Понятие, сущность и основные черты Конституции РФ как Основного Закона государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 11:13, реферат

Краткое описание

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.1

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и основные черты Конституции РФ как Основного Закона государства
1.1. Исторические аспекты развития Конституции.
1.2.Структура Конституции РФ
2. Конституция и ограничение прав и свобод человека.Конституционные поправки и пересмотр Конституции
2.1. Основные отличительные черты Конституций
Российской Федерации 1978 и 1993 годов
2.2.Функции конституции
Заключение.
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

КПРФ.docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

АЗОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ : ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА»

Курсовая работа

студента II курса

заочного отделения 621гр.

Червонного М.Н.

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент

Лавриненко Н.И.

Дата сдачи курсовой работы:

Дата защиты:

Оценка:

Азов

2009

План

Введение

1. Понятие, сущность  и основные черты Конституции РФ как Основного Закона государства

1.1. Исторические аспекты развития Конституции.

1.2.Структура Конституции  РФ

2. Конституция и ограничение прав и свобод человека.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

2.1. Основные отличительные  черты Конституций

Российской Федерации 1978 и 1993 годов

2.2.Функции конституции

Заключение.

Библиографический список

Введение

Конституция Российской Федерации  — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую  силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации  политико-правовой акт, посредством  которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной  власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы  и обязанности человека и гражданина.1

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы  конституционного права, основным является Конституция. Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции в рамках данной курсовой работы. Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует.

Даже Великобритания, в  которой нет единого и кодифицированного  основного закона, располагает комплексом юридических актов, начиная с  “Хабеас корпус

1. См.: Козлова Е. И., Кутафин  О. Е. Конституционное право  России: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — С. 608

акт” и “Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также  традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для ХХ столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это продиктовано серьезными политическими и социальными  переменами, произошедшими в названных  странах и во всем мире, условиями  нового времени. Принятие новой Конституции  в России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей.

Основной целью данной работы является характеристика Конституции  Российской Федерации.

2. Понятие, сущность  и основные черты Конституции РФ как Основного Закона государства.

Термин “конституция”  употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние  века его значение не совпадало с  современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права) Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права. [1]

Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов,устанавливает порядок их формирования и способ функционирования,закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения,принципиальные положения и основополагающие устои  общества,политическую форму его  существования, конституция служит правовойбазой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции.Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным со- держанием. При этом

конституционные нормы сохраняют  свою определенность и высшую юридическую  силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция – прежде всего  юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет  науки конституционного права.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется  стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены  двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Таким образом, все другие законы и правовые предписания властныхструктур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции  разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой странедолжны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.п. то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает что непременно должно быть

включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.

Если понятие конституции  определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущностиконституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в  чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка  сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит  сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители  школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается  в воплощении в ней многовекового  опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции  обладают, по этой концепции, в отличие  от “революционных” конституций, которые  составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений  и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и  связывающие ее сущность с государственной  волей. Конституция при этом рассматривается  как самоограничение государственной  власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то , чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической  основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяютсяна писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции  можно классифицировать на жесткие  и гибкие. Жесткими являютсяконституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

По форме закрепления  политической власти различаются монархические  и республиканские конституции.

По формам закрепления  государственного устройства конституции  подразделяются на федеральные и  унитарные. Федеральная конституция  закрепляет принципиальные устои образования  федеративного государства: цели объединения  субъектов в единый государственный  союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между  ними. Федеральными являются конституции  США, Германии, России, Индии, - унитарными – конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе  России. 1

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные.Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны.

1. Государственное право РФ.Учебник. / Под ред О.Е. Кутафина. – М.: Юридическая литература,1996. – С.43.

Действительные же конституции  являются адекватным выражением и воплощением  фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

2.1. Исторические аспекты развития Конституции

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года:

первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским  съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) Р.С.Ф.С.Р. и была опубликована в «Собрании  Узаконений РСФСР». Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации  прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила  диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой  идеологизированной из всех советских  конституций. Она утратила силу в  связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов  от 11 мая 1924 года.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 года:

основная статья: Конституция  РСФСР 1925 года. Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР  в состав новообразованного Союза  ССР и приведением российского  законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года).

