Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 10:55, курсовая работа
В написании курсовой я поставил перед собой следующие цели:
- раскрыть понятие банковского надзора;
- раскрыть понятие административного регулирования;
- проанализировать порядок функционирования банковского надзора и его цель;
- выявить роль административного права в процессе банковского надзора.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Банковский надзор………………………………….…5
Понятие и сущность банковского надзора………………………………5
Объекты и предметы банковского надзора……………………………..7
Задачи и функции банковского надзора…………………………………11
Список литературы к главе 1………………………………………….…14
Глава 2 Административно-правовое
регулирование………………………………………………………15
Понятие административного регулирования………………………….15
Понятие механизма административно-правового регулирования и его
Элементов…………………………………………………………………16
Список литературы к главе 2…………………………………………...17
ГЛАВА 3 Порядок функционирования банковского
надзора и его цель………………………………………………..18
Цели банковского надзора………………………………………………18
Формы и виды банковского контроля…………………………………20
Функционирование банковского надзора……………………………..22
Список литературы к главе 3…………………………………………...23
ГЛАВА 4 РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В
БАНКОВСКОМ НАДЗОРЕ……………………………………………..24
Список литературы к главе 4…………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы(общий)……………………………………………..29
В этом отношении вполне очевидной
становится роль юридических подразделений
в Банке России, способных определить
весь тот состав нормативных актов,
нарушение которых создает
Задачи и функции банковского надзора конкретизируют и обусловлены целями и объектами банковского надзора.
Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы.
Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:
1) предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
2) защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
3) не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
4) способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников[3].
Но Братко А.Г. в своей работе выделяет три основных задачи банковского надзора:
- проверка соблюдения законов и банковских правил,
- проверка соблюдения
- проверка бухгалтерского учета и отчетности[2].
Исходя из задач, Братко А.Г. определяет функции банковского надзора. Функции банковского надзора - это направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации.
Функции банковского надзора - это направления проводимой Банком России документальной или непосредственной проверки деятельности кредитной организации. По мнению банковских специалистов, существует определенный перечень этих функций:
- изучение юридических вопросов
деятельности банка и
- проверка соблюдения кредитной
организацией позиций
- анализ баланса и отчетности банка;
- изучение динамики отдельных
показателей банковской
- проверка решений органов
- проверка работы ревизионной комиссии;
- анализ договорных отношений
кредитной организации с
- проверка соблюдения
- анализ способов размещения
собственных и временно
- проверка управления рисками;
- проверка формирования
- проверка гарантий;
- проверка обоснованности и
законности формирования
- изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;
- выявление фактов искажения
доходов и расходов, обнаружение
возможных непроизводительных
- выявление причин, мотивов и
обстоятельств,
- выяснение целей нарушения
нормативных актов ЦБ РФ, выяснение
причин искажения отчетных
- выяснение причин и целей
проведения банком убыточных,
неэффективных банковских
- проверка соблюдения кредитной
организацией предписаний
Доктор экономических наук Симановский А.Ю. определяет вышеперечисленные функции как основные действия Банка РФ и разделяет их на:
1) основные (анализ и оценка финансового состояния кредитных организаций; осуществление контроля за выполнением кредитными организациями требований действующего законодательства и нормативных актов; применение в соответствующих случаях мер надзорного реагирования как предупредительного, так и принудительного характера).
2) вспомогательные (издание документов, определяющих вышеупомянутые процедурные нормы, уровни рисков, принятие которых банками считается допустимым и прочее)[4].
Контрольные функции представляют собой осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы и проведение валютного контроля. Данная функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.
Таким образом, выполнение Банком
России ряда надзорных функций
Административно-правовое регулирование, как говорилось в ведении, охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Административно – правовое регулирование следует понимать как управление определёнными процессами жизнедеятельности человека. Некоторые люди крайне негативно относятся к данному термину, термину административно правового регулирования или государственного управления. Наученные горьким опытом «управления», в годы, когда существовал СССР, люди боятся доверять государству управление в некоторых социально – культурных областях и многие считают что, нужно исключить или как можно больше ограничить государственное управление в этих социально – культурных областях. Но необходимо возразить этим словам. Регулирование всех сфер жизнедеятельности людей, но необходимо разграничивать «разумное управление» и «слепое командование». Без управления со стороны государства не обойтись, так как посредством управления осуществляются основные социальные задачи государства, если не будет управления, то в нашей стране воцарит хаос и беспредел. Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. «Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес»[1]. Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Государство выступает гарантом равных условий хозяйствования.
Система элементов механизма административно-правового регулирования — это совокупность административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества.
Элементы этого механизма:
1) нормы административного права;
2) акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;
3) индивидуальные акты;
4) акты применения
норм административного прав, издаваемые
должностными лицами органов
исполнительной власти при
5) административно-правовые отношения.
Каждый элемент механизма
административно-правового
Важнейшими средствами
механизма административно-
В административно-правовом
отношении как элементе правового
регулирования
Нормы административного
права направлены на организацию, упорядочение
и совершенствование отношений,
которые складываются в сфере
управления. Посредством административно-
Банк России; это верхний
уровень банковской системы, а кредитные
организации, филиалы и представительства
иностранных банков; нижний. Перед
Банком России возникает проблема обеспечения
стабильности банковской системы, чтобы
предотвратить возможность
На наш взгляд, понятие
банковского надзора отражает две
стороны деятельности Банка России.
Во-первых, Банк России проверяет финансовое
положение кредитной
Банковские законы и соответствующие
им подзаконные нормативные акты
устанавливают финансовые нормативы,
которые должны соблюдаться кредитными
организациями. Финансовые нормативы;
это фактически технологические
нормы, обеспечивающие надежность банковских
операций. Но поскольку они устанавливаются
нормативными актами, то тем самым
и приобретают юридическую
В некотором смысле юридический надзор вторичен по отношению к финансовому надзору. Суть в том, что организация и функционирование каждого в отдельности банка и всей банковской системы должны быть такими, чтобы при максимально эффективном достижении целей денежно-кредитной политики обеспечивалась их надежность. Вместе с тем достижение надежности работы кредитных организаций предполагает упорядоченность их деятельности, то есть нормативность, которая, в свою очередь, создается только нормативными актами. В результате выходит, что финансовая составляющая в банковском надзоре приобретает юридическую форму[1].
И еще один момент; надзор
нельзя отождествлять с контролем.
Вопрос о различиях между банковским
надзором и банковским контролем
обсуждается не только на страницах
монографий и научных статей, но
и в диссертационных
Информация о работе Административный надзор в банковской сфере