Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает как, каким образом внутри данной отрасли группиру¬ются составляющие ее нормы права.
По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы. Одна группа административно-правовых норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления.

Вложенные файлы: 1 файл

тема 2,3.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)


Тема. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

1.              Основания и виды систематизации норм административного права.

Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает как, каким образом внутри данной отрасли группиру­ются составляющие ее нормы права.

По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы. Одна группа административно-правовых норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления.

Другая группа административно-правовых норм действует только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной испол­нительной власти (государственного управления). По этому признаку (масштабу действия) административное право как отрасль права делится на Общую часть, которую составляет первая группа административно-правовых норм, масштаб действия и области применения которых охватывают все от­расли и сферы государственного управления, и Особенную часть, которую составляет вторая группа административно-правовых норм, масштаб дей­ствия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления.

Внутри Общей и Особенной частей административное право как отрасль права подразделяется на административно-правовые институты, т.е. такие группы норм, которые регулируют отдельные группы однородных и взаимосвязанных отношений: институты административно-правового статуса граж­дан и общественных объединений; институты органов исполнительной влас­ти, государственной службы; институт административной ответственности; институты административно-правового регулирования в промышленном, строительном, агропромышленном комплексах, образовательном и социаль­но-культурном комплексах и др.

 

2.              Источники административного права и их систематизация.

Источники административного права—это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.

Конституция Российской Федерации и Федеральные конституционные законы, например, Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие — это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли администра­тивного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, например, Конвенция о защи­те прав человека и основных свобод от 21 сентября 1970 г. В соответствии с п. 4 ст. 14 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные кодификационные законы, например, Градостроительный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и многие другие кодексы, содержащие в себе нормы админис­тративного права.

Федеральные системно - инкорпорационные законы, например, «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти Российской Федерации и органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Указы Президента РФ по своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных за­конов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном пра­вовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.

Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.

Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (Основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и другие.

Нормативные правовые акты центральных федеральных и субъектов Российской Федерации органов исполнительной власти (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.

Нормативные правовые акты местных муниципальных органов исполнительной власти также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.

Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства РФ и высших орга­нов государственной власти субъектов РФ, а также актам центральных орга­нов исполнительной власти, принятых в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.

Источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами, но и формами: кодексы, уставы, положе­ния, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и другие нормативные право­вые акты). Все эти формы источников административного права определя­ются их внутренней структурой, характером и содержанием объединяемых правовых норм, а не правовыми свойствами каждого из них.

Существуют три вида (формы) систематизации административного законодательства: кодификация, инкорпорация, хронологические издания ис­точников административного права. Кодификация как высшая форма сис­тематизации законодательства предполагает и требует сведения админист­ративно-правовых норм в кодексы по различным административно-право­вым институтам. Она заключается в таком упорядочении действующего за­конодательства, при котором перерабатываются, отменяются устаревшие и создаются новые объединяемые кодексом правовые нормы. Инкорпорация административного законодательства представляет собой такую форму его упорядочения, когда нормативный материал объединяется по каким-либо вопросам в Собрания, Своды, Сборники законодательства и систематизируется в них по определенным рубрикам и темам без какого-то кардинального изменения содержания имеющихся нормативных правовых актов. Хроноло­гическая систематизация административного законодательства осуществля­ется в форме периодических изданий «Собрания законодательства Российс­кой Федерации» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов ис­полнительной власти Российской Федерации».

Кроме этого, многие центральные федеральные органы исполнительной власти, например, Министерство образования и науки РФ, Центробанк и другие издают свои отраслевые бюллетени, вестники и прочие периодические издания, в которых публикуются нормативные правовые акты отрасле­вого масштаба и характера.

          Официальным периодическим изданием федеральных законов, указов Президента РФ и нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, является также «Российская газета».

 

 

 

Тема. Административно-правовые нормы и отношения в механизме    административно-правового регулирования.

Механизм административно-правового регулирования общественных отношений во всех четырех областях, составляющих предмет административного права (реализация исполнительной власти — государственное уп­равление, внутриорганизационная деятельность, общегосударственная кон­трольная деятельность и административно-юстиционная деятельность госу­дарства), включает в себя следующие элементы: административно-правовые нормы; административно-правовые отношения и защиту административно-правовых отношений в случаях отклоняющегося поведения субъектов адми­нистративно-правовых отношений, правовое сознание которых в силу раз­личных причин и обстоятельств деформировано, извращено или вовсе от­сутствует.

1. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм.

Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством пра­вило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Общность адми­нистративно-правовых норм с нормами других отраслей права обусловлена тем, что административное, право — одна из фундаментальных базовых от­раслей российского права, а составляющие его нормы, естественно, отвечают всем общетеоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социально-политический сущности, роли и общественного предназначения. Но наряду с общностью, имеются и определенные особенности администра­тивно-правовых норм по сравнению с нормами других отраслей права.

Главная их особенность заключается в их собственном предмете peгулирования, в тех общественных отношениях, которые регулируются нормами административного права о чем говорилось выше.

Особенностью является также императивный (повелительный) характер административно-правовых норм, в отличие, скажем, от гражданско-правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участ­ников регулируемых отношений. Императивный характер административ­но-правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно-властных полномочий субъектом исполнительной власти. Императивный (повелительный) характер административно-правовых норм нередко заклю­чается в предоставлении гражданам права требовать от властных государ­ственных структур должного в интересах данного гражданина образа дей­ствия и поведения.

Имеются особенности и в структуре административно-правовых норм. Они, как и все другие правовые нормы, всегда имеют гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой пра­вовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других администра­тивно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной от­ветственности, административной ответственности и т.д.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими и поощрительными. Большинство административно-правовых норм являются обязы­вающими, прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регу­лярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, пре­дусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.). Особой разновиднос­тью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, упол­номочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими для всей совокупности административно-правовых норм особенностями являются их огромное по сравнению с нормами других отраслей права количество, а также многочисленность и разнообразие форм их груп­пировки, систематизации и кодификации.

            Способы реализации административно-правовых норм.

     Реализация административно-правовых норм — это практическое их использование в соответствии с целями административно-правово­го регулирования управленческих общественных отношений.

     Различают два основных способа реализации административно-пра­вовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

     Исполнение — это совершение субъектами действий, предписан­ных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм — есть точное следование субъекта управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запре­там или дозволениям, которые в них содержатся.

     Применение административно-правовых норм заключается в изда­нии уполномоченными органами (должностными лицами) индивиду­альных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Эти акты издаются в процессе решения конкретного дела.

    Использование состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

     Соблюдение административно-правовых норм означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким об­разом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

     Основными требованиями правильного применения норм админис­тративного права являются законность, обоснованность, целесообраз­ность, научная организация правоприменительной деятельности.

Информация о работе Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины