Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация – одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.
Огромное значение играет принцип разделения властей в жизни всякого общества, его принципиально особое место в государства вызывают необходимость всестороннего изучения в рамках данной курсовой работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
4
Глава 1. Разделение властей….………………………....................................
5
1. 1. Зарождение института разделения властей ………………….…...
5
1. 2. Возникновение и развитие теории разделения властей ………....
7
1. 3. Возникновение разделения властей в Российской
Федерации…………………………………………………………...
9
Глава 2. Система разделения властей……………………………………….
13
2. 1. Теория разделения властей: генезис и основные положения……
13
2. 2. Виды властей: законодательная, исполнительная, судебная…….
15
2. 3. Современное состояние системы разделения властей……………
17
Глава 3. Принцип разделения властей………………………………………
19
3. 1. Принцип разделения властей: истоки, содержание, назначение...
20
3. 2. Принцип разделения властей в Российской Федерации………….
21
3. 3. Особенности применения принципа разделения властей в
Российской Федерации……………………………………………..
24
Заключение……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая принцип разделения властей.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокурорский надзор в механизме государственности возник сравнительно недавно (в странах Европы создание прокуратуры относится к XIV-XIX вв.).

Впервые прокуратура появилась во Франции при короле Филиппе IV, Ордоносом которого от 25 марта 1302 года она учреждалась как орган, представляющий интересы монарха. Термин «прокурор» (от лат. procurare - надзирать, заботиться) стал применяться лишь в начале XVIII века, а до этого соответствующие должностные лица во Франции назывались «людьми короля». Прокуроры защищали интересы королевской короны, следили за тем, чтобы вельможи самостоятельно не присваивали себе титулы, не вмешивались в торговлю и дела университетов. Прокурор также имел право вникать в деятельность по отправлению судебной процедуры. Значительное место в деятельности прокуратуры занимала обязанность фискалата, т.е. обеспечение интересов казны.

Россия созданием прокуратуры обязана Петру I. В своем указе 1722 года император четко обозначил функции этого органа: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти. Наряду с этим прокуратура занималась также надзором за соблюдением законности органами предварительного расследования и сыска, осуществляла поддержание государственного обвинения в суде. Первым российским прокурором указом императора был назначен Павел Ягужинский.

Общественное мнение часто выделяет, и четвертую ветвь власти - средства массовой информации. Этим подчеркивается особое влияние средств массовой информации на принятие политических решений. Средства массовой информации в демократическом обществе призваны осуществлять наблюдение и контроль за действиями правительства и других органов власти. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни, а также публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

 

 

 

Глава 3.  Принцип разделения властей

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение властей в главе об основах конституционного строя (статья 10). Принцип гласит: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня разделение властей означает, что речь идет о механическом копировании у себя дома зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его развития.7

Прежде всего, разделение властей призвано стать гарантией демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилии в решении важнейших задач стоящих перед государством и обществом. Обострение отношении между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.

Принятие новой российской Конституции означает, что из двух наиболее распространенных форм демократического правления — президентской и парламентарной республик — в России сделан выбор в пользу президентской республики. Но ставить точку было бы преждевременно. «Президентская республика» — это понятие, охватывающее большое число разнообразных моделей. В некоторых странах утвердилась форма правления, которую нередко называют полупрезидентской республикой.

3. 1 Принцип разделения властей: истоки,

содержание, назначение

В основе принципа, зачастую именуемого теорией именуемого теорией разделения властей, лежат идеи английского философа-материалиста Дж. Локка и французского просветителя, философа и правоведа Ш.-Л.Монтескье (что говорилось ранее). Рассмотрим их идеи на содержание и назначение.

Будучи сторонником теории естественного права, общественного договора, неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, наконец, идеологом социального компромисса и защитником идей либерализма, Дж. Локк рассматривал разрабатываемый им принцип или теорию разделении властей как один из способов достижения сложившихся в го миропонимании целей и решения ряда социально-политических задач.

Однако успешное выполнение этой сложной и весьма многогранной миссии со стороны государства требует, согласно воззрениям Дж.Локка, четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных 2 сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.

В соответствии с таким видением проблемы полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) – на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

Аналогичные идеи о разделении властей развивал Ш. Монтескье. В каждом государстве, считал он, «есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского».

В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую – просто исполнительной властью государства».8

В научной и чебной юридической литературе многие авторы, рассматривая истоки теории разделения властей и процесс ее становления и развития, указывают на то, что, несмотря на общность многих положений, высказанных Дж. Локком и Ш. Монтескье в отношении этой теории, учение Монтескье о Разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями.