В данную Конституцию вносилось  несколько изменений, связанных  с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов  советского управления.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года:

основная статья: Конституция  РСФСР 1937 года.Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении  Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в  соответствие Конституции СССР 1936 года).

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года : основная статья Конституция  РСФСР 1978 года.

Введена в действие с Декларацией  Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном  Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной  «сталинской» конституции на «брежневскую»  Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции  вносился ряд значительных изменений. Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию  была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР1. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России согласно новой редакции2:В названии Конституции и преамбуле слова «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» заменить словами «Российской Федерации — России». В наименованиях разделов I, III - VIII, X, XI и глав 8, 13 - 16, 19 - 21, в статьях 2, 4, 7, 10 - 12, 17 - 19, 22, 24, 27, 30, 71, 75, 80, 81 - 84, 86, 87, 92, 97, 102 - 123, 125, 127 - 136, 140, 146, 149, 152 - 157, 160 - 165, 167, 168, 171, 173, 176 - 185 слова "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика", "Российской Советской

Федеративной Социалистической Республики" и "РСФСР" заменить соответственно словами "Российская Федерация", "Российской Федерации.

Уже летом 1992 года Конституция  под новым названием была издана большим тиражом1. Статья 67 закона N 2708-I гласила:

Верховному Совету Российской Федерации привести законодательство Российской Федерации в соответствие с настоящим Законом.

Этого сделано не было. До декабря 1993 года действовали нормативные  акты о государственной символике, законы регулировавшие деятельность Верховного Совета, Съезда народных депутатов, Конституционного суда (и избрания, вступление в должность) Президента, где употреблялись наименование «РСФСР», антиконституционными они  признаны не были. В законе «О Конституционном  суде РСФСР» употреблялись два наименования: «Российская Федерация» и «РСФСР»

Конституция Российской Федерации 1993 года:

Конституция Российской Федерации  была принята 12 декабря 1993 года по результатам  всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту  Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а  не «референдум») был использован  для того, чтобы обойти положение  действовавшего Закона о референдуме  РСФСР, согласно которому Конституция  может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей  страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской  газете» — 25 декабря 1993 года.

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции РФ, главного научного сотрудника Института  мировой экономики и международных  отношений РАН, "президентский  проект" Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака  и Сергея Михайловича Шахрая, они  были лидерами процесса1, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции - себя и Сергея Алексеева. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции РФ, который в дальнейшем был вынесен Президентом РФ на общенародный референдум, и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г

2.2.Структура конституции  РФ

Действующая Конституция  РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические  и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит  из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции  и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и  переходные положения и служит основой  преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру  Конституции РФ можно отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы  человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные  поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения.

По своей структуре  и содержанию новая Конституция  близка к

традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство  которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех властей  в государстве и в то же время  установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся  политических традиций и отношений  на определенном историческом этапе  развития государства.

Из девяти глав Конституции  организации власти посвящено полностью  пять (гл. 4 - 8) и в значительной мере - две (гл. 1 "Основы конституционного строя" и гл. 3 "Федеративное устройство").

К характерной черте Конституции  РФ 1993 г. относится наличие в ней  основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующиенаиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержаниюони предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях. Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает имдействительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человекаи гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17). Характерной особенностьюКонституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет. Ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация - есть "демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской республики.То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой - это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления. Согласно статьи 110 Российской Конституции, "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации". Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное воздействие на нее, ибо "председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы" (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента (статья 113). Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п. 3 статьи 80, согласно которой, президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". И наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерациине только национально-государственным образованиями, но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).

