  прав человека и гражданина, закрепленных в зарубежных конституциях.

 

1. Экономические права  человека и гражданина: их закрепление  и общая характеристика

 

Приведем примеры конституционных  формулировок, различающих права  человека и права гражданина. Так, в Испанской конституции 1978 года сказано: «Все имеют право на жизнь и на физическую и моральную целостность и ни в каком случае не могут подвергаться пыткам или негуманным, унизительным наказаниям». Особенность Конституции Японии 1946 года заключается в том, что права гражданина она формулирует как права народа. Например, «народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и освобождать их от должности». Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.,2000. С. 87.

 

Социально-экономические  права и свободы определяют правовое положение личности как члена  гражданского общества. Из этих прав наиважнейшим является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это главное  право обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства как со стороны отдельных лиц, так и органов самого государства. Принцип священности и неприкосновенности частной собственности нашел свое выражение в запрещении конституционными нормами каких-либо конфискаций или реквизиций иначе как в строго установленных законом случаях по приговору суда.

 

Аристотель считал, что  частная собственность, в конечном счете, коренится в природе человека, в его естественной любви к  себе. В его труде «Этика» себялюбие  трактуется как весьма ценная добродетель: «Каждый человек сам себе более  всего друг и должен любить более  всего самого себя»19. В этой связи  частная собственность должна признаваться как разумное и добродетельное начало. Столярова Ю.О. Конституция Российской Федерации: права и свободы человека и гражданина.// Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. №2. С. 15.

 

Так, ст. 11 Конституции Бельгии  говорит: «Никто не может быть лишен  своей собственности иначе как  для общественной пользы, в случаях  и в порядке, установленных законом, и при условии справедливого  и предварительного возмещения». Захаров  В.В. Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия. М.,2006. С. 58.

 

Конституция Италии гласит (ст. 42): "Частная собственность признается и гарантируется законом, который  определяет способы ее приобретения и пользования, а также -- ее пределы -- с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех". Там же. С. 64.

 

Вместе с тем в соответствии с распространенной формулой "собственность  обязывает" (например, Основной закон  ФРГ. Ст. 14; Конституция Украины. Ст. 15) оговаривается, что пользование собственностью не должно идти во вред обществу, оно призвано служить общему благу и не должно нарушать права других граждан. Конституции обычно устанавливают юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как на основании закона и по решению суда. Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещаются насильственные принудительные национализация и реприватизация.

 

С правом собственности связано  право на предпринимательскую деятельность. Это право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законом. Для предпринимательской  деятельности существует государственная  регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных  видов деятельности.

 

Злоупотребление этим правом недопустимо. Во многих странах запрещена  монополистическая предпринимательская  деятельность. (вместе с тем в законодательстве Австрии, Италии, ФРГ и некоторых иных закреплена возможность отчуждения частной собственности в интересах общества, в конституционных нормах Франции и Мексики допускается национализация отдельных отраслей хозяйства).

 

Конституция Испании, например, устанавливает (ст. 38): "Признается свобода  предпринимательства в рамках рыночной экономики. Органы власти гарантируют  и охраняют ее осуществление, а также  обеспечивают защиту производства, в  соответствии с общими экономическими требованиями, включая планирование". Баглая М. В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2004. С. 97. Во многих странах государство запрещает определенные виды экономической деятельности (например, производство некоторых видов оружия) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государственные органы регулируют экспорт и импорт, ограничивают монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах национальной экономики, но могут устанавливаться только законом.

 

В 50-е годы XX века конституциями  Бангладеш, Габона, Дании, Гватемалы, Италии, Индии, Коста-Рики, Марокко, Японии и  целого ряда других государств было провозглашено  право на труд. В некоторых конституциях право на труд было провозглашено  лишь как желание или цель, к  которой государство только стремится. Например, в ст. 56 Конституции Коста-Рики сказано: «Труд является правом человека и его обязанностью в отношении  общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом, надлежаще  вознаграждаемым, и не допускать  условий, в какой-либо форме нарушающих свободу или достоинство человека или низводящих труд до положения  предмета простой торговли». Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2007. С. 69.

 

Отдельные конституции провозглашают  также право на равную плату за равный труд и право на отдых. Эти  положения нашли свое четкое отражение  в ст. 36 Конституции Италии: «Трудящийся  имеет право на вознаграждение, соответствующее  количеству и качеству его труда  и достаточное во всяком случае для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования… Трудящийся имеет право на еженедельный отдых и на ежегодный оплачиваемый отпуск; он не может от них отказаться». Захаров В.В. Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия. М.,2006. С. 65.

 

Огромным завоеванием  трудящихся является право на забастовку, которое провозглашается конституционным  правом почти всех демократических  стран. Одновременно зарубежное трудовое законодательство предусматривает  различные способы и методы ограничения  этого права. Самым распространенным является запрещение всеобщих стачек, забастовок, солидарности, пикетирования, политических забастовок.

 

Таким образом, экономические  права и свободы человека и  гражданина есть закрепленные Конституцией, принадлежащие каждому человеку либо гражданину, охватывающие отношения, связанные как с индивидуальной частной жизнью лица, так и с  жизнедеятельностью гражданского общества в целом.

 

2. Социальные права человека  и гражданина: их закрепление  и общая характеристика

 

Термин “социальный” в  самой общей трактовке означает сосуществование людей в обществе и государстве. В германской правовой системе, данный термин означает и “заботу  государства о бедных и слабых”. Гвоздева О.М. Классификация социально-экономических  прав в науке конституционного права//

Научный вестник Омской академии МВД России. 2005. № 2. С. 44.

 

Социальное государство  по своей сути - понятие новое  в российском законодательстве. Оно  подчеркивает обязанность государства  проводить определенную социальную политику и несет ответственность  за достойную жизнь людей. Под  достойной жизнью необходимо понимать материальную обеспеченность граждан  на уровне стандартов современных развитых стран и систему жестких социальных гарантий, направленных на обеспечение  всех необходимых жизненных условий. Именно успехи в социальной политике являются показателем успешной и  плодотворной деятельности правительств в государстве.

 

Следуя нормам международного права, Основной Закон устанавливает  обязанность государства проводить  социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Словом, социальное государство обязано не только обеспечить свободное развитие личности, но и создавать условия, при которых каждый имел бы реальную возможность проявить свои знания, способности в общественно полезном труде

 

Социальные права могут  быть разбиты на три группы: права  на коллективные действия в защиту своих интересов, индивидуальные трудовые права, права в социальной области. Регламентация указанных прав осуществляется различными отраслями права (трудовым, административным, социальным). Практически ни в одной стране эти права конституционно не закреплены в полном объеме. В некоторых государствах (например, в США) они вообще не относятся к числу основных ("фундаментальных") прав, а потому не включены в конституции. Не только материальные, но и юридические гарантии многих социальных прав находятся на низком уровне. Так, из-за отсутствия ясно сформулированных обязанностей, соответствующих этим правам, они не пользуются судебной защитой. Регламентация ряда прав вообще исчерпывается их конституционным или законодательным провозглашением, они имеют поэтому скорее декларативный характер и уязвимы перед угрозой нарушений и ущемлений со стороны предпринимателей и государственного аппарата.

 

Если положения Международного пакта о гражданских и политических правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте  прав" (ч. 1 ст. 2). Захаров В.В. Конституционное  право зарубежных стран: Хрестоматия. М.,2006. С. 70.

 

Поэтому социальные и культурные права предстают скорее как правовые стандарты, к которым должно стремиться государство в своей политике. Реализация прав ставится в зависимость  от материальных возможностей государства  и к тому же обеспечивается постепенно.

 

 

Права на коллективные действия в защиту своих интересов подразумевают  права на объединение в профсоюзы, забастовку, заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятиями. Эту группу прав, особенно право на объединение в профсоюзы, часто рассматривают как часть  политических прав и свобод (свобода  союзов и ассоциаций). Такой подход, безусловно, верен, поскольку широкие  коллективные действия лиц наемного труда часто носят определенный политический оттенок, а иногда приобретают  политическую направленность. Но в  то же время в большей мере они  используются работниками для защиты своих социально-экономических интересов. Поэтому права на коллективные действия подвергаются определенным ограничениям.

 

Профсоюзы практически во всех странах обладают легальным  статусом, пользуются международно-правовой защитой. Закрепляется и их право  на заключение коллективных договоров  об условиях труда. В Португалии Конституцией (ст. 55) "за трудящимися признается свобода профсоюзной деятельности -- условие и гарантия их единства в защите своих прав и интересов". Там же. С. 97. Но здесь же профсоюзам предписывается проводить периодические выборы руководящих органов путем тайного голосования.

 

Конституциями закрепляется право на забастовку, которое обычно выводится из запрета принудительного  труда. Но для проведения стачки от рабочих требуют предварительного уведомления предпринимателя, соблюдения "периода охлаждения" (срок, в  течение которого нельзя начинать стачку), проведения тайного голосования  среди рабочих и т. д. Запрещаются  многие виды забастовок (политические, солидарности и др.).

 

Ограничения права на забастовку, о возможности которых в конституциях часто не упоминается, не противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права. Исходя из положений  Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отношении  лиц, входящих в состав вооруженных  сил, полиции и администрации  государства, а в отношении других лиц ограничения возможны в интересах  государственной безопасности, общественного  порядка или для обеспечения  прав и свобод другими. При этом регламентация  права на забастовку международно-правовыми  актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Устанавливать конкретные запреты  на законных основаниях может только суд.

Информация о работе Социально-экономические права человека и гражданина и их закрепление в зарубежных конституциях