Рассмотренная Монтескье триада в виде законодательной, исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.

Идеологически теория разделения властей была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию сложившегося в условиях предреволюционной Франции компромисса буржуазии и дворянства. государственной формой такого компромисса во Франции, так же как ив Англии, усматривалась конституционная монархия.

В настоящее время, как и в прошлом, теория (принцип) разделения властей имеет не только научное, но и практическое значение.

 

3. 2 Принцип разделения властей в Российской

Федерации

Принцип разделения властей в Российской Федерации: президент, правительство.

Президент Российской Федерации. Конституция 1993 года закрепила избрание российского Президента непосредственно населением. Это – наиболее последовательное проведение в жизнь принципа, согласно которому президент должен получать свой мандат от народа. Но каждый раз речь идет о том, что президент в президентской республике не может ни назначаться, ни избираться каким-либо учреждением, в том числе парламентом.

Если институт президента предусмотрен конституционным правом в парламентарной республике, то президент избирается обычно не населением, а парламентом или даже одной из его палат.

Выборы президента населением играют чрезвычайно важную роль в государственной жизни. Они, прежде всего, закладывают основы легитимности президентской власти. Президент выступает от имени народа как его полномочный представитель. Выборы способствуют развитию связей президента с различными группами населения, ориентируют президента на выявление и защиту их интересов, ставят в зависимость от общественного мнения.

Конституцию 1993 года отличает, прежде всего, то, что она трактует назначение и функции Российского Президента намного шире и более значимо, чем прежняя Конституция. Президент теперь предстает не в качестве составной части, вершины или даже воплощения системы исполнительной власти, а как сильный, авторитетный, наделенный важными полномочиями глава государства. Президент не просто объявляется главой государства. Его роль не сводится к простому представительству Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях, что само по себе является важной государственной функцией. Российского Президента нельзя упрекнуть и в том, что он только олицетворяет государственную власть, персонифицирует ее облик, ибо на него возложены реальные и ответственные функции по осуществлению обязанностей главы государства.

Согласно Конституции 1993 года. Президент является ее гарантом, равно как и гарантом прав и свобод человека и гражданина. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать, что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Обращает на себя внимание и то что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя.

Правительство Российской Федерации. Исполнительную власть в Российской Федерации представляет Правительство. Это – самостоятельный институт, существующий наряду с институтом президента. В России Правительство возглавляется его Председателем, а не Президентом. Установлено, что Правительство наделено значительными полномочиями, включая разработку и представление в парламент федерального бюджета, а также его исполнение, обеспечение проведения единой государственной политики в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики.

Конституция 1993 года закрепляет за Президентом важные полномочия по отношению к Правительству. Своды, постановления и распоряжения Правительство издает на основе и во исполнение не только Конституции и Федеральных законов, но и нормативных актов Президента. Состав Правительства, включая его Председателя, определяется Президентом. Одному ему дано право назначать и смещать членов Правительства. Государственная Дума может только дать согласие или отказать в согласии на кандидатуру Председателя Правительства. Председатель Правительства вправе вносить лишь предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров. Решение принимает Президент. Он же имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

В регулировании отношений между Президентом и Федеральным Собранием проведена линия на обеспечение самостоятельности и независимости обоих властных институтов. Но это не значит, что они полностью разведены. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федерации способны преодолеть вето Президента.

 

3. 3 Особенности применения принципа разделения властей в Российской Федерации

Было бы неверным утверждать, что в отечественной советской и постсоветской литературе теории разделения властей уделялось серьезное внимание. До весны 1985 года (начала « перестройки») о ней если и говорилось, то в основном с сугубо научных позиций или в критическом плане. Со ссылкой на классиков марксизма-ленинизма утверждалось (и не без оснований), что в западных странах, в частности в США, эта концепция применяется господствующим классом буржуазии лишь в той мере, в какой она соответствует сложившимся отношениям. Однако с началом «перестройки» и вплоть до наших дней о теории разделения властей не только говорят, но и прилагают определенные усилия для реализации заложенных в ней идей.

Особенностью применения принципа разделения властей в России, по сравнению с рядом других государств, является его конституционное закрепление. Конституция Российской Федерации не только декларировала принцип разделения властей, но и закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов и компетенцию.

Согласно Конституции, законодательным и представительным орнаном Российской Федерации является Федеральное Собрание –парламент. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95).

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство (ст. 110).

Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118).9 В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть, выделяются следующие.

Конституционный Суд Российской Федерации выступает как судебный орган конституционного контроля, «самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».

Верховный Суд Российской Федерации является «высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции» (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127).

Информация о работе Принцип разделения властей