3. Конституция и ограничение прав и свобод человека.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Несмотря на то, что в  соответствии с конституцией РФ права  и свободы человека являются высшей ценностью, конституция РФ допускает  их ограничение. Исходя из требований ст. 55, такие ограничения должны удовлетворять  следующим требованиям:

Ограничение прав не должно достигать таких размеров, при  которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных  прав человека и гражданина, подразумевающем  законодательное установление в  сфере соответствующих прав и  свобод меры свободы меньшей, чем  необходимая с точки зрения основного  содержания этих прав и свобод;

Никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных  актов;

Исчерпывающим перечнем оснований  для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита  основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства».

Ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую  меру, позволяющую реализовать приведённые  в предыдущем пункте цели.

Должны одновременно выполняться  все перечисленные в пп. 1-4 требования, а также остальные требования конституции РФ.

В противном случае ограничение  прав и свобод человека считается  антиконституционным.

Субъект конституционной  законодательной инициативы — это  субъекты, которые могут вносить  предложения о поправках и  пересмотре положений Конституции. Таковыми являются:

Президент Российской Федерации;

Совет Федерации;

Государственная Дума;

Правительство Российской Федерации;

законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

группа численностью не менее  одной пятой членов Совета Федерации  или депутатов Государственной  Думы.

Глава 9 Конституции РФ предусматривает  четыре вида поправок в зависимости  от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

1) изменение положений  глав 1, 2 и 9 Конституции;

2) поправки к главам 3 —  8 (кроме статьи 65);

3) внесение изменений  в статью 65 в связи с изменением  наименования субъекта РФ;

4) внесение изменений  в статью 65 в связи с изменением  состава РФ.

Изменения в статью 65 не устанавливают  какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому  изменения в статью 65 Конституции  вносятся в упрощённом порядке.

Внесение изменений в  статью 65 Конституции в связи  с изменением наименования субъекта РФ

Часть 2 статьи 137 Конституции  гласит:

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению  в статью 65 Конституции Российской Федерации.Нормативный акт До изменений После

Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 Ингушская РеспубликаРеспублика Ингушетия

Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия — Алания

Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия — Хальмг Тангч Республика Калмыкия

Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика — Чаваш Республики Чувашская Республика — Чувашия

Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Внесение изменений в  статью 65 в связи с изменением состава РФ

В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

Изменения в статью 65 Конституции  Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании  федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию  и образовании в её составе  нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового  статуса субъекта Российской ФедерацииФедеральный конституционный закон Дата внесения изменений Исключено из статьи 65 Включено в статьи 65

от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря 2005 Пермская область; Коми-Пермяцкий АО Пермский край

от 14 октября 2005 года № 6 1 января 2007 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; Эвенкийский АО

от 12 июля 2006 года № 2 1 июля 2007 Камчатская область; Корякский АО Камчатский край

от 30 декабря 2006 года № 6 1 января 2008 Усть-Ордынский Бурятский АО

от 21 июля 2007 года № 5 1 марта 2008 Читинская область; Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край

Поправки к главам 3-8 Конституции  Российской Федерации

Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции  Российской Федерации принимаются  в порядке, предусмотренном для  принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после  их одобрения органами законодательной  власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации"

Данные вопросы также  урегулированы в Федеральном  законе от 6 февраля 1998 года «О порядке  принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов  депутатов Государственной Думы и тремя пятыми голосов членов Совета Федерации. После этого предложение  о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение  должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее  чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов  рассмотрения, Совет Федерации в  течение семи дней направляет закон  Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации  Президенту, который в течение  четырнадцати дней подписывает и  опубликовывает его.

Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный  закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор  не принят.

Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут  быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура  пересмотра Конституции.

Процедура пересмотра Конституции  Российской Федерации начинается с  внесения субъектом конституционной  законодательной инициативы предложения  о пересмотре Конституции в Государственную  Думу. Если это предложение будет  принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также  должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок  формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном  Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает  одно из следующих решений:

подтверждает неизменность Конституции;

разрабатывает проект новой  Конституции, который:

принимается самим Конституционным  Собранием двумя третями голосов  или

выносится на всенародное  голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие  в голосовании, при условии, что  в нём приняло участие не менее  половины избирателей.1

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000. С. 124

3.1. Основные отличительные  черты Конституций

Российской Федерации 1978 и 1993 годов

Необходимость разработки и  принятия в России новой Конституции1993 была объективно обусловлена целым рядом причин, вызванных в первую очередь принципиальными изменениями в жизни российского общества в конце 80-х – начала 90-х гг.

С момента начала перестройки  в стране действовала Конституция, принятая в 1978 году Верховным Советом  РСФСР, в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного  государства. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям “коммунистического строительства”. Государство объявлялось “советским” и “социалистическим”, но не правовым. Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие.

Конституция 1978 года была принята  в связи с принятием в 1977 году Конституции СССР и в основном своем содержании закрепляла выводы о построении развитого социализма, о социальной однородности общества, о совершенствовании социалистических отношений.

Несмотря на утверждение  об общенародном характере государства, конституция 1978 года сохраняла свой классовый характер. При этом еще  более откровенно была отражена роль коммунистической партии, которая являлась “руководящей и направляющей силой  советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций” (ст. 6 Конституции РСФСР 1978 года).

В конституции сохранялась  и классовая ориентированность  демократии, которая именовалась  “социалистической демократией”.

Конституция с таким содержанием  сразу стала резко входить  в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 году.

Во - первых, с момента начала проведения в СССР процесса реформ, так называемой “перестройки” однопартийная система постепенно трансформировалась в полисубъектную многопартийную политическую систему.

Это создало совершенно новые  условия для реализации гражданами своей политической воли, привело  к образованию широкой сети политических партий и общественных движений.

Во-вторых, плановая экономика, основанная на монопольном положении  государственной собственности  и сверхцентрализованном государственном  управлении, стала активно замещаться рыночными экономическими отношениями. Это способствовало формированию многосекторной экономики, обеспечивало свободу всем участникам хозяйственной деятельности, раскрепостило частную собственности  граждан. Важнейшими признаками утверждающейся рыночной экономической системы  являются равноправие всех форм собственности  и их равная юридическая защита, свобода предпринимательства и  торговля, свободный труд в соответствии с физическими и духовными  способностями личности, поощрение  разумной частной активности и деловой  конкуренции.

В-третьих, характерное для  советского периода общественного  развития господство одной официальной  идеологии (коммунистического мировоззрения) уступило место идеологическому  и религиозному плюрализму, на основе которого стала утверждаться свобода  мысли и слова, получила развитие гласность.

В-четвертых, кардинально  изменился государственно-правовой статус Российской Федерации. РСФСР, входившая  в состав Союза СССР с 1922 г., 12 июня 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправным субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия как суверенное государство получила членство в таких организациях как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др.

В-пятых, принципиально модифицировалась государственно-правовая природа России как федеративного государства, Она перестала существовать как  федерация, основанная на автономии, и  стала развиваться как конституционная федерация с равноправными субъектами.

В конечном итоге, новый этап конституционного развития российского  общества был обусловлен принципиально важными крупномасштабными реформами, которые начались в СССР и РСФСР в середине восьмидесятых годов и закончились тем, что сформированный на основе свободных выборов I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о провозглашении России самостоятельным суверенным государством.

В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных  республик, включая предшествующую Конституцию Российской Федерации, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения  действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Далее, в Конституции имеется  отдельная глава (гл. 2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит  из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно  связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции.

Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным  слоям населения, в частности  нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий  трудящихся в построении общенародного  государства, о трудовых коллективах  как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности  и свободного предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном  рыночном хозяйстве.

Существенно, что права  и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с настоящей Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права. Это  обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей  страны в цивилизованное общество, а с другой - стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и молодежи и  на улучшение благосостояния народа.

По своей структуре  и содержанию новая Конституция  близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство  которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех властей  в государстве и в то же время  установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся  политических традиций и отношений  на определенном историческом этапе  развития государства.

