Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает как, каким образом внутри данной отрасли группиру¬ются составляющие ее нормы права.
По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы. Одна группа административно-правовых норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления.

Вложенные файлы: 1 файл

тема 2,3.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации.

Кроме федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти Российской Федерации входят также и орга­ны исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ), что обыч­но констатируется и в уставах и других законах субъектов Федерации. Сис­тема органов государственной власти и в т.ч. ее исполнительных органов, в субъектах РФ устанавливается ими же самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими прин­ципами организации представительных и исполнительных органов государ­ственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конститу­ции РФ).

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем этого высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. При этом конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ, а наименование этой должности уста­навливается с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта PC). По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ — губернато­рами или главами Администрации субъекта РФ (края, области и т.д.).

В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выс­тупают Губернатор (края или области), Правительство (края, области), обла­стные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (Президент республики, Губернатор или Глава Администрации края или обла­сти) возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Он представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешне­экономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглаше­ния от имени субъекта РФ: обнародует законы, удостоверяя их обнародо­вание путем подписания законов или издания специальных актов, либо от­клоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством этого субъекта РФ; вправе участвовать в работе законодательного , (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ с правом совещательного органа, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством этого субъекта РФ.

 

5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления).

Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), служащие весьма важ­ным элементом характеристики их административно-правового статуса, включают в себя три обязательных элемента: правовые основания, предус­мотренные правом условия и порядок создания этих органов.

Правовые основания формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) — это конкрет­ные правовые нормы, предусматривающие, какой именно орган и кем, по чье­му волеизъявлению может быть создан. Так, правовым основанием форми­рования Администрации Президента РФ является п. «и» ст. 83 Конституции РФ, Правительства РФ — ст. 110,111 Конституции РФ, правовым основа­нием формирования всех федеральных министерств и ведомств являются Указы Президента РФ, устанавливающие структуру федеральных органов исполнительной власти (полный и исчерпывающий их перечень), которые издаются им каждый раз при создании очередного нового Правительства, а правовым основанием создания всех органов исполнительной государственной власти в субъектах РФ являются постановления Губернатора (Главы Ад­министрации) об утверждении структуры органов исполнительной власти (их полного исчерпывающего перечня) данного субъекта Федерации и т. д.

Порядок формирования любых государственных органов по своей сущности государственно-распорядительный, и ни один государственный орган не может быть создан без прямого указания в законодательстве о возможно­сти формирования именно этого органа.

Правовые условия формирования государственных органов исполнительной власти — предусмотренные в правовых нормах конкретные условия и обстоятельства, с выполнением или наступлением которых законодатель­ство связывает возможность начать формирование органа в соответствии с уже имеющемся в законодательстве указанием на правомерную возможность его создания (правовое основание формирования данного органа). Это — юри­дические факты, порождающие административно-правовые отношения по формированию любого конкретного органа исполнительной власти.

Порядок формирования государственных органов как процесс их создания проходит несколько этапов и включает в себя ряд следующих друг за другом стадий: точное установление предмета ведения и наименования орга­на, определение источников финансирования его содержания, разработка и закрепление в соответствующем Положении об органе его компетенции в объеме всех ее элементов и, наконец, разработка и утверждение организаци­онной структуры аппарата и штатов данного органа.

Компетенцию органа исполнительной власти реализует не только руководитель этого органа, но и весь личный состав его служащих, который раз­деляется по соответствующим организационным звеньям аппарата органа (структурным подразделениям) и объединяется в них. Совокупность струк­турных подразделений соответствующего органа исполнительной власти составляет организационную структуру аппарата данного органа, отражаю­щую его внутреннее устройство, а структурное подразделение аппарата орга­на — это специализированная часть его аппарата.

В структуре аппарата любого органа исполнительной власти можно выделить пять типовых видов структурных подразделений: 1) руководство, 2) от­раслевые структурные подразделения, 3) функциональные структурные под­разделения, 4) контрольно-надзорные структурные подразделения, призван­ные обеспечить законность и дисциплину в деятельности всего аппарата орга­на исполнительной власти и всей системы подчиненных и подведомствен­ны): ему организаций отрасли или сферы государственного управления, 5) вспомогательно-обслуживающие структурные подразделения аппарата данного органа.

Организационно-правовым средством оформления и юридического закрепления организационной структуры аппарата органов исполнительной власти служат штаты органов управления. Категория «штаты органов ис­полнительной власти (или органов управления)» включает в себя три взаи­мосвязанные категории: типовые штаты, штатные контингенты и штатные расписания. Типовые штаты представляют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, в которых устанавливается чис­ленное соотношение между производственным и административно-управ­ленческим персоналом в форме коэффициента (например, одна единица ад­министративно-управленческого персонала на 10,15,20 обучающихся, ле­чащихся, работающих и т. д. в государственных социально-культурных уч­реждениях и на предприятиях). Штатные контингенты также представля­ют собой технико-экономические и организационно-правовые нормативы, предусматривающие предельные ассигнования на содержание аппарата управления и его численность по министерству, ведомству, территориаль­ным органам управления и т. д. В соответствии с типовыми штатами и на основе штатных контингентов разрабатываются и утверждаются самими руководителями органов исполнительной власти штатные расписания. Штатное расписание органа исполнительной власти представляет собой утвержденный в установленном порядке руководителем органа исполнительной власти официальный документ, содержащий полный перечень структурных подразделений и должностей в аппарате данного органа, на основе которого устанавливается должностной оклад и назначается опре­деленная сумма денежного содержания каждому из служащих аппарата этого органа. Штатное расписание устанавливается и в любое время пересматривается (переутверждается) руководителем соответствующего орга­на исполнительной власти по его усмотрению, но с соблюдением существу­ющих типовых штатов (если таковые установлены государством) и в пре­делах установленных штатных контингентов.

 

26

 



Информация о работе Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины