Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация – одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.
Огромное значение играет принцип разделения властей в жизни всякого общества, его принципиально особое место в государства вызывают необходимость всестороннего изучения в рамках данной курсовой работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
4
Глава 1. Разделение властей….………………………....................................
5
1. 1. Зарождение института разделения властей ………………….…...
5
1. 2. Возникновение и развитие теории разделения властей ………....
7
1. 3. Возникновение разделения властей в Российской
Федерации…………………………………………………………...
9
Глава 2. Система разделения властей……………………………………….
13
2. 1. Теория разделения властей: генезис и основные положения……
13
2. 2. Виды властей: законодательная, исполнительная, судебная…….
15
2. 3. Современное состояние системы разделения властей……………
17
Глава 3. Принцип разделения властей………………………………………
19
3. 1. Принцип разделения властей: истоки, содержание, назначение...
20
3. 2. Принцип разделения властей в Российской Федерации………….
21
3. 3. Особенности применения принципа разделения властей в
Российской Федерации……………………………………………..
24
Заключение……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая принцип разделения властей.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

В период смуты и после нее Россия могла пойти по пути конституционной монархии, но народ так устал от постоянно сменяющихся государей, что ему уже было все равно кто и на каких условиях возьмет власть в свои руки.

Сейчас немало авторов, которые считают, что Александр II, не погибни от рук народовольцев, возможно, даровал бы стране конституционное правление. Возможно, а возможно и нет. Отнюдь не стал конституционным монархом и Николай I. Подписав знаменитый указ «Об усовершенствование государственного порядка», он действительно даровал некоторые свободы. Он объявил о создании Государственной Думы, наделенной ограниченными законодательными полномочиями. Но надежды, естественно, не оправдались. Не один закон не мог вступить в силу без высочайшего одобрения. Да и само существование Думы зависело от царского усмотрения или, точнее, произвола.

В феврале 1917 года монархия пала. 1 сентября 1917 года состоялось официальное провозглашение России республикой. Специальная комиссия при юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект республиканской Конституции. Видимо, в ней впервые мог найти отражение принцип разделения властей. Но в 1917 году к власти пришли большевики, и все планы временного правительства рухнули.4

II Всероссийский съезд Советов, провозгласив в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года переход всей полноты власти на всей территории бывшей Российской империи в руки Светов, положил начало существованию тоталитарного государства.

Разделение властей было объявлено инструментом завоевания и осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как выражение интересов буржуазии, марксизмом отвергалось.

Документы, подписанный 8 декабря 1991 г. В Беловежской пуще тремя государствами из четырех, учредивших в 1922 году СССР, положили конец его существованию, как государству.

В отличие от других бывших союзных республик Россия не издавала специальный акт о провозглашение независимости. В какой-то мере точкой отсчета можно считать Декларацию о государственном суверенитете, которая была одобрена российским парламентом 12 июня 1990 г. Уже на I Съезде народных депутатов РСФСР была признана необходимость разработки и принятия новой Конституции республики.

Первый «официальный» проект Конституции был существенно пересмотрен после попытки августовского путча. В октябре 1991 г. был опубликован второй, а марте 1992 года – третий проект Конституции. Каждый из этих проектов отражал изменения, происходившие в общественно-политической жизни страны, новые подходы и новые видения того, как должны быть устроены общество и государство в России.

Развернулась борьба между защитниками различных вариантов проектов, поддержанными разными государственными структурами. Нарастала конфронтация между исполнительной властью и парламентом. Каждый из институтов стремился к законодательному закреплению своего доминирующего положения, а это неизбежно должно было сказаться и на содержании основного закона.

24 июня 1993 года «Российская газета» публикует сразу два новых официальных проекта. Один был внесен президентом РФ, другой – группой народных депутатов. В целях подготовки единого согласованного проекта основного закона Президент созвал Конституционное совещание.

Одобренный Конституционным совещанием проект Конституции был сразу же без обсуждения, отвергнут Верховным Советом. Создалась тупиковая ситуация, т.к. в стране отсутствовал конституционно оформленный механизм разрешения конфликта между основными ветвями власти.

После приостановки деятельности парламента было вновь созвано Конституционное совещание, которое внесло коррективы в ранее подготовленный проект. Они касались в основном двух главных моментов: уточнения принципов построения РФ и реализации принципа разделения властей.

Окончательный проект новой Конституции Российской Федерации был вынесен на всенародное обсуждение и референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 года, и был одобрен 58,4% голосовавших.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Система разделения властей

 

Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех властей единой государственной власти.5

 

2. 1 Теория разделения властей: генезис и основные положения

Принцип разделения властей имеет давнюю историю, как было сказано ранее. Основы теории разделения властей были заложены еще античными мыслителями (Аристотель). В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784 году французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Он делит власть на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. По теории Монтескье все три власти должны были, уравновешивая друг друга, не дать осуществлять бесконтрольные действия в рамках своей компетенции. «Что бы ни было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одни руках. «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того,  чтобы так же тиранически применять их». «Не будет свободы..., если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем». Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.

Многие положения, закрепленные в работе Монтескье, нашли свое отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день.

Теория разделения властей, как она была изложена Монтескье, предполагает раздельное функционирование трех разных, независимых и взаимоуравновещенных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различные вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществления правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). С точки зрения обеспечения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов». (Приложение). Разделение властей означает, что законодательная деятельность, принятие законов осуществляется высшим представительным органом (парламентом); исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами.

Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация – одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.

 

2. 2 Виды властей: законодательная, исполнительная, судебная

Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом, в финансовой сфере.

Законодательная власть – это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть.

В различных государствах законодательные органы : в Российской Федерации – Федеральное собрание, в США – Конгресс, в Великобритании - Парламент, во Франции – Национальное собрание. Историческим первым законодательным органом является английский Парламент (от франц. Parler – говорить), поэтому часто любой законодательный орган называют парламентом.6

Парламенты могут быть одно- и двухпалатными. При этом верхняя палата отражает интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства. Кроме того, срок полномочий верхней палаты зачастую более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз и обычно она формируется на основе косвенных (непрямых) выборов.

Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии, основное назначение которых – предварительное рассмотрение законопроектов.

Ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом.

 Исполнительная власть- это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направляется на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов.

Исполнительные органы – это органы государства, призванные осуществлять исполнительно - рапорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность этих органов состоит в том, что именно они являются непосредственными исполнителями требований, содержащихся в законах и в актах вышестоящих исполнительных органов.

Распорядительная деятельность этих органов состоит в том, то они принимают практические меры по реализации вышеуказанных требований, организуют исполнение законов и распоряжений гражданами исполнительной власти.

Всю свою деятельность эти органы обязаны осуществлять в строгом соответствии с законодательством и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. Поэтому деятельность этих органов государства называют подзаконной, а издаваемые ими юридические акты – подзаконными актами.

Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.

Судебная власть – это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством.

Принципы судопроизводства в демократическом государстве:

  • осуществление правосудия только судом;
  • образование судов на началах выборности;
  • независимость суда и подчинение его только закону;
  • неприкосновенность судей и их несменяемость;
  • коллегиальность суда.

Судопроизводство – установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел.

Принципы судопроизводства в демократическом государстве:

  • принцип законности;
  • принцип осуществления правосудия только судом;
  • принцип равенства участников процесса;
  • принцип публичности и гласности судебного разбирательства;
  • принцип непрерывности судебного разбирательства;
  • принцип устности судебного разбирательства;
  • принцип состязательности;
  • принцип ведения на национальном языке.

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

2. 3 Современное состояние системы разделения властей

Классический вариант этой теории, созданный в XVIII веке, в полной мере не отражает современное состояние государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компетенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего, это относится к президентской власти в республиках смешанного и парламентского типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы государства.

В качестве самостоятельной группы органов государства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по некоторым, наиболее важным преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчиняются только Генеральному прокурору и никому более.

Информация о работе Принцип разделения властей