Правовой нигилиз и идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с заданной темой были поставлены следующие задачи:
- изучить и обобщить имеющиеся научные материалы, определить степень и уровень научной разработанности исследуемой темы;
- выявить специфику и содержание понятий «правовой нигилизм» и «правовой идеализм»;
- выявить причины этих явлений.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений…………………………………………………5
2. Правосознание
2.1 Понятие правосознания………………………………………….7
2.2 Правовая психология……………………………………………10
2.3 Правовая идеология……………………………………………..11
3. Правовой нигилизм
3.1 Понятие и источники правового нигилизма…………………..14
3.2 Формы проявления правового нигилизма……………………..19
4. Правовой идеализм………………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………3

1. Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений…………………………………………………5

2. Правосознание

2.1 Понятие правосознания………………………………………….7

2.2 Правовая психология……………………………………………10

2.3 Правовая идеология……………………………………………..11

3. Правовой нигилизм

3.1 Понятие и источники правового нигилизма…………………..14

3.2 Формы проявления правового  нигилизма……………………..19

4. Правовой идеализм………………………………………………..22

Заключение…………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема правового нигилизма  и правового идеализма современного российского правосознания является одной из актуальнейших проблем  в юридической науке. Чаще всего  утверждается, что эти явления  имеют под собой в качестве основы правовое невежество граждан  и управленческого аппарата, слабую информированность в законах, а  также умышленное, а чаще всего  неосознанное, интуитивное желание  проигнорировать, обойти или даже нарушить законодательные акты (в особенности, если это сулит существенные выгоды, а опасность подвергнуться санкциям мала). Одной из главных особенностей данного явления это - массовость

Правовой нигилизм есть определенная форма общественного состояния, отражающая политические и национально-исторические особенности общества. Степень правового  нигилизма является своего рода показателем  здоровья общества и государства, в  которых он проявляется. В связи  с этим, правовой нигилизм не только правовая категория, но его можно  охарактеризовать и как социально-психологическое  явление, возникающее в результате оценки права или отдельных его  норм людьми, социальными группами или даже всем обществом, оценки, переходящей  в соответствующие действия или  бездействия.

Правовой идеализм представляет собой  обратную сторону правового нигилизма, он выражается в переоценке роли права, в возведении его в абсолют, в  преувеличении роли закона, который  якобы способен решить все наболевшие проблемы. При избыточном правовом регулировании образуются «завалы» юридических норм, нагромождения  законов, многие из которых практически  не применяются. В итоге - резкое снижение уровня управляемости и регулируемости социальных процессов, отсутствие элементарного  общественного порядка.

Оба эти явления приводят к одному и тому же результату - правовому  бессилию, неэффективности правовой системы.

Разработка темы правового нигилизма  в литературе значительна. Что касается правового идеализма, то этот вопрос в литературе практически не освещается, как не встречается и само понятие. Лишь кое-где в публицистике, как, скажем, у Г.В. Мальцева, упоминается  «правовой фетишизм» как противоположность  нигилизму, а так же в статьях Н.И. Матузова.

В соответствии с заданной темой  были поставлены следующие задачи:

- изучить и обобщить имеющиеся  научные материалы, определить  степень и уровень научной  разработанности исследуемой темы;

- выявить специфику и содержание  понятий «правовой нигилизм»  и «правовой идеализм»;

- выявить причины этих явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государство и право в системе социального регулирования общественных отношений

В современном способе  построения общественных отношений  огромную роль играют государство и  право. Они являют собой основные элементы общественной жизни. Государство  и право представляют собой социальные явления, тесно связанные между  собой. Эта связь проявляется  в том, что, во-первых, государство  издает нормы права. Хотя оно и  не является единственным правотворческим  субъектом, тем не менее, основной массив правовых норм, причем норм наиболее значимых, закрепляется в нормативных актах, издаваемых государственными органами. Во-вторых, государство охраняет нормы  права от нарушений. Для этой цели в системе государства создаются  специальные органы, которые от имени  государства налагают санкции на лиц, осмелившихся нарушить требования правовых норм. И в этом следует  выделить основное назначение государства  по отношению к праву.1

Государство и право постоянно  поддерживают друг друга (государство  в своей деятельности опирается  на право и конкретные правовые нормы, правовые нормы устанавливаются  государством на основе возникновения  общественных отношений). Наличие и  грамотное применение права является важнейшим признаком государства  и залогом успеха взаимоотношений  общества и государства.

Государство, выражая право  в виде конкретных нормативно-правовых актов и других формах права, создает  правовую систему, совершенствует ее и  претворяет нормы права в жизнь.

Социальное назначение государства  лежит в определении его сущности. Государство - это сложное социальное образование, которое не поддается конкретному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности.2 Устанавливая конкретные правовые нормы, государство воздействует на общество в целом, на духовный мир и материальные отношения его членов (субъектов права).

В процессе выяснения социального  назначения права, необходимо учитывать, что правовые нормы являются одной  из разновидностей социальных норм. Указывая границы "должного и возможного". Социальные нормы регулируют (причем довольно полно и всесторонне) систему  жизни современного общества, за исключением  случайностей, которые не могут быть отражены в конкретной норме. Право, не являясь только более конкретной социальной нормой, регулирует отношения  в обществе.

