Франчайзинг: сущность, признаки, основные черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 11:39, доклад

Краткое описание

Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)


Франчайзинг: сущность, признаки, основные черты.

 

 

Слово «франчайзинг» произошло от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах.

Франчайзинг несомненно явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной.

В большинстве стран мира работают ассоциации и федерации, основная задача которых защищать интересы франшизных компаний. Но до сих пор не сложилось единого и четкого определения этого понятия, полностью охватывающего все аспекты данной формы экономических отношений.

В настоящее время существует много точек зрений по поводу определения франчайзинга, которое дают различные ассоциации, отечественные и зарубежные авторы.

Так, например, в ГК РФ (ст. 1027) этот термин получил название «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии» и ему дается следующее определение: «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т. д.».

Международная ассоциация франчайзинга предлагает свое определение франчайзинга:

Франчайзинг – это контрактные взаимоотношения между франчайзером и предприятием-оператором, в рамках которых франчайзер предлагает или обязуется поддерживать такие области функционирования предприятия, как ноу-хау и обучение; при этом оператор ведет дело, используя общую торговую марку и технологию, владельцем которых является франчайзер, он же и контролирует их; и при этом оператор инвестирует существенную долю капитала своего предприятия за счет собственных средств.

Британская ассоциация франчайзинга дает следующее определение:

Франчайзинг – это контрактная лицензия, предоставленная одним лицом (франчайзером) другому (предпринимателю):

– позволяет или требует от предпринимателя вести определенный бизнес в течение срока контракта о льготном предпринимательстве под именем или используя имя, принадлежащее или ассоциируемое с головной фирмой;

– обязывает головную фирму осуществлять постоянный контроль на весь период соглашения за тем, как оператор ведет бизнес, который является объектом системы франчайзинга;

– обязывает головную фирму обеспечить оператора поддержкой в введении бизнеса, который является объектом франчайзинга (в области организации льготного предпринимательства, обучения персонала, сбыта, управления);

– требует, чтобы оператор регулярно в период действия соглашения выплачивал головной фирме все оговоренные в контракте платежи: и единовременную первоначальную оплату за право участвовать на рынке от ее имени, и фиксированные текущие платежи и отчисления;

– определяет, что этот контракт не является сделкой между холдинговой компанией и ее филиалом или между филиалами одной и той же холдинговой компании, или между частным лицом и компанией, им контролируемой.

Российская ассоциация франчайзинга также дает свое определение:

Франчайзинг – это система продвижения на рынке товаров и/или услуг, а также технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами Франчайзером и Франчайзи. При этом Франчайзер передает Франчайзи право и налагает обязательства вести бизнес в соответствии с концепцией Франчайзера. Эти права влекут за собой и обязывают Франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение, использовать торговую марку и/или товарный знак Франчайзера, его ноу-хау, методы ведения бизнеса и технологию, процедуры и другие права на производственную и/или интеллектуальную собственность при продолжительной поддержке в технических вопросах и в вопросах ведения бизнеса со стороны Франчайзера в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами для этой цели франчайзингового договора».

Иначе говоря, по своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг.

В представленных определениях можно выделить три ключевых элемента:

франшиза, франчайзер, франчайзи.

При этом под франчайзером понимается компания, которая выдает лицензию или передает вправо пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый - брэнднэймг). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Под франчайзи понимается человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора.

Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Под франшизой  понимается бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

На основе этих определений можно выделить три основных компонента франчайзинга:

1. «Идентичность». Франчайзинг основан на эксклюзивном использовании зарегистрированной торговой марки. Последняя, как правило, имеет конкретный имидж на региональном, общенациональном или международном уровнях;

2. «Операционная система». Имеет место строго определенная концепция бизнеса, передаваемая от франчайзера к франчайзи;

3. «Непрерывные финансовые отношения» в форме вступительного платежа (в момент приобретения франшизы) и последующих регулярных отчислений.

Франчайзинг основывается, как правило, на этих трех компонентах и имеет ряд основных черт и признаков, свойственных только ему, а именно:

– франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) — франчайзера и франчайзи;

– франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Применяя российскую терминологию, франчайзер является правообладателем;

– франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию на рынке товаров (услуг), и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером;

– франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т. е. это своего рода сеть, работающая по единой методике. Цель франчайзинга – это ведение своего бизнеса, цель сетей – это продажа большего количества товаров (услуг) и привлечение как можно большего числа участников;

– для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности;

– за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи.

Франчайзинг выражается в продолжительном сотрудничестве юридически и финансово независимых друг от друга предпринимателей в распределении товаров или услуг. Принципами такого сотрудничества являются:

– постоянное сотрудничество и высокая степень доверия партнеров; общие для системы стратегия сбыта и ценовая политика; совместное присутствие на рынке; оказание поддержки и обмен информацией; высокая степень предпринимательской инициативы; планирование и прогнозирование развития системы;

– совместная региональная политика; единые стандарты качества, услуг и товаров;

– контроль за качеством товара, услуги и управления бизнесом;

– отлаженная система поставок.

Таким образом, франчайзинг предоставляет франчайзеру самое главное экономическое преимущество — расширение сферы сбыта и увеличение степени контроля на рынке без больших капиталовложений; для держателя франшизы осуществление предпринимательской деятельности с минимальным риском для потребителя приобретение качественных товаров или услуг по приемлемым ценам с хорошим качеством обслуживания. В конечном счете, это и является основой успешного функционирования системы франчайзинга.



Информация о работе Франчайзинг: сущность, признаки, основные черты