Возбуждение дела об административном правонарушении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:11, реферат

Краткое описание

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.Состав административного правонарушения -совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Содержание

Глава 1 Административное правонарушение
1.1Понятие и признаки административного правонарушения
1.2 Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды

Глава 2 Возбуждение дела об административном правонарушении
2.1 Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении
2.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАААААТ (8).docx

— 24.72 Кб (Скачать файл)

Глава 1 Административное правонарушение

1.1Понятие и признаки  административного правонарушения

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического  или юридического лица, за которое  законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектами посягательства при  административных правонарушениях  могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  лица или юридического лица, за которое  КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие  признаки административного правонарушения:

-Общественная опасность.  В результате совершения административного  правонарушения причиняется ущерб  (урон) правам и законным интересам  граждан, общества и государства.  Это объективный признак административного  правонарушения.

-Противоправность - указывает,  что в результате совершенного  деяния нарушаются правовые запреты,  установленные нормами административного,  финансового, трудового и других  отраслей российского права. Административно-правовые  санкции охраняют отношения в  различных областях человеческой  деятельности, что указывает на  их универсальных характер. Это  субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли  законодателя.

-Виновность. Деяние признается  административным правонарушением  в том случае, если оно совершено  виновно, т. е. умышленно или  по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая  ответственность, допускаются в  гражданском праве (объективное  вменение).

-Наказуемость. За совершение  административного правонарушения  следует применение предусмотренных  законодательством мер административной  ответственности. Чаще всего речь  идет об административных наказаниях. Это не распространяется на  случаи исключения административной  ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

1.2 Состав административного  правонарушения: понятие, элементы, виды

Состав административного  правонарушения -совокупность объективных  и субъективных признаков, описанных  в правовой норме, необходимых и  достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного  правонарушения.

Элементы состава административного  правонарушения:

 

объект административного  правонарушения;

объективная сторона административного  правонарушения;

субъект административного  правонарушения;

субъективная сторона  административного правонарушения.

Значение состава административного  правонарушения состоит в том, что  он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в  деянии состава административного  правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного  правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими  обстоятельствами (особо квалифицированный).

По способу описания признаков  состава он бывает простым (состоит  из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму  вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

В зависимости от особенной  законодательной конституции, связанной  с определением момента окончания  правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных  в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента  совершения деяния и не требует наступления  конкретных последствий).

Возбуждение дела об административном правонарушении в юридической литературе рассматривается как:

1) правовой (административно-процессуальный) институт;

2) процессуальное решение;

3) правоприменительный акт  и юридический факт;

4) стадия производства  по делам об административных  правонарушениях.

В теории права под правовым институтом понимают систему взаимосвязанных  норм, регулирующих относительно самостоятельную  совокупность общественных отношений5. Он представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны  следующие признаки:

- однородность фактического  содержания (правовой институт предназначен  для регулирования самостоятельной,  относительно обособленной группы  отношений либо отдельных поступков,  действий людей);

- юридическое единство  правовых норм (нормы, входящие  в правовой институт, образуют  единый комплекс, выражаются в  общих положениях, правовых принципах,  специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий  для данного вида отношений  правовой режим регулирования);

 

- нормативная обособленность (нормы, образующие правовой институт, обособлены в главах, разделах, частях, иных структурных частях закона  либо иного правового акта)6.

 

Решение о возбуждении  дела об административном правонарушении должно быть процессуально оформлено. Вовне оно выступает в качестве правоприменительного акта.

В действующем законодательстве РФ в настоящее время отсутствуют  как общее понятие правового  акта, так и понятие административно-правового  акта.

В юридической литературе под административным актом (правовым актом управления) понимают правовой акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело (спор), устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке согласно установленной процедуре для достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций9.

Процессуальный акт возбуждения  дела об административном правонарушении по своему юридическому содержанию представляет собой индивидуальный правовой акт, поскольку соответствует всем его признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Возбуждение дела об административном правонарушении

2.1 Поводы к возбуждению  дела об административном правонарушении

 Статья 28.1. Возбуждение  дела об административном правонарушении

1. Поводами к возбуждению  дела об административном правонарушении  являются:

1) непосредственное обнаружение  должностными лицами, уполномоченными  составлять протоколы об административных  правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события  административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных  органов, а также из других  государственных органов, органов  местного самоуправления, от общественных  объединений материалы, содержащие  данные, указывающие на наличие  события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления  физических и юридических лиц,  а также сообщения в средствах  массовой информации, содержащие  данные, указывающие на наличие  события административного правонарушения (за исключением административных  правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального  закона от 23.07.2013 N 202-ФЗ)

(см. текст в предыдущей  редакции)

4) фиксация административного  правонарушения в области дорожного  движения или административного  правонарушения в области благоустройства  территории, предусмотренного законом  субъекта Российской Федерации,  совершенного с использованием  транспортного средства либо  собственником или иным владельцем  земельного участка либо другого  объекта недвижимости, работающими  в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими  функции фото- и киносъемки, видеозаписи,  или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

(в ред. Федеральных  законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей  редакции)

5) подтверждение содержащихся  в сообщении или заявлении  собственника (владельца) транспортного  средства данных о том, что  в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

(часть первая в ред.  Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей  редакции)

1.1. Поводами к возбуждению  дел об административных правонарушениях,  предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и  14.23 настоящего Кодекса, являются  поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также заявления лиц, участвующих  в деле о банкротстве, и лиц,  участвующих в арбитражном процессе  по делу о банкротстве, органов  управления должника - юридического  лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

(часть 1.1 в ред. Федерального  закона от 23.07.2013 N 202-ФЗ)

(см. текст в предыдущей  редакции)

1.2. Поводом к возбуждению  дел об административных правонарушениях,  предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является  принятие комиссией антимонопольного  органа решения, которым установлен  факт нарушения антимонопольного  законодательства Российской Федерации.

(часть 1.2 введена Федеральным  законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ, в ред.  Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей  редакции)

1.3. Поводом к возбуждению  дел об административных правонарушениях,  предусмотренных статьями 8.35 и 8.37 настоящего Кодекса, является  акт о наличии признаков административного  правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства  Российской Федерации в области  охоты и сохранения охотничьих  ресурсов, который составлен производственным  охотничьим инспектором в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

(часть 1.3 введена Федеральным  законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

2. Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы,  сообщения, заявления подлежат  рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

(в ред. Федерального  закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей  редакции)

3. Дело об административном  правонарушении может быть возбуждено  должностным лицом, уполномоченным  составлять протоколы об административных  правонарушениях, только при наличии  хотя бы одного из поводов,  предусмотренных частями 1, 1.1 и  1.3 настоящей статьи, и достаточных  данных, указывающих на наличие  события административного правонарушения.

(в ред. Федеральных  законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей  редакции)

4. Дело об административном  правонарушении считается возбужденным  с момента:

1) составления протокола  осмотра места совершения административного  правонарушения;

2) составления первого  протокола о применении мер  обеспечения производства по  делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего  Кодекса;

3) составления протокола  об административном правонарушении  или вынесения прокурором постановления  о возбуждении дела об административном  правонарушении;

4) вынесения определения  о возбуждении дела об административном  правонарушении при необходимости  проведения административного расследования,  предусмотренного статьей 28.7 настоящего  Кодекса;

5) утратил силу. - Федеральный  закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ;

(см. текст в предыдущей  редакции)

6) вынесения постановления  по делу об административном  правонарушении в случае, предусмотренном  частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего  Кодекса.

(в ред. Федерального  закона от 09.11.2009 N 249-ФЗ)

(см. текст в предыдущей  редакции)

(часть четвертая в  ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей  редакции)

5. В случае отказа в  возбуждении дела об административном  правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных  в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей  статьи, должностным лицом, рассмотревшим  указанные материалы, сообщения,  заявления, выносится мотивированное  определение об отказе в возбуждении  дела об административном правонарушении.

2.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях

 
Стадия рассмотрения дела - главная  в производстве по делам об административных правонарушениях. На ней принимается  акт, в котором признается виновность или невиновность лица, определяется мера воздействия. 
 
Процессуальным основанием для рассмотрения дела является надлежащим образом оформленный протокол о нарушении, постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении, постановление компетентного органа О прекращении уголовного дела. 
 
