Административный надзор в банковской сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

В написании курсовой я поставил перед собой следующие цели:
- раскрыть понятие банковского надзора;
- раскрыть понятие административного регулирования;
- проанализировать порядок функционирования банковского надзора и его цель;
- выявить роль административного права в процессе банковского надзора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Банковский надзор………………………………….…5
Понятие и сущность банковского надзора………………………………5
Объекты и предметы банковского надзора……………………………..7
Задачи и функции банковского надзора…………………………………11
Список литературы к главе 1………………………………………….…14
Глава 2 Административно-правовое
регулирование………………………………………………………15
Понятие административного регулирования………………………….15
Понятие механизма административно-правового регулирования и его
Элементов…………………………………………………………………16
Список литературы к главе 2…………………………………………...17
ГЛАВА 3 Порядок функционирования банковского
надзора и его цель………………………………………………..18
Цели банковского надзора………………………………………………18
Формы и виды банковского контроля…………………………………20
Функционирование банковского надзора……………………………..22
Список литературы к главе 3…………………………………………...23
ГЛАВА 4 РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В
БАНКОВСКОМ НАДЗОРЕ……………………………………………..24
Список литературы к главе 4…………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы(общий)……………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_nadzor.docx

— 57.73 Кб (Скачать файл)

Главными целями банковского  регулирования и банковского  надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации  и защита интересов вкладчиков и  кредиторов. Банк России не вмешивается  в оперативную деятельность кредитных  организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами». Случаи, когда Банк России имеет  право вмешиваться в оперативную  деятельность, то есть осуществлять контроль,; это исключение из общего правила. Например, когда кредитная организация становится неплатежеспособной, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных федеральным законодательством, Банк России может ввести в нее свою Временную администрацию. Это уже не просто надзор, а контроль[2].

Банковский надзор отличается от контроля именно тем, что при нем  не происходит вмешательства в оперативную  деятельность кредитной организации. Надзор не вникает в вопросы целесообразности той или иной хозяйственной деятельности кредитной организации. Деятельность оценивается только с точки зрения ее соответствия федеральным законам и нормативным актам самого Банка России. В этом есть сходство с прокурорским надзором. Этим надзор отличается от контроля. Но при прокурорском надзоре нет исключений из этого принципа, а в банковском надзоре они есть. При определенных условиях, предусмотренных федеральными законами, например Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Банк России имеет право предъявлять такие требования, которые сужают самостоятельность кредитной организации[3].

2 Формы и виды банковского  контроля.

 

В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента:

1)  лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации;

2)  текущий контроль.

Лицензирование выполняет  функцию входного контроля. Целью  процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация  риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его  сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам  кредиторов и клиентов или угрозу системного характера. Причиной такого рода угроз является потенциальная  недобросовестность, недостаточная  квалификация менеджмента, непрозрачность корпоративной структуры, препятствующая реализации требований рыночной дисциплины и осуществлению эффективного надзора, заведомая неэффективность управления, исходная слабость капитальной или  неадекватность материальной базы, повышенная опасность принятия чрезмерных рисков.

Контроль над работой  банков осуществляется для того, чтобы  обеспечить устойчивость отдельных  банков, и предусматривает целостный  и непрерывный надзор за работой каждого банка в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

Банковский надзор может  быть двух видов: прямой (превентивный) и инспектирование (контрактный), на практике преобладает сочетание  того и другого методов.

Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на проведение банковских операций. Лицензирование становится средством, с помощью  которого ЦБ определяет возможности  создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.

Важный этап надзорной  деятельности — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, которую  представляют банки.[4]

Дистанционное наблюдение - это наблюдение за деятельностью  кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.).

В 2008 году ЦБ РФ назначил кураторов  практически во всех крупных и  средних банках. Основными задачами кураторов – формирование чёткого  представления о характере бизнеса  и профиле рисков в курируемой кредитной организации, постоянный мониторинг ее деятельности.

Постоянный контроль за отчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Второй вид банковского  надзора – контрактный (онсайт надзор). Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.

Общая цель инспектирования  состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении  кредитной организации. Эта общая  цель включает две конкретные цели. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные, определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

3 Функционирование Банковского надзора.

 

Банк России устанавливает  обязательные для кредитных организаций  и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации  внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Для осуществления своих  функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом  директоров, имеет право запрашивать  и получать у кредитных организаций  необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений о полученной информации.

При осуществлении функций  банковского регулирования и  банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной  проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных законом. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации, предшествующие году проверки.

Для осуществления своих  функций банковского регулирования  и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные Законом №86-ФЗ санкции по отношению к нарушителям[5].

Список литературы к  главе 3:

 Максимов М.В. Особенности правового  регулирования контроля и надзора  в сфере банковской деятельности в Российской Федерации.2002.

    1. Рыбакова С.В. Правовое регулирование надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций.2001.
    2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2012.
    3. Симановский А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс//Деньги и кредит. – 2001.
    4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2012.

 

ГЛАВА 4 Роль административного  регулирования в банковском надзоре.

Механизм осуществления  регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и  методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.[1]

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с  клиентами, назначение временной администрации  в проблемные банки.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания  специальных инструкций и организации  контроля за их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним  относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе “О банках и банковской деятельности”  и нормах международного банковского  права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических  методов.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Как отмечает Максимов М.В., в  зависимости от того, на какой стадии государственного управленческого  процесса применяются регистрационные, лицензионные, согласовательные, уведомительные, в т.ч. антимонопольные, банковские процедуры, они могут иметь либо характер банковского регулирования, либо характер банковского надзора [2]. Так, в момент создания кредитной организации упомянутые банковские процедуры являются элементами банковского регулирования. В последующем, например, при внесении изменений в состав учредителей, в уставный капитал и т.п., если, помимо регистрации, Банк России оценивает ранее проведенные сделки или принятые решения с точки зрения их законности, имеет место не только банковское регулирование, но и банковский надзор.

Надзорные органы применяют  к кредитным организациям меры воздействия  двух типов: предупредительные и  принудительные [1].

Конкретный состав применяемых  мер воздействия может, как включать меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия  разных типов.

Выбор мер воздействия  производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений Закона о банках, а также Закона о Банке России, Закона о банкротстве, нормативных  актов Банка России с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений; причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений; общего финансового состояния кредитной организации, а также положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.

Предупредительные меры воздействия  применяются в основном в тех  случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно  не угрожают интересам кредиторов и  вкладчиков. Могут применяться главным  образом на ранних стадиях возникновения  недостатков.

В частности, предупредительные  меры воздействия могут применяться:

•при ухудшении показателей  деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной  организацией, выполняются либо имеют  место незначительные нарушения  этих требований, не свидетельствующие  о развитии процессов, угрожающих финансовому  состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков;

•если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации;

•при несоблюдении требований федеральных законов и нормативных  актов Банка России в части  регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности, в частности:

•при несоблюдении кредитной  организацией требований Банка России:

Содержание предупредительных  мер воздействия включает:

•доведение до органов  управления кредитной организации  информации о недостатках в ее деятельности и об обеспокоенности  надзорного органа состоянием дел в  кредитной организации;

•изложение рекомендаций надзорного органа по исправлению создавшейся  в кредитной организации ситуации;

•предложения представить  в надзорный орган программу  мероприятий, направленных на устранение недостатков, включая при необходимости  обязательства, принимаемые на себя кредитной организацией, ее учредителями (участниками);

•установление дополнительного  контроля за деятельностью кредитной организации и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

К принудительным мерам воздействия  относятся [2]:

•штрафы;

•требование об осуществлении  кредитной организацией мероприятий  по ее финансовому оздоровлению, в  том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана  мер по финансовому оздоровлению;

•требование о приведении в соответствие величины собственных  средств (капитала) и размера уставного  капитала кредитной организации  в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Закона о банкротстве кредитных  организаций [3];

•требование о реорганизации  кредитной организации, в том  числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий  по реорганизации;

•ограничение проведения кредитными организациями отдельных  операций на срок до шести месяцев;

•запрет на осуществление  кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года;

•запрет на открытие филиалов на срок до одного года;

•требование о замене руководителей  кредитной организации;

•назначение Временной администрации  по управлению кредитной организацией;

•отзыв лицензии на осуществление  банковских операций.

Применяемые к кредитной  организации принудительные меры воздействия, как правило, оформляются в виде предписания.

Список литературы к  главе 4:

  1. Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банковский надзор как неотъемлемая функция Центрального банка.
  2. Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в российской федерации. Диссертация.2002.
  3. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2012.

Информация о работе Административный надзор в банковской сфере