Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью работы является рассмотрение правового статуса депутатов.
В соответствии с данной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1.Дать определение понятию «депутат». Депутатский мандат;
2. Охарактеризовать статус депутата представительного органа местного самоуправления;
3.Раскрыть сроки полномочий депутата представительного органа местного самоуправления и правовые ограничения статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Вложенные файлы: 1 файл

789823.docx

— 41.75 Кб (Скачать файл)

Права и обязанности депутата являются стержневыми элементами, определяющими правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления, и поэтому достаточно важным является их подробное законодательное регулирование.

Депутат приобретает особый статус, получая свои полномочия (депутатский мандат) непосредственно от избирателей. Этот статус обеспечивает ему беспрепятственное участие в законодательной и иной деятельности представительного органа местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

3.Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления

 

Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет, а установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Срок полномочий представительных органов также различен: в большинстве субъектов Российской Федерации - 4 года, а в некоторых поселениях - 2 года (Приморский край, Владимирская, Иркутская, Камчатская области). В отдельных муниципальных образованиях Республики Татарстан, Ставропольского края и Тверской области срок полномочий представительных органов местного самоуправления составляет 5 лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

 

4. Правовые ограничения статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

 

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации Федерального Собрания, депутатами законодательных органов власти субъектов Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно исполнять полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий.

Депутаты представительного органа муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью.

 

5. Основания досрочного прекращения депутатской деятельности

 

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

- смерти;

- отставки по собственному желанию;

- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

- вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин России, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

- отзыва избирателями;

- досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

- призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

- в иных случаях, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Реальную возможность депутату беспрепятственно и эффективно осуществлять свою депутатскую деятельность призваны обеспечивать гарантии депутатской деятельности.

Принято выделять следующие группы гарантий:

- организационные,

- материальные,

- специальные.

К организационным гарантиям относится право безотлагательного приема депутатов руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории муниципального образования органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы.

Депутат в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми представительным органом муниципального образования, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми государственными органами области и органами местного самоуправления, а также другими информационными и справочными материалами.

Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в муниципальных средствах массовой информации на территории того муниципального образования, от которого он избран.

Выступления и отчеты депутата подлежат опубликованию в порядке, предусмотренном федеральным и региональным законодательством.

Правозащитной деятельности депутата корреспондирует обязанность должностных лиц принять меры по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов граждан с последующим информированием об этом депутата. При этом, например, Закон Тамбовской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Тамбовской области” запрещает вмешательство депутата в деятельность органов дознания, следователей и судей.

К материальным гарантиям депутатской деятельности относятся: возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, право бесплатного проезда на территории муниципального образования всеми видами транспорта (кроме такси), предоставление жилого помещения на все время депутатских полномочий, право иметь помощников для содействия в осуществлении его депутатских полномочий, а также установление ежемесячного денежного вознаграждения работающему на постоянной основе депутату.

Расходы органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата, оплачиваются за счет бюджета соответствующего муниципального образования.

Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу в течение определенного Законом субъекта Федерации срока (например, одного месяца в Саратовской области или трех месяцев – в Тамбовской области) после прекращения депутатских полномочий.

Дополнительной гарантией трудовых прав депутата является то, что в период своих полномочий, а также в течение одного года после их окончания не может быть уволен с работы по инициативе администрации, исключен из учебного заведения без согласия представительного органа муниципального образования.

Депутату по окончании срока его полномочий представляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. В настоящее время этот порядок установлен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Формами работы депутатов с избирателями являются встречи с избирателями, их прием, рассмотрение поступивших предложений, заявлений и жалоб избирателей, по результатам которых депутаты принимают меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования. Депутат отвечает на письма избирателей, изучает поступившие от них предложения и жалобы, осуществляет личный прием граждан. Общий порядок работы депутатов с избирателями, процедура обращений депутатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, вопросы гарантий депутатской деятельности, материального обеспечения депутатов при работе с избирателями, как правило, определяются уставом муниципального образования или регламентом представительного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, Федеральный закон N 131-ФЗ закрывает перед региональными органами важность даже частичного регулирования статуса выборных лиц местного самоуправления. Выход мог быть найден в предоставлении хотя бы части полномочий самим органам местного самоуправления. Но и тут все чрезвычайно ограничено. Кроме указанного выше права муниципальных органов определять размеры и условия труда выборных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, других возможностей регулировать социальные гарантии выборным лицам у органов местного самоуправления нет.

Централизация законодательного регулирования вопросов организации местного самоуправления, заложенная в Концепции Федерального закона N 131-ФЗ, в данном случае оказалась реализованной не совсем удачно. И не случайно органы государственной власти некоторых субъектов РФ входят в Государственную Думу с законодательными инициативами, направленными на изменение и уточнение Федерального закона N 131-ФЗ в части регулирования статуса выборных лиц местного самоуправления.

Здесь возможны разные варианты. Если стоять на позиции тотального ограничения возможностей субъектов Федерации в определении статуса выборных лиц местного самоуправления, нормы федерального закона, касающиеся статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, нужно существенно расширить, включив в их число и гарантии трудовых прав, и меры по обеспечению материально-финансовых условий осуществления полномочий (в том числе ежемесячную оплату расходов для всех депутатов, а для выборных лиц, выполняющих полномочия на постоянной основе, - ежегодные отпуска, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, бесплатный проезд, оплачиваемые помощники, государственное страхование и др.), а также право на получение и распространение информации, право выступления по вопросам осуществления своих полномочий в средствах массовой информации, содержащихся за счет местного бюджета.

Информация о работе Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования