Административный надзор в банковской сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

В написании курсовой я поставил перед собой следующие цели:
- раскрыть понятие банковского надзора;
- раскрыть понятие административного регулирования;
- проанализировать порядок функционирования банковского надзора и его цель;
- выявить роль административного права в процессе банковского надзора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Банковский надзор………………………………….…5
Понятие и сущность банковского надзора………………………………5
Объекты и предметы банковского надзора……………………………..7
Задачи и функции банковского надзора…………………………………11
Список литературы к главе 1………………………………………….…14
Глава 2 Административно-правовое
регулирование………………………………………………………15
Понятие административного регулирования………………………….15
Понятие механизма административно-правового регулирования и его
Элементов…………………………………………………………………16
Список литературы к главе 2…………………………………………...17
ГЛАВА 3 Порядок функционирования банковского
надзора и его цель………………………………………………..18
Цели банковского надзора………………………………………………18
Формы и виды банковского контроля…………………………………20
Функционирование банковского надзора……………………………..22
Список литературы к главе 3…………………………………………...23
ГЛАВА 4 РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В
БАНКОВСКОМ НАДЗОРЕ……………………………………………..24
Список литературы к главе 4…………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы(общий)……………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_nadzor.docx

— 57.73 Кб (Скачать файл)

В этом отношении вполне очевидной  становится роль юридических подразделений  в Банке России, способных определить весь тот состав нормативных актов, нарушение которых создает риски  в банковской деятельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в деятельности банков создается  нечто похожее на нишу, в которую  не заглядывает Банк России. Отсюда берут свое начало самые распространенные злоупотребления в кредитных  организациях, которые рано или поздно становятся причиной их краха, как, впрочем, и краха клиентов.

 

3. Задачи и функции  банковского надзора

 

Задачи и функции банковского  надзора конкретизируют и обусловлены  целями и объектами банковского  надзора.

Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы.

Исходя  из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

1)  предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

2)   защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

3)  не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

4)  способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников[3].

Но Братко А.Г. в своей работе  выделяет три основных задачи банковского  надзора:

- проверка соблюдения законов  и банковских правил,

- проверка соблюдения экономических  нормативов,

- проверка бухгалтерского учета и отчетности[2].

Исходя из задач, Братко А.Г. определяет функции банковского надзора. Функции  банковского надзора - это направления  проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации.

Функции банковского надзора - это  направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации. По мнению банковских специалистов, существует определенный перечень этих функций:

- изучение юридических вопросов  деятельности банка и соблюдение  им устава и лицензии;

- проверка соблюдения кредитной  организацией позиций банковской  лицензии;

- анализ баланса и отчетности  банка;

- изучение динамики отдельных  показателей банковской деятельности  и перспектив развития банка;

- проверка решений органов управления;

- проверка работы ревизионной  комиссии;

- анализ договорных отношений  кредитной организации с клиентами,  вкладчиками, дебиторами и кредиторами;

- проверка соблюдения договорных  обязательств кредитной организации в ее взаимоотношениях с клиентами и вкладчиками, дебиторами и кредиторами;

- анализ способов размещения  собственных и временно привлеченных  средств, проверка выполнения  обязательств по договорам (кредиты,  депозиты, конвертация, валютные  операции, ценные бумаги);

- проверка управления рисками;

- проверка формирования резервов;

- проверка гарантий;

- проверка обоснованности и  законности формирования доходов;

- изучение договоров и причин  потерь по отдельным видам  деятельности;

- выявление фактов искажения  доходов и расходов, обнаружение  возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с  результатами применения санкций  за нарушение и несоблюдение  договорных обязательств;

- выявление причин, мотивов и  обстоятельств, способствовавших  банковским нарушениям;

- выяснение целей нарушения  нормативных актов ЦБ РФ, выяснение  причин искажения отчетных показателей,  экономических нормативов,

- выяснение причин и целей  проведения банком убыточных,  неэффективных банковских операций  и сделок, прежде всего создающих  повышенный риск и повлекших  нарушение экономических нормативов;

- проверка соблюдения кредитной  организацией предписаний Банка  России.

Доктор экономических  наук Симановский А.Ю. определяет вышеперечисленные  функции как основные действия Банка  РФ и разделяет их на:

1)  основные (анализ и оценка финансового состояния кредитных организаций; осуществление контроля за выполнением кредитными организациями требований действующего законодательства и нормативных актов; применение в соответствующих случаях мер надзорного реагирования как предупредительного, так и принудительного характера).

2)  вспомогательные (издание документов, определяющих вышеупомянутые процедурные нормы, уровни рисков, принятие которых банками считается допустимым и прочее)[4].

Контрольные функции представляют собой осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы и проведение валютного контроля. Данная функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Таким образом, выполнение Банком России ряда надзорных функций обосновывается функциональной и экономической  целесообразностью. Помимо этого, специально в отношении банковского надзора следует иметь в виду, что кроме Банка России ни один орган не имеет опыта организации системы банковского надзора, включая в данном случаев понятие «опыта» систему функциональных возможностей кадрового обеспечения и представления о направлениях в развития надзора.