Выявить социальное назначение права можно из его определений  и определений сущности права, т.к. именно право вступает регулятором  общественных отношений, а способ его  применения формирует определенный вид правосознания, развивает и  предопределяет правовую культуру личности. При посредничестве права государство  реализует ряд своих внутренних функций, которые влияют и на социальные взаимоотношения в обществе (это  и охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка и соблюдения законности, социальная защита отдельных категорий населения  и ряд других). Таким образом, государство  и право окружают человека со всех сторон, не вторгаясь лишь в его  внутренний мир.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сделать несколько выводов:

1. Государство и право  играют большую роль в системе  регулирования общественных отношений;

2. Государство и право  оказывают косвенное влияние  на формирование правовой культуры  общества, причем влияние это  может быть как отрицательным,  так и положительным.

Право реализуется государством различными средствами и по-разному  воздействует на сознание и поведение  людей. Качество влияния права, как  я уже писал, может быть либо положительным, либо отрицательным. Положительное  влияние права мы видим, когда  права и правовые нормы действуют  в обществе и соблюдаются (принимаются) его членами. Примером отрицательного воздействия права на общество служит правовой нигилизм - неприятие права. Как утверждается в одном из научных  трудов «право есть, прежде всего, элемент  культурологического строя социума; право есть часть (компонент) духовной сферы общества, где выражены общие  и конкретные представления о  справедливости в праве и др. Во всех этих проявлениях право является таковым благодаря правосознанию»3.

 

2. Правосознание

2.1 Понятие правосознания

Правосознание - одна из форм общественного сознания наряду с  политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д.4 Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание - не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к  праву. Оно включает и само представление  о праве, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и  государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими  людьми, государством и обществом. Правосознание  общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное  правосознание народов выступает  важным средством поддержания и  развития мирного и справедливого  сотрудничества между государствами  на международном уровне.

Особенности:

  • Правосознание вступает во взаимодействие с другими формами общественного сознания, моралью, политическими взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны, т.е. изменение одного, существенно отражает на другом.
  • Правосознание характеризуется преемственностью (через поколения, народ).
  • Возможно также обратное воздействие правосознания на общественные отношения (жилищная реформа в РФ, из-за негативного отношения к ней масс, значительно затормозилось её проведение во многих городах России).
  • Правосознание может отражать не только наличное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития.

Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на проблему сущности правосознания:

1. Марксистско-ленинская  (объективная) - правовые воззрения  людей определяются прежде всего  их классовым положением. Но это  учение не может ответить на  вопрос, почему могут изменяться  правовые воззрения людей, которые  сохраняют своё классовое положение. 

2. Большинство немарксистских  учений (субъективная) - правосознание  определяется индивидуальными предпочтениями  субъекта, уровнем его культуры, религиозными взглядами и т.д.  Однако также нет ответа на  вопрос, почему люди с разным  уровнем культуры объединяются  для защиты одних и тех же  правовых принципов.

В итоге по вопросу о  сущности правосознания можно сказать, что недостаточно рассматривать  только объективные или субъективные факторы, следует исходить из того, что на деле имеет место их взаимодействие.

Элементы правосознания - это те психологические формы, которые  возникают в результате общественных отношений, в частности, правоотношений.5

Структура правосознания:

1. Правовая идеология  - это отражение правовой действительности  в форме систематизированных  взглядов, идей, принципов, понятий  и т.п., осуществляемое на рациональной  основе, т.е. оно связано с логическим  мышлением, а не с чувственным  опытом. Это рациональный компонент  структуры правосознания. 

2. Правовая психология - совокупность  настроений, чувств, переживаний, в  которых выражено отношение к  праву. Это эмоциональный компонент  структуры правосознания. Правовая  психология также состоит из  нескольких элементов:

а) Стойкие компоненты - обычаи, традиции, привычки (отрицательное  отношение к преступлениям против личности).

б) Подвижные компоненты - настроения.

 

2.2 Правовая психология

Данный аспект правосознания - это не идеи, не взгляды, а чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права  и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический  настрой может быть не только индивидуальным. Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят  о социальных чувствах, которые могут  иметь как всеобщий, так и групповой  характер. Общественное недовольство людей чем-либо подчас играет определяющую роль для принятия тех или иных политико-правовых решений. Например, настроения большинства российских граждан (свыше 80%) склоняются сегодня, как и раньше, в пользу сохранения смертной казни, и это обстоятельство не может не учитывать законодатель.6

Психологические моменты  пронизывают собой весь процесс  реализации права, механизм правового  регулирования, юридическую практику и многое другое, ибо все это  осуществляется, претворяется в жизнь  через волевую деятельность людей  с их не только взглядами, но и эмоциями. Субъекты права - живые люди и им свойственны все без исключения психологические состояния.

В уголовном праве при  квалификации некоторых преступлений принимаются во внимание такие психологические  состояния лица, как сильное душевное волнение (аффект), цинизм, жестокость, низменные побуждения, невменяемость  и т.д. В соответствующих случаях  назначаются психологические экспертизы. Вообще субъективная сторона правонарушения определяется в науке как психическое  отношение правонарушителя к  своему деянию и его последствиям.

Примерами сильных эмоциональных  проявлений могут служить факты, когда люди возмущаются каким-либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступник не пойман и  не осужден. Или, напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что  зло наказано и справедливость восторжествовала, законность восстановлена. Все это  составляет основное понятие правовой психологии.

Информация о работе Правовой нигилиз и идеализм