Проекты первой Конституции  Российской Федерации в принципе соответствуют стандартам демократической  правовой государственности, особенно в том, что касается прав человека, их надлежащих гарантий и защиты. Но прежде чем все это воплотится в реальность, необходимо дождаться  тех времен, когда в стране не только сформируется нормальное гражданское  общество, но и практика эффективной  судебной защиты Конституции, конституционная  юрисдикция, являющаяся в современном  правовом государстве важнейшим  источником конституционного права. Ибо  конституция — это не просто совокупность декларативных и нормативных  установлений, а фундаментальные  правила правового общения, которые  должны постоянно применяться и  конкретизироваться в процессе непрерывного формирования и развития правопорядка. В этом смысле конституция служит основой всего правового законодательства.

3.2.Функции конституции

Роль конституции в  обществе реализуется в ее функциях. Можно

выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистичес-

кую.

Политическая функция  Конституции РФ заключается прежде всего впризнании и закреплении  политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам равныевозможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований.Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества,учреждает основополагающие правовые положения,являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права.Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юри дической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положенияконституции как государственный суверенитет,права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принципразделениявластей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражаетсяи в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституциивоплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнан-

ные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

Целевое назначение Конституции  Российской Федерации выража-

ется и в ее гуманистической  функции. Она состоит в том, что  в

Конституции воплощаются  общечеловеческие ценности, закреплены

права и свободы, характерные  для цивилизованного общества, объяв-

ляются составной частью правовой системы государства общепризнан-

ные принципы и нормы международного права и международные догово-

ры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его  судьба

являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает  на го-

сударство обязанность обеспечения  его достойного и цивилизованно-

го существования.1

1. Коваленко А.И.Основы конституционного права РФ М.1994

Заключение

Конституция РФ - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно - правовой акт, посредством  которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной  власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы  и обязанности человека и гражданина.

Конституция РФ по своей  правовой природе является фундаментом  правовой системы России. Эффективная  правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного и государственного строя. Обладает такими юридическими свойствами:

- учредительный характер (нормы Конституции закрепляют  основы государственного и общественного  устройства, учреждают важнейшие  государственные органы и т.д.);

- легитимность (Конституция  - это акт, принимаемый, как  правило, народом, или от имени  народа);

- верховенство (Конституция  имеет верховенство на всей  территории РФ, обеспечивает формирование  правового государства, подчинение  государства праву);

- прямое действие (Конституцию  РФ должны соблюдать все органы  государственной власти, органы  местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения);

- реальность ( соответствие  норм Конституции складывающимся  в действительности общественными  отношениями, способностью объективно  отражать достигнутое в политической, экономической, социальной и других  сферах);

- наличие базовых, основных  принципов(она определяет процесс  правотворчества - устанавливает  порядок и субъектов принятия  правовых актов, содержит перечень  нормативных правовых актов, которые  должны быть приняты в соответствии  с ней) ;

- программность (конституционные  положения придают ориентацию  развитию общества, характеризуют  общность важнейших целей государства,  личности в какой-то степени  отражают общенациональную, общенародную  идею);

- стабильность (обеспечивает  сохранение принципов общественного  и государственного строя);

- особая охрана (в ней  задействована вся система государственных  органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных  правовых формах).

В заключение хотелось бы отметить, что система охраны Конституции  РФ еще находится в стадии становления  и далека от идеала. Но, несмотря на это, возникновение такой системы  свидетельствует о повышении  роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку  именно Конституция, принятая всенародным  голосованием, должна ограничивать граждан  РФ от произвола государственных  органов, обеспечивать достойное существование  всем гражданам России и не допустить  возврата к тоталитаризму.

Библиографический список

1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2006.

2. В.Е. Чиркин. Основы государственной власти. –М.: Юристъ, 1996.

3. . Государственное право РФ.Учебник. / Под ред О.Е. Кутафина. – М.: Юридическая литература,1996.

4. ."Проблемы реализации Конституции России 1993 года" РИА "Новости" от 11.12.2008

5. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР"

6. Ст.2 Закона Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР»

7. Авакьян С.А. Конституция  России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000.

8.Конституция РФ.

 

 

[1] В.Е. Чиркин. Основы государственной власти. –М.: Юристъ, 1996. – С.56


   

     


Информация о работе Понятие, сущность и основные черты Конституции РФ как Основного Закона государства