Список литературы к  главе 1:

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 28.07.2012) "О банках и банковской деятельности"// Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2012.
  2. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики) м., 2007г
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Справочно-правовая система «Консультант плюс», 2012.
  4. Симановский А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс//Деньги и кредит. – 2001

 

Глава 2 Административно-правовое регулирование

1 Понятие административного  регулирования.

Административно-правовое регулирование, как говорилось в ведении, охватывает все сферы жизнедеятельности  человека. Административно – правовое регулирование следует понимать как управление определёнными процессами жизнедеятельности человека. Некоторые люди крайне негативно относятся к данному термину, термину административно правового регулирования или государственного управления. Наученные горьким опытом «управления», в годы, когда существовал СССР, люди боятся доверять государству управление в некоторых социально – культурных областях и многие считают что, нужно исключить или как можно больше ограничить государственное управление в этих социально – культурных областях. Но необходимо возразить этим словам. Регулирование всех сфер жизнедеятельности людей, но необходимо разграничивать «разумное управление» и «слепое командование». Без управления со стороны государства не обойтись, так как посредством управления осуществляются основные социальные задачи государства, если не будет управления, то в нашей стране воцарит хаос и беспредел. Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. «Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес»[1]. Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Государство выступает гарантом равных условий хозяйствования.

2. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов.

 

Система элементов механизма  административно-правового регулирования  — это совокупность административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества.

Элементы этого механизма:

1) нормы административного  права;

2) акты толкования  норм административного права,  издаваемые уполномоченными на  то органами;

3) индивидуальные  акты;

4) акты применения  норм административного прав, издаваемые  должностными лицами органов  исполнительной власти при реализации  властных полномочий (в том числе  и индивидуальные акты);

5) административно-правовые  отношения.

Каждый элемент механизма  административно-правового регулирования  выполняет специфическую роль в  регулировании поведения людей  и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают  в качестве юридических средств  административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования  в определенной последовательности. Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.

Важнейшими средствами механизма административно-правового  регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Эти акты соответствуют двум уровням административно-правового регулирования. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников в правоотношении. Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.

В административно-правовом отношении как элементе правового  регулирования индивидуализируются  положения той или иной нормы  административного права, определяются характер, права и обязанности  участников отношения.

Нормы административного  права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере  управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение  и компетенция большинства органов  исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений  с другими субъектами управления. Нормы административного права  определяют также правовое положение  физических и юридических лиц  в различных сферах и областях государственного управления[2].

Список литературы к  главе 2:

  1. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М., «Закон и право», 1997, с. 137-138.
  2. Административное право Российской Федерации. (Учебник) Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. ( 2008 )

 

ГЛАВА 3 Порядок функционирования банковского надзора и его  цель.

1 Цели банковского  надзора

 

Банк России; это верхний  уровень банковской системы, а кредитные  организации, филиалы и представительства  иностранных банков; нижний. Перед  Банком России возникает проблема обеспечения  стабильности банковской системы, чтобы  предотвратить возможность системного кризиса. Банк России отвечает за финансовое состояние всей банковской системы. Поэтому он осуществляет такое регулирование, которое по своей сути является финансовым.

На наш взгляд, понятие  банковского надзора отражает две  стороны деятельности Банка России. Во-первых, Банк России проверяет финансовое положение кредитной организации  и тем самым управляет рисками  в банковской системе. Во-вторых, Центральный  банк проверяет соблюдение кредитными организациями законодательства и  других нормативных актов. Поэтому  банковский надзор имеет финансовое и юридическое содержание.

Банковские законы и соответствующие  им подзаконные нормативные акты устанавливают финансовые нормативы, которые должны соблюдаться кредитными организациями. Финансовые нормативы; это фактически технологические  нормы, обеспечивающие надежность банковских операций. Но поскольку они устанавливаются  нормативными актами, то тем самым  и приобретают юридическую форму. Поэтому и банковский надзор имеет  своей целью не только проверку соблюдения кредитной организацией финансовых нормативов, но и, помимо этого, еще  и проверку соблюдения ею нормативных  актов.

В некотором смысле юридический  надзор вторичен по отношению к финансовому  надзору. Суть в том, что организация  и функционирование каждого в отдельности банка и всей банковской системы должны быть такими, чтобы при максимально эффективном достижении целей денежно-кредитной политики обеспечивалась их надежность. Вместе с тем достижение надежности работы кредитных организаций предполагает упорядоченность их деятельности, то есть нормативность, которая, в свою очередь, создается только нормативными актами. В результате выходит, что финансовая составляющая в банковском надзоре приобретает юридическую форму[1].

И еще один момент; надзор нельзя отождествлять с контролем. Вопрос о различиях между банковским надзором и банковским контролем  обсуждается не только на страницах  монографий и научных статей, но и в диссертационных исследованиях. Однако, в отличие от монографических  исследований, в диссертационных  исследованиях мы все же не находим  сколько-нибудь глубокого изучения этой проблемы. А вопрос этот имеет  прямое отношение к совершенствованию  банковского надзора.

Информация о работе Административный надзор в банковской сфере