До рассмотрения дела по существу производится необходимая подготовка, включающая в себя решение компетентным органом следующих вопросов (ст. 29.1 КоАП РФ): 1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; 2) правильно ли составлены протокол и другие материалы дела; 3) извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; 4) истребованы ли необходимые дополнительные материалы; 5) о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката. 
 
При подготовке материалов дела об административном правонарушении соответствующий орган или должностное лицо обязаны решить вопрос - относится ли к его компетенции это дело. Если дело не относится к компетенции конкретного органа, то хотя и законодательство не определяет ложны два пути: возвращение тому органу, который представил рассмотрения; направление дела тому органу, который полномочен рассматривать. 
 
При подготовке к рассмотрению дела необходимо убедиться, что лица, в нем, извещены о времени и месте его рассмотрения. Вызов ГО к административной ответственности решается особо. По общему правилу дело разрешается в его присутствии. В отсутствие нарушителя рассмотрение дела возможно лишь в случаях, когда имеются сведения о том, правонарушитель своевременно извещен о времени и месте рассмотрения.  
 
Дела об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченным на то органом в 15-дневный срок ( ст. 29.6 КоАП РФ). В то же время законодатель установил 4 вида сокращенных сроков для рассмотрения дел об отдельных категориях административных правонарушений: в течение суток (например, мелкое хулиганство); в течение 3-х суток (например, продажа товаров без документов); в течение 5 суток (например, мелкое хищение государственного или общественного имущества); в течение 7 суток (например, нарушение правил торговли). 
 
Следует отметить, что указанные сроки исчисляются со дня получения органом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. 
 
Порядок рассмотрения дела. Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. 
 
Затем объявляется, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, всем участникам производства разъясняются их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. Их может заявлять лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, законные представители, адвокат, эксперт. 
 
Законодательство не устанавливает последовательности заслушивания лиц, участвующих в рассмотрении дела, однако, как правило, заслушивание начинается с допроса лица, привлекаемого к административной ответственности, И только затем следует переходить к вопросам, уточняющим сказанное, или к сведениям, содержащимся в протоколе или других материалах дела. После этого выслушиваются другие участники дела. 
 
В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе участвовать в производстве. 
 
В таких случаях в процессе рассмотрения дела заслушивается заключение прокурора (по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела). 
 
Рассмотрение дела – это оценка всех данных о правонарушении и правонарушителе. На основании совокупности доказательств необходимо выяснить, был ли совершен проступок. Виновно ли данное лицо, имеются ли обстоятельства, влияющие на степень и характер его ответственности. 
 
В том случае, если рассмотрение дела осуществляется коллегиальным органом, предусмотрено обязательное ведение протокола. При рассмотрении дела уполномоченным должностным лицом протокол не ведется. 
 
В протоколе заседания коллегиального органа фиксируется весь ход рассмотрения дела о правонарушении (дата и место заседания; наименование и состав органа, рассматривающего дело; содержание рассматриваемого дела; объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, их ходатайства; документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела; сведения об оглашении принятого постановления и разъяснение порядка сроков его обжалования). 
 
Рассмотрение дела завершается вынесением одного из следующих постановлений (ст. 29.9 КоАП РФ): о наложении административного взыскания; о прекращении дела производством. 
 
Постановление должно содержать (ст. 29.10 КоАП РФ): наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение. 
 
В постановлении наряду с наложением административного взыскания может быть решен вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба. Законом установлен 15-дневный срок возмещения имущественного ущерба со дня вручения виновному постановления по делу, а в случае обжалования или опротестования постановления – не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. 
 
Наряду с этим в постановлении указывается решение о судьбе изъятых вещей и документов (передаются владельцу, конфискуются, изымаются для последующей реализации в установленном порядке и т.д.). 
 
В ряде случаев компетентный орган (должностное лицо) может вынести решение о прекращении дела производством: при объявлении устного замечания; при передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива; при передаче материалов прокурору, органу предварительного следствия или дознания; при наличии обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях. 
 
При малозначительности проступка нарушителю может; быть сделано устное замечание, которое следует отличать от предупреждения, являющегося мерой административного взыскания.

Информация о работе Возбуждение дела об административном